Формирование теории государства и права и ее эволюция в ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Теория государства и права - наука, которая имеет направляющее, методологическое значение, и, прежде всего - в отношении отраслевых юридических дисциплин. Положения теории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Теория государства и права вырабатывает понятия, категории, классификации, идеи, концепции, которые используются в иных юридических науках.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

Было определено значение и место теории государства и права в системе юридических наук. Признано, что теория государства и права, изучая наиболее важные явления государственной и правовой жизни, выводит соответствующие этим явлениям юридические понятия, принципы и закономерности. Ими руководствуются отраслевые юридические науки.

Марксистско-ленинская правовая теория такие явления, как государство и право рассматривала в качестве единого объекта классового общества. Она исходила из того, что, поскольку определенный юридический порядок не существует вне общества, а тип общественной организации отличается, то и юридические нормы общественной жизни, как и юридическая деятельность, могут значительно отличиться от одного типа государства - к другому, от одного общества - к другому.

В последующие годы отдельные недостатки теории права и государства как общетеоретической и учебной дисциплины изживались, в подходе к изучению институтов государства и права все более стало преобладать творческое начало. Стали появляться книги, брошюры, сборники статей, посвященные отдельным вопросам общей теории государства и права. Работы С.Н. Братуся, С.Ф. Кечекьяна, В.С. Комарова, А.К. Стальгевича были посвящены обоснованию социальной ценности права, всестороннему исследованию механизма правового регулирования.

В связи с изданием собраний действующего законодательства Союза ССР и союзных республик, а также сводов законов Союза ССР и союзных республик общего теоретического осмысления потребовали вопросы систематизации общесоюзного и республиканского законодательства, такие как формы систематизации, пределы кодификационной деятельности, особенности кодификации в отдельных отраслях права и др.

Своеобразным итогом формирования материалистического толкования государства и права советской эпохи становится четырехтомный курс ,«Марксистско-ленинская общая теория государства и права», выпущенный в 1970-1973 гг. (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина) и обобщивший все, что сделано советской наукой в области теоретического осмысления государственно-правовой действительности: установление и признание классовой природы государства и права, разработка учения об исторических типах государства и права, обоснование марксистской идеи об отмирании государства и права при коммунизме, критика буржуазного государства и права, выделение этапов развития социалистической государственности.

Оценивая развитие теоретической науки о государстве и праве в 70-80-е годы ХХ века, нельзя не заметить, что если в области государствоведения успехи отечественных правоведов были весьма незначительными, то общеправовая теория обогатилась многими научными исследованиями в области теории правовых норм, правовых отношений, правосознания, правового статуса личности. Этому способствовали проводимые в масштабе всей страны научные дискуссии по проблемам правопонимания, системы права, правоприменения.

Предметом внимания общей теории государства и права становились не только политические вопросы теории революции, диктатуры пролетариата, сущности социалистического общенародного государства или научное обоснование принципов построения советского государственного аппарата. В разное время особенное внимание уделялось проблемам законности, правосознания и правовой культуры, правоотношениям, общим теоретическим вопросам системы права, критериев ее деления на отрасли. Так или иначе, диалектико-материалистический подход к изучению права долгое время был преобладающим. К концу советского периода в России сложилась целая плеяда видных юристов, теоретиков государства и права. Следует назвать такие имена, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров.

 

 

 

 

 

2.2 Теория государства  и права в России в конце  ХХ - начале ХХIвв.

 
Современная российская общетеоретическая правовая наука и общая теория государства и права как учебная дисциплина преимущественно развиваются по пути постижения права и государства в их тесной взаимосвязи. Объект теории государства и права организационно и методологически строится на изучении и последующей интерпретации всей юридической системы, взятой в глобальном виде, как всеобщего правового порядка, состоящего из различных систем права и систем применения права.

Чрезвычайно богата и современная библиография теории права и государства. Литературное творчество российских авторов-теоретиков государства и права за последние годы насчитывает десятки наименований одних только учебников: «Теория государства и права», «Общая теория права», «Общая теория права и государства» - таковы некоторые из заголовков этих книг.

Содержание российских произведений по актуальным вопросам теории государства и права, ставит общую теорию права и государства, выработанную современной российской юридической наукой, в один ряд с серьезными мировыми достижениями в сфере фундаментальных правовых знаний и области разработки методологических аспектов права.

Сейчас государство и право трактуются как важнейшие элементы цивилизации, как ценности, благодаря которым становятся возможным прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм. В условиях практического воплощения конституционного принципа идеологического многообразия отсутствует жестко установленная правовая идеология как система единственно правильных взглядов на государство и право. В связи с этим востребованными оказываются общетеоретические работы (как новые, так и прежних лет) ведущих отечественных теоретиков-правоведов: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, В.Н. Карташова, Т.В. Кашаниной, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, В.С. Нерсесянца, В.В. Оксамытного, А.С. Пиголкина, В.Н. Протасова, Т.Н. Радько, М.М. Рассолова, Ю.С. Решетова, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Ю.Г. Ткаченко, В.Е. Чиркина, Ф.Н. Фаткуллина, Л.С. Явича и др.

