Формы правления: монархия и республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

С незапамятных времен человечество задумывалось о форме правления, пытаясь найти наилучшую модель политико-социального развития индивида в сложных общественных системах. Шло время, а извечная проблема верховной власти оставалась главенствующей в политике и юриспруденции. Это подтверждается тем, что парадигма исторического процесса оказывает влияние и на современную теорию государства и права, постоянно испытывающую воздействие тенденций идейного поиска прошлых поколений ученых.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления………………………………………………………………………….6
Глава2. Традиционные формы правления. 2.1.Монархия…………………………………………………………………….10
2.2.Республика………………………………..………………………………….15
Глава3. Смешанные (нетипичные) формы правления………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.Формы правления.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской  форм правления – это смешанная  форма республиканского правления. При такой форме правления  главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент.

С одной стороны, парламент смешанной  республики имеет право вынести  вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока.

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку  парламентского большинства. Но если в  парламентарных странах президент  или монарх (номинальный глава  государства) лишь формально назначает  правительство, реально сформированное парламентской правящей партией  или коалицией, то в смешанной  республике избранный народом президент  вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и  добиваться его роспуска. Такое положение  невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому  смешанную республику считают самостоятельной  формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

В российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присуще черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.  

Глава 3. Смешанные (нетипичные) формы правления

Республиканская монархия – это такая форма правления, при которой присутствуют как черты монархии, так и черты республики.

Как уже отмечалось, глава  государства в монархии  –  наследственный  и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся  в  том  случае,  когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова  в  России  в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях  есть  такие монархи,  где глава государства не  пожизненный  и  не  наследственный,  а  переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система,  как  уже  упоминалось ранее,   существует   в   Малайзии   и   Объединенных   Арабских   Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом  из  этих  государств глава  государства  переизбирается  раз  в  5  лет.   Это   сближает   главу государства - монарха с  президентом,  а  монархическую  форму  правления  с республиканской. Однако оба государства остаются  монархиями,  ибо главой государства  не  может  быть   избран   любой   гражданин,   удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только  один  из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.

В Малайзии 9 из 13 субъектов  федерации  возглавляются  наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только  эти  9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает  главу  государства. В Малайзии Совет  правителей  не  обладает  властными  полномочиями,  власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной  реформы 1983-1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.

Иначе обстоит дело  в  ОАЭ. Высший  совет семи  эмиров  - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы.  Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает  определенное  число членов,  установленное  Временной  конституцией  1971  г.,  и  зависящее  от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет  эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие  выборы,  основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ  действует по существу коллективный монарх.

Монархическая республика –  это такая форма правления, при  которой главой является выборное лицо (президент), но при этом существуют черты монархии (бессрочность наследования).

Выше речь шла о монархиях, которые  имеют  республиканский  признак  - систематическую выборность главы государства. Вместе с  тем,  в  современном мире в условиях  тоталитарных  систем  появились  разновидности  республики, характеризующиеся  нелегитимностью   власти.   Например,  когда   в   стране происходит государственный переворот,  который ставит во  главе  государства единоличного  диктатора  (он может  называться  как  угодно – президентом, координатором,  вождем,  генеральным  секретарем    центрального    комитета партии  и т.д.) или группу диктаторов,   форма  правления  официально  может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее  демократическая  суть выхолащивается.  Это происходит и в том случае, когда законно избранное  или назначенное  должностное  лицо   (президент,   премьер-министр    и    т.п.) захватывает не принадлежащие ему по  конституции  полномочия,   отказывается оставить  свою должность по истечении срока  полномочий, - словом,  когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии  в  1933  г.,  Ж.Мобуту  в Заире  (тогда - Конго) в 1960 г.,  черные полковники в  Греции  в  1967  г., А.Пиночет в Чили в 1973 г.

      В фашистских  государствах по существу были  ликвидированы  выборы  как способ  формирования   органов   государственной   власти,   распущены   все оппозиционные политические партии, все формы власти подчинены  правительству во главе с  официально  признанным  вождем,  пользовавшимся  неограниченными полномочиями,   а   фашистская   партия   превратилась   в   государственную организацию.

