Формы правового нигилизма и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделяется большое внимание. Об этом, в частности, свидетельствуют опубликованные на рубеже XIX-XX веков работы известных российских учёных-юристов, философов: Муромцева С.А. «Определение и основное разделение права» (Москва, 1879); Коркунова Н.М. «Лекции по общей теории права» (Санкт-Петербург, 1904); Трубецкого Е.Н. «Энциклопедия права» (Москва, 1906); Кокошкина Ф.Ф. «Русское государственное право» (Москва, 1908); Шершеневича Г.Ф. «Общая теория права» Т. 1-4 (Москва, 1910-1912); Михайловского И.В. «Очерки философии права» (Томск, 1914) и другие.

Содержание

введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и исторические корни правового
нигилизма в России…………………………………………………….8
Глава 2 формы правового нигилизма. формы проявления и
особенности правового нигилизма…………………………….14
§1 Формы правового нигилизма и их характеристика……………………...14
§2 Формы проявления и особенности правового нигилизма в современной
России…………………………………………………………………………..23
Глава 3 Пути преодоления правового нигилизма…………..28
Заключение…………………………………………………………….…..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсик мой.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Длительное и безраздельное господство позитивного права в худшем его понимании (только как властной воли государства) и отрицание естественного права не могло привести к адекватным выводам и характерным для демократического гражданского общества. Зато эти воззрения хорошо вписывались в командно-бюрократическую систему, обслуживая интересы правящей партийно-политической элиты.

Право трактовалось, да и сейчас еще нередко трактуется, как средство, орудие, инструмент, рычаг, способ оформления политических решений, а не как самостоятельная историческая, социальная и культурная ценность. Такая интерпретация не могла выработать в общественном сознании подлинно ценностного отношения к праву. Напротив, усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли данного института. Главное – это экономика, политика, идеология, а не какие-то, там правовые ценности.

Но в последнее время появились и новейшие веяния, способные подогреть юридический нигилизм на теоретико-научном уровне.

Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его «измерения» и модификации (правотворческие экспромты, декларативность и многословие законов, неуважение к суду, ведомственность, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, разбалансированность правовой системы, несогласованность в управлении, неплатежи, сшибка полномочий и юрисдикции различных органов, вседозволенность и т.д.).

Надо сказать, что иногда слишком рьяное и бездумное исполнение закона объективно означает не добро, а зло, т.е. приносит вред. Это своего рода нигилизм «наоборот». Такое происходит тогда, когда закон – неудачный, ошибочный, не отражает действительных потребностей жизни. Их немедленная реализация вылилась в кампании, соревнования, рапорты – кто раньше создаст «трезвые зоны». Потом все быстро убедились, что «наломали дров».4

Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию.

 

 

§2 Формы проявления и особенности правового нигилизма в

современной России

 

 

 

Различие между социальной системой и жизненным миром присуще не одной России, но только здесь оно доходит до глубокого внутреннего раскола и составляет главную черту организма нации. Объяснить это можно разными причинами – мобилизационным характером модернизации, устойчивостью элементов традиционного жизненного уклада, отсутствием подлинного просвещения, искусственностью идеологических парадигм и т.д. Но названному несоответствию между официальной и реальной жизнью народа можно найти и другое, более простое название – социальная безнравственность. Нечётко соблюдаются должностные обязанности, не вовремя выполняются договоры, не в срок выплачиваются долги, утаивается истинное положение вещей, нарушаются законы, условия и правила, общественными интересами пренебрегают, идут поиски обходных «левых» путей, возникают правовые и нравственные компромиссы, не платятся налоги и т.д., не говоря уже о готовности к элементарным нарушениям нравственного достоинства – таковы причины, создающие разрыв между системой и тем, как она функционирует в действительности. Устранить этот разрыв – значит восстановить нравственное здоровье общества, привести в соответствие действия общества тому, что оно само утверждает.

Описанные явления по определению весьма свойственны деформированной правовой культуре, присущей политическому строю административно-командной системы управления. Но, поскольку в силу определённых демократических преобразований, политический строй нашей страны уже нельзя определить как таковой, и массы понемногу начинают осознавать то, что они в состоянии повлиять на политическую ситуацию посредством выборов, возникает опасность того, что люди, устав от творящегося беспредела, обвиняя во всех грехах нынешнюю власть, сами не осознавая последствий, отдадут свои голоса таким политикам, которые вновь ввергнут страну в пучину тоталитаризма. Такие настроения уже проявляют себя. Пресытившись «свободой», которая принесла анархию и обнищание, социальную нестабильность и безответственность властей, народ в ходе многих опросов высказывает ностальгию по «сильной руке», способной навести порядок, пусть даже отказавшись от демократических завоеваний.

Такая тенденция не способствует формированию в человеке личности, а без этого ни о каком гражданском обществе и речи быть не может.

Отметим некоторые отличительные черты правового нигилизма в России на современном этапе.

Во-первых, он характеризуется массовостью. Правовой нигилизм в России распространён не только среди граждан, но и в официальных кругах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах.

Во-вторых, он носит явно демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер. Правовой нигилизм также характеризуется оппозиционной направленностью, зачастую имеет регионально-национальную окраску.

