Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных понятий, терминов, разновидностей форм государства.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
дать определение формы государства;
раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
рассмотреть виды политических режимов;
исследовать форму российского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы государства
1.1. Понятие и признаки формы государства
1.2. Структура формы государства
Глава 2. Форма государственного правления
2.1. Понятие, свойства и виды монархии
2.2. Понятие, свойства и виды республики
2.3. Особенности формы правления современной России
Глава 3. Форма государственного устройства
3.1. Понятие и виды государственного устройства
3.2. Особенности формы государственного устройства современной России
Глава 4. Политический режим
4.1. Понятие и виды политического режима
4.2. Политический режим РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

       Парламентарная монархия – это такая монархия, где вся власть фактически принадлежит парламенту. Он не только принимает законы, но и формирует правительство. Образцом    парламентарной    монархии    буржуазного    типа    служит Великобритания, Бельгия, Дания и т.д. Королевская власть  является  пожизненной и передается  по наследству прямым  потомкам  монарха. 

        

       Основные признаки парламентарной монархии:

  • законодательная власть принадлежит парламенту
  • монарх имеет право вето законы, принятые парламентом, но не использует его
  • правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства
  • кабинет министров формируется по итогам парламентский выборов победившей партией или коалицией
  • правительство несёт ответственность перед парламентом
  • формально именно монарх является главой исполнительной власти, хотя реально её осуществляет правительство.

       Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918), а сейчас в Марокко. Парламент только принимает законы, монарх является и главой государства и главой правительства. В реальной жизни власть монарха является более сильной по сравнению с парламентом.

      Основные  признаки дуалистической монархии:

  • формально – юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом
  • исполнительная власть находиться в руках монарха
  • законодательная находится у парламента
  • парламент фактически подчиняется монарху

 

 

 

 

2.2. Понятие,  свойства и виды республики

       «Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок»11.

Юридические свойства республики:

  • власть главы государства ограничена конкретным сроком
  • глава государства избирается народом или парламентом
  • глава государства представляет его от имени народа
  • за свои управленческие решения глава государства несёт юридическую ответственность
  • высшая власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении их полномочий
  • коллегиальный принцип принятия решений
  • источником власти признаётся народ

 

 

 

      «Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одной лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти»12. Президент руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооружённых сил. Он назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике существует жёсткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. «Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не вправе распустить парламент. Парламент может ограничить действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета»13. Образцом президентской республики служит Латинская Америка, Азия, Африка.

Парламентская республика – это форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. «Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства  назначается, как правило, президентом. Он формирует правительство, которое осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями. Он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики»14. Примером парламентской республики служит Италия, Индия, ФРГ.

Смешанная (полупрезидентская) республика – это такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. В этой республике президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов. Возглавляет правительство премьер – министр. Хотя президент является главой государтсва, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Образцом смешанной республики служит Франция, Россия, Болгария.

 

2.3. Особенности  формы правления современной  России

        «В соответствии со статьёй 1 Конституции РФ Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»15.

Россия является смешенной республикой. Парламентские  черты правления: президент России только глава государства, так как  исполнительную власть возглавляет председатель правительства. К президентским чертам относятся: самостоятельное избрание президента народом, возможность досрочного отстранения от должности только в строго установленном законе случае, при соблюдении жёсткой дисциплины. Однако анализ всех полномочий президента позволяет сделать вывод, что власть может полностью находиться в руках президента.

  1. Председатель назначает президента
  2. Заместители председателя правительства назначаются председателем, но утверждаются президентом
  3. Президент имеет право присутствовать на любых заседаниях правительства
  4. Часть структурных подразделений правительства подчиняются президенту
  5. Президент имеет право отправить правительство в отставку.

Все эти полномочия говорят о том, что реально  Россия является президентской республикой.

 

 

 

Глава 3. Форма государственного устройства

3.1. Понятие и виды государственного устройства

     Форма государственного устройства – это характеристика государства, показывающая распределение власти по его территории. Иными словами она показывает степень территориального единства государства.

 


 

      «Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований»16. Местные органы власти по всем вопросам подчинены центральным органам. Территория унитарного государства делится на отдельные административно – территориальные единицы, которые выделяются исключительно с целью организации управления, не имеют политических прав и свобод.

Свойства унитарного государства:

  • единая система права
  • единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны
  • единое гражданство, административно – территориальные образования собственного гражданства не имеют
  • государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны
  • компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов.
  • одноканальная налоговая система

Среди современных государств унитарными являются Турция, Египет, Франция  и другие.

    «Федеративное государство – это сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения долгосрочных задач»17. Территория государства состоит из составных частей, которые называются субъектами федерации. В отличие от унитарного государства, субъекты обладают некоторой долей собственных политических прав и свобод, т.е. не по всем вопросам они подчинены центральной власти. Любая федерация представляет собой добровольный союз субъектов. Федерации могут строиться по 2 критериям: административному и национальному. В административной федерации границы между субъектами проходят таким образом, чтобы обеспечить максимальную простоту. В национальных федерациях граница субъекта фиксирует историческое право народа, нации, этноса на данной территории. На данный момент таких федераций нет. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и другие.

Свойства федеративного  государства:

  • «добровольность и равноправие субъектов, образующих единое государство
  • установление их единого конституционного статуса
  • суверенитет федерального государства и суверенность субъектов федерации
  • общность территории и гражданства
  • единая армия, денежная, налоговая и таможенная системы
  • единое правовое пространство, верховенство федеральной конституции и законов на всей территории государства»18.

     Конфедеративное государство – это союз независимых государств, созданный для достижения каких – либо целей. Отсутствие единого суверенитета, т.е. решения всей конфедерации, имеет смысл для её субъектов лишь рекомендательное значение. Из – за отсутствия единого суверенитета конфедерацию нельзя назвать государством. Это неустойчивая форма. С течением времени она распадается или переходит в федерацию. «Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера»19. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из её состава. «Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг»20.

Свойства конфедеративного государтсва:

  • отсутствие единого суверенитета
  • отсутствие единого гражданства
  • правовая система везде своя, хотя и строится по общим принципам
  • отсутствие единой судебной системы
  • отсутствие налогов

     Таким образом,  в унитарных государствах обособление  частей в основном носит лишь административно – управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государтсва не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государтсва в целом, так и у его субъектов.

 

3.2. Особенности  формы государственного устройства  современной России

       В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам. Среди таких принципов выделяют следующие:

  • верховенство Конституции и федеральных законов
  • равноправие и самоопределение народов
  • государственная целостность
  • равноправие субъектов Федерации
  • единство системы государственной власти
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

        Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации21.

В настоящее время  можно обратить на следующие тенденции  формирования и функционирования федеративного  устройства Российской Федерации22:

– сохранена тенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения)

– наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов

– в Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений

– выверены подходы к определению понятия суверенитета

 

 

Глава 4.  Политический режим

4.1. Понятие  и виды политического режима

      «Политический режим – это совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти»23. Политический режим определяется или степенью свободы личности в обществе, или гарантированностью прав и свобод личности.

 

Демократический режим – это политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Этот режим предполагает широкий круг реально обеспеченных прав и свобод, защищённость личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе закон, формирование органов власти выборным путём, свобода деятельности различных субъектов политической жизни. При демократическом государственном режиме основные решения принимаются на основе мнения большинства, при максимально возможном мнении меньшинства. Уважение мнения меньшинства называется политический плюрализм.

Информация о работе Формы государства