      Есть и  примеры такой замены  монархии  республикой,  которые  означают ликвидацию  существовавшей  при  монархии  демократии.   Например,   те   же греческие "черные  полковники"  в  июне  1973  г.   ликвидировали  монархию, однако  демократии  стране   такая    "республика"   отнюдь   не   добавила. "Социалистические"  республики  служили и служат  прикрытием   единоличной диктатуры   генерального   первого   секретаря   компартии   или   групповой диктатуры  политбюро   ее   центрального   комитета.   Мало  отличаются   от абсолютной монархии некоторые республики  тропической Африки, где,  несмотря на наличие парламента и формально независимых судов,   власть  президента практически неограниченна (т.е.   монократические    республики).    Смена

президентов  здесь  происходит  обычно  лишь  в  результате  их  смерти  или

военного переворота, а  отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы  же  на  новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер.  В Малави,  к  примеру, президент вообще находится в должности пожизненно.

 

Заключение

Указанные критерии разграничения  форм правления и ныне сохраняют  свое значение, все они (кроме явно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление  новых признаков создаются неизвестные  ранее формы. «Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы  правления во многих вновь возникающих  государствах, как правило, приобретают разные черты, тем самым утрачивается жесткость существующих критериев и по юридическим признакам.

Принцип «разделения властей» не противостоит (во всяком случае –  не должен противостоять) единству государственной  власти.12 Он не отрицает «единство государства», но отрицает «единовластие». Смысл принципа разделения властей состоит в первую очередь не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ветвей, установления «единовластия», а говоря иначе – диктатуры. Естественно, принцип разделения властей не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов – в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип разделения властей по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении разделении властей представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное ) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.

Разделение властей преследует и другую цель – определение функций  каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение  полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это – дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно-техническую операцию.

Именно в зависимости  от формы правления определяется способ формирования органов исполнительной власти, субъект назначения и смещения министров, а также ряда других должностных  лиц.

 

Список использованной литературы

  1. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение, 2006, №4, С. 4 – 12.
  2. Зазнаев О. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис, 2006, №1, С. 92 – 103.
  3. Иванов В. В. Формы правления и политического режима // Свободная мысль. Номер журнала, 2009, №6, С. 175 – 192.
  4. Ковалев А. Специфика формы правления Российской Федерации // Восточное обозрение, 2003, №4, С. 95 – 102.
  5. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд., Спб.: Питер, 2005, С. 69 – 76.
  6. Комарова В. В., Полянский И. А. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации // Юрист, 2000, №12, С. 2 – 6.
  7. Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий // Государство и право, 2003, №10, С. 16 – 23.
  8. Левакин И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право, 2003, №1, С. 5 – 12.
  9. Мамут Л. С. От России конституционно-монархической к России демократическо-республиканской // История государства и права. Номер журнала, 2009, №11, С. 2 – 4.
  10. Мещеряков А. Конституционные способы воздействия Президента Российской Федерации на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право, 2005, №5, С. 19 – 22.
  11. Серегин А. Античные мыслители о монархической форме                       правления // Правоведение, 2006, №5, С. 160 – 168.
  12. Усанов В. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право, 2005, №12, С. 13 – 22.
  13. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право, 1994, №1, С. 6 – 12.
  14. Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право, 1997, №1, С. 4 – 11.
  15. Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права, 2000, №1, С. 70 – 77.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Платон. Государство // Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. С. 197 – 198.

2 Там же. С. 299 – 311.

3 Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик. С. 779.

4 Платон. Законы. С. 462 – 466.

5 Чичерин Б. Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999. С. 17.

6 Аристотель. Политика // Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997. С. 105.

7 Зазнаев О. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис, 2006, №1, С. 92 - 103.

8 В частности, в литературе выделяют 27 полномочий президента, каждое из которых может выступить основанием для классификации.

9 Абдулаев М. И. Теория государства и права // 2003.

10 Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права, 2000, №1, С. 70 – 77.

11 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1996, С. 83 – 84.

12 Комарова И. А. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации // Конституционное право, Юрист, 2000, №12, С. « - 6.

 


Информация о работе Формы правления: монархия и республика