Формы и источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Российской Федерации и взаимодействие различных источников права в различных правовых семьях .

Вложенные файлы: 1 файл

ТГп (Автосохраненный).docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.                                                                 

Например,  юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решение судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юриди – ческих предписаний выдающимися правоведами того времени.

Юридическими источниками феодального права были и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные правила (каноническое право, Коран), и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.

Пришедшая к власти буржуазия сохраняет в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев. Но, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом в качестве основной формы права становится нормативно-правовой акт, т.е. законодательство.

Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В од- них государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.

 

 

3.Формы (источники) права в российской правовой системе

Правовая система современной России была и остается системой государства европейской континентальной "семьи". В современных условиях нельзя согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, чтобы в РФ было "все как в США или Великобритании", в т.ч. и прецедентная по своим главным источникам правовая система "общего права". Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.

В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.

  • Вертикальное — распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.

  • Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация — когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.

Вопросы, не входящие в круг обозначенных статьями 71 и 72 Конституции РФ, относятся к компетенции регионов (ст. 73 Конституции РФ) и им предоставляется вся полнота государственной власти, ограничиваемая исключительно Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. В случае принятия федерального закона по вопросам, относящимся к ведению исключительно субъектов РФ, высшую юридическую силу имеют региональные акты (пункт 6 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно сложившейся юридической практике, существует два основных вида федеральных законов:

  1. Основной закон — содержит в названии предмет регулирования, а в преамбуле и статьях раскрывается порядок его осуществления.

  1. Закон о внесении изменений и дополнений (поправочный закон) — в целях улучшения порядка регулирования, вносит существенные и/или незначительные изменения в различные федеральные законы.

В некоторых случаях эти виды объединяются в рамках одного федерального закона.

Кроме того, в российской законодательной системе существуют кодексы. Это федеральные законы, объединяющие в себе нормы одной отрасли или направленности, что упрощает их поиск и применение в юридической практике. По состоянию на 2 мая 2013 года в России действует 19 кодексов[4].

Порядок принятия федеральных законов[править | править исходный текст]

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ. Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу.

Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов) и подписан президентом РФ.

В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его 2/3 голосов. Президент может наложить вето на закон, а чтобы преодолеть его закон в существующей редакции должен быть подержан 2/3 голосов депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации.

Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.

Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента РФ дано следующее толкование[5]:

  • указ — решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании;

  • распоряжение — решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации президента РФ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

К слову, правом давать официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений наделено Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ)

Порядок принятия актов президента

Проекты актов президента РФ могут быть подготовлены администрацией президента, либо федеральными органами исполнительной власти (в последнем случае, на рассмотрение президенту РФ проект акта вносится за подписью Председателя Правительства РФ).

                                              Вывод:

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников)  
напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука  
призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению  
форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в  
целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы  
источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. 

Итак, правовая система современной России является системой государства европейской континентальной "семьи". Ей присущи особенности источников права государства континентальной Европы. Поэтому правомерно закрепление в Конституции РФ системы источников права, главное место в которой занимает сама Конституция РФ, законы РФ и все другие подзаконные нормативные правовые акты РФ, которые составляют как бы главный "становой хребет" всей системы источников российского права.

 

 

 

 

 

.

                                        Заключение:

Таким образом, одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в-третьих, и это наиболее распространенный подход –- их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле – правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.

Важное познавательное и практическое значение имеет деление источников права на установленные государством и санкционированные им. Оно позволяет не только «разложить по полочкам», т. е. привести в единую систему многочисленные юридические источники права, но и прогнозировать их юридическую силу в зависимости от правотворческой «близости» к органам государственной власти их породившей.

К основным источникам права в современно обществе относятся нормативно-правовые акты, юридический прецедент, нормативный договор, священные писания, юридический обычай, юридическая наука.

Чтобы нормативно-правовой акт обеспечивал эффективность правового регулирования, необходимо определить предел его действия.

Все эти вопросы достаточно подробно рассмотрены в данной работе. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Таким образом, одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в-третьих, и это наиболее распространенный подход – их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле – правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.

Информация о работе Формы и источники права