В-третьих, правовой нигилизм проявляется в самых разных формах. Он может быть как криминальным, так и легитимным, проявляться как «наверху», так и «внизу» общества, как в профессиональных слоях, так и на бытовом уровне.

Правовой нигилизм сегодня характерен для всего общества в целом, не только для государственных служащих, отстаивающих государственные интересы или пользующихся своим должностным положением. Гражданами и должностными лицами нарушаются не только правовые нормы, регулирующие экономические отношения, но и нормы всех отраслей права. Далеко от нормального состояние экономики, социальной сферы, культуры, спорта и т.д.

Как следствие, мы пришли сейчас к логическому, вполне объяснимому результату в экономике страны.

Он является следствием как проводимой властью политики последних 10-15 лет, так и действий граждан. Этот результат нельзя назвать даже удовлетворительным.

Как было указано выше, правовой нигилизм присущ русскому народу издавна, это «хорошая» российская традиция. Нашему народу сложно двигаться вперёд, последовательно проводя реформы, шаг за шагом обдумывая свои действия. Складывается впечатление, что наш путь – революции и «перестройки». Причём «перестройки» под лозунгом «до основанья, а затем...».

Государство и общество пожинает сейчас плоды радикального правового нигилизма в экономике, такого нигилизма, который убирает из сознания субъекта всё, оставляя лишь корысть и собственнические интересы. Воистину, Россия страна крайностей.

Правовой нигилизм порождает следующие виды преступлений и правонарушений в экономической сфере: отмывание денег, банковские махинации, финансовое и кредитное мошенничество, создание и использование фиктивных фирм «однодневок», лжебанкротство, незаконные операции с ценными бумагами и чеками, уклонение от налогообложения.

Одним из опасных последствий правового нигилизма можно считать коррупцию, фактически ставшую одним из свойств власти в России. Коррупция – страшное зло для экономики и безопасности страны. Ведь основное значение этого слова в переводе с латинского языка – подкуп, разложение, гниение. Очень метко и точно сказал по этому поводу в своё время Президент США Теодор Рузвельт: «Убийца нарушает закон и отнимает у человека одну жизнь. Те, кто дают взятку, покушаются на жизнь всего общества». Самыми опасными последствиями коррупции в органах государственного и муниципального управления является рост теневой экономики, создание условий для роста подпольного и полулегального бизнеса, что в свою очередь приводит к возрастанию масштабов подкупа бюрократии. Коррупция позволяет создать режим безнаказанности за экономические преступления и финансовые махинации, подрывающие экономику страны.

Порождением правового нигилизма в экономике явилось и социальное расслоение общества на сверхбогатых и бедных. Разница доходов представителей сверхбогатого класса и бедного огромна – сотни, а то и тысячи раз. Как может появиться в подобных социальных условиях так называемый «средний» класс, если общество идеализирует способы быстрой, незаконной наживы, а возможности работать цивилизованно, по закону нет? Общее налоговое бремя таково, что предприниматель теряет стимул работать. Не помогают ему и государственные чиновники.

Нынешнее поколение госчиновников – в большинстве своём люди, получившие воспитание в период отрицания духовных ценностей, в так называемое «застойное время», повлекшее за собой полное отрицание правовых принципов управления государством. В это время на верхушке власти царила вседозволенность, а правовой нигилизм процветал во всех его проявлениях. К тому же необходимо учесть: у нас ещё нет чётко налаженного механизма исполнения законов государства, что приводит к чиновничьему произволу и в экономической сфере.

Крупный, олигархический капитал уже давно используется как существенный рычаг на всех уровнях власти. Лоббирование, проталкивание корпоративных интересов при принятии государственных решений видны простому обывателю каждый день. Стало закономерным финансирование избирательных компаний крупными коммерческими структурами. После избрания депутаты отрабатывают вложенные в них средства, принимая нужные их спонсорам законы.

Конечно, не только правовой нигилизм явился причиной сегодняшнего положения дел в национальной экономике, существует и множество других факторов, влияющих на неё так же деструктивно, как и правовой нигилизм. Бесспорно одно: будь размах этого явления в нашем государстве не таким широким, меньше проблем существовало бы и в экономической сфере.

 

 

 

 

Глава 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

 

 

 

Одним из главных путей преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры граждан. Естественно, необходимо модернизировать законодательство. Должна проводиться регулярная работа по профилактике правонарушений, осуществляться массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодёжи.

История свидетельствует, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства.

Юридические вузы должны готовить по-настоящему качественных специалистов. И, конечно же, должно, наконец, появиться уважение к правам и свободам личности со стороны государства. Граждане должны чувствовать себя безопасно, быть уверенными в том, что в случае проявления какой-либо несправедливости их защитят. Без этого правовая культура общества будет по существу своего содержания негативной, а противоправное поведение «низов» будет морально оправдано фактической дегуманизацией власти.

Таким образом, опираясь на право как часть правовой культуры и в целом на культурные традиции, в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции в обществе, что позволит, наконец, выйти из социокультурного кризиса и сформировать институты гражданского общества.

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определённым углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий, при анализе правовой культуры общества основной акцент смещён на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура – определённое «качество» правовой жизни общества, уровень её развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической – деятельность учёных-юристов, образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Информация о работе Формы правового нигилизма и пути его преодоления