Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи курсовой работы:
• изучить формы государства;
• рассмотреть формы правления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА .............................................................5
2 ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА...........................................................6
2.1 Форма государственного правления................................................................6
2.1.1 Монархическая форма правления ................................................................7
2.1.2 Республиканская форма правления..............................................................8
2.2 Форма государственного устройства............................................................10
2.2.1Унитарное государство ................................................................................10
2.2.2 Федерация.....................................................................................................11
2.2.3 Конфедерация...............................................................................................12
2.2.4 Другие формы государственного устройства ...........................................13
2.3 Политический режим .....................................................................................16
2.3.1 Демократический режим ............................................................................18
2.3.2 Тоталитарный режим ..................................................................................20
2.3.3 Авторитарный режим ..................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...........................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая  демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников21. Отсюда и ее название – непосредственная, т.е. та, которая приводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия:

    • выборы на основе всеобщего избирательного права;
    • референдумы;
    • сходы и собрания граждан;
    • петиции граждан;
    • митинги и демонстрации;
    • всенародные обсуждения.

Одни из них – выборы и референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный характер и не нуждаются в санкциях государственных  структур, другие имеют консультативный  характер. Однако не зависимо от юридической  природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия управленческих решений трудно переоценить, так как в них  находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести  то, что она дает больше возможностей (по сравнению с представительными  институтами) для выражения интересов  граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и  т.п.

Недостатки прямой демократии – это отсутствие стойкого желания  у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений  вследствие непрофессионализма большинства  «правителей» и т.д.

Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, слоев, социальных групп, политических партий и общественных организаций22.

Сильная сторона представительной демократии состоит в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с прямой демократией) для принятия эффективных решений, поскольку  в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более  рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии можно отнести возможность  неограниченного развития бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от своих избирателей, принятие решений не в интересах большинства  граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако демократические  режимы неоднородны. Особыми их разновидностями  выступают либерально-демократические  и консервативно-демократические  режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

2.3.2 Тоталитарный режим

Термин «тоталитаризм» был  введен в политический оборот идеологом  итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ века. В 1925 году данное понятие  впервые прозвучало в итальянском  парламенте. Его использовал лидер  итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого периода начинается становление  тоталитарного строя в Италии23.

В каждой из стран, в которых  возникал и развивал политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем, есть общие черты, которые  присущи всем формам тоталитаризма  и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми  областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного режима являются следующие:

    1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
    2. общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
    3. монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, мотивов и поступков людей;
    4. государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
    5. доминирующим методом становится насилие, принуждение, террор;
    6. господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
    7. права и свободы человека носят декларативный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
    8. фактически устраняется плюрализм; централизации государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.п.

Особой разновидностью тоталитарного  режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм24. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 году, целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется  воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывается на необходимости сильной, беспощадной  власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

2.3.3 Авторитарный режим

Авторитарный режим можно  рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим  политическими режимами. Авторитарный режим, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой –  жестче, антинароднее, чем демократический.

 Авторитарный  режим – государственно-политическое  устройство общества, в котором  политическая власть осуществляется  конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном  участии народа25. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания в период правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основными характеристиками авторитарного политического режима являются следующие:

    1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
    2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
    3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
    4. суд выступает, по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
    5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
    6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
    7. сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
    8. существует частичный плюрализм;
    9. права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
    10. силовые структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях.

 Авторитарные режимы неизбежно появляются там, где население не имеет высокой политической культуры, сохраняет в своем сознании пережитки феодальных почтительно-уважительных отношений к государственному аппарату, не способно четко сформулировать свои политические, экономические и социальные требования, последовательно и решительно отстаивать их перед государством и его органами.

Государственные органы и  должностные лица, осуществляющие государственную  власть, всегда склонны переоценивать  свою роль в управлении делами общества. И если общество не способно защитить своим политические права и свободы  и поставить под свой контроль деятельность государства, последнее  рано или поздно навяжет ему авторитарный режим, при котором узкая группа правящих лиц будет претендовать на роль единственного выразителя воли и интересов народа, а его лидер  – на роль вождя нации. Народу же при таком режиме не остается ничего другого, как постоянно благодарить  и прославлять свою «подлинно» народную власть.

Авторитарные режимы, таким  образом, не имеют исторической перспективы. Они характерны для этапа в  развитии общества, недавно освободившегося  от феодальных экономических отношений, но сохранившего в сознании значительной части населения отсталую политическую культуру. По мере ее развития и включения  в активную политическую жизнь большей  части взрослого населения страны, государство займет свое действительное место в обществе, превратится  в действительного выразителя его  интересов.

Авторитарный режим неоднороден  по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный  и иные пего разновидности.

Деспотический режим – абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве26.

 

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах его осуществления27. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц28. Военные режимы осуществляют власть либо коллективно (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п.  Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:

    • если при тоталитаризме устанавливается всеобщий, тотальный контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
    • если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика выборочного террора, направленного на предотвращение возможности появления оппозиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, форма государства  может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы  правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать  непрерывно происходящие в современном  мире изменения, чтобы дополнить  изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического  смысла уже существующих понятий  и стоящей за ними реальности.

Политические формы современных  государств складывались в течение  нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим  строем общества, его базисом. Большое  влияние на форму государства  оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия  образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства  еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда  на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

В современном мире наиболее распространенной формой государства  является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные  воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что  развитие форм государство достигла совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей  исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В  процессе исторического развития государственности  происходит постоянный процесс сбрасывания  старой формы, процесс ее постоянного  обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

Информация о работе Формы государства