Нерсесянц читает, что в хаотическом потоке нынешних публикаций и представлений о путях развития постсоветской юриспруденции можно выделить несколько концептуально различных направлений. К числу таких направлений, на его взгляд, относятся следующие: конституционно-демократическое направление; марксистско-ленинское направление; традиционалистское (антизападническое направление, апеллирующее к дореволюционной русской юриспруденции).

Очевидно, что два последних направления (марксистско-ленинское и традиционалистское) обращены в прошлое, и лежащие в их основе консервативные идеи и концепции не могут стать надлежащим общим объединяющим началом для современной теоретической юриспруденции. Возможно, эти направления могут сложиться и устояться как отдельные школы в общих рамках постсоветской российской юриспруденции.

Первое (конституционно-демократическое) направление представляется в складывающихся условиях более перспективным в плане путей развития постсоветской юриспруденции в России. Данное направление развивается в русле положений действующей Конституции и общих идей, понятий и ориентиров, разработанных с позиций либертарно-юридического правопонимания.

Таким образом, современная отечественная теория государства и права, освобождаясь от ряда негативных черт (мифологичность, утопизм, спекулятивность, ортодоксальность, антиантропологизм) советской теории государства и права, продолжает развиваться в новых, перспективных направлениях. Она освобождается от тех научных конструкций, которые не позволяют объяснить сложные феномены политико-правовой действительности, ищет новые подходы.

Так, в последнее время практически заново пересматриваются идеи философии права (Ю.В. Тихонравов, В.П.

Малахов, И.П. Малинова), проблемы законности (А.Т. Боннер, В.М. Ведяхин, А.Ф. Ефремов, В.М. Горшенев, В.Н. Кудрявцев, А.Б. Лисюткин, Н.И. Муромцев), прав человека (В.А. Корнилов., Крупеня Е.М.), вопросы реализации права (В.И. Гойман, Ф.А. Григорьев), и другие темы.

Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания и о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться современные буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях. Стала понятна демократическая ценность конституционной законности

Особенно актуальна (как научно, так и практически) проблематика прав и свобод человека Приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований - государства, нации, народа. Различные аспекты юридической природы прав человека и механизма их реализации рассматриваются в рамках курса теории государства и права.

Права человека затрагивают различные стороны личной и общественной жизни человека, все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Наиболее часто в исследованиях выделяются следующие группы правового статуса человека и гражданина: гражданские права, политические права, экономические права, социальные прав, культурные права. Ряд зарубежных, а также и российских авторов, выделяют еще одну категорию прав - естественные права, которыми человек наделяется по факту своего рождения. Естественными правами человека называют право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию, они неотъемлемы и неотчуждаемы.

Единого мнения о классификации правового статуса человека и гражданина нет. Л.И. Глухаревой считает, что «система прав человека дифференцирована по сферам (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права), по генезису (правовые и законные), по субъектам-носителям (индивидуальные и коллективные права), по способам реализации (позитивные и негативные), по формам закрепления (естественные и позитивные), по связи с государством (права человека и права гражданина), и т.п.».

Общим же итогом современного периода в развитии научного познания прав человека явилось осознание научной общественностью, необходимости теоретического осмысления прав человека. Сейчас закладываются научные основы практики целенаправленного и результативного воплощения прав человека в жизнь.

Еще одной актуальной темой исследований является феномен «правового нигилизма» в России, его причины и пути преодоления. Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

По мнению Зрячкина А.Н. правовой нигилизм бывает активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права. В то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Так, А.А. Гирько отмечает, что для правового сознания современного российского общества характерно снижение уровня теоретико-правовых знаний. Что, на его взгляд является недопустимым: «В условиях действия новой Конституции РФ, реформ в области гражданского, уголовного, административного права, появления новых отраслей прав гражданину объективно необходимы правовые знания, без которых невозможно правомерное поведение в конкретных жизненных ситуациях».

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Мартышин О.В. полагает, что «нужно осуществлять комплексные мероприятия, связанные с правовым просвещением».

Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Ведь именно от состояния правового сознания граждан России зависит, в конечном счете, выход ее из глубокого социального кризиса, в котором она сейчас находится. Формирование демократических правовых институтов, развитие частной собственности, установление гражданских свобод и обеспечение свободы совести.

По-новому встал вопрос о социальном правовом государстве как одной из перспективных и прогрессивных целей развития российской государственности. Правовое государство - это реальное воплощение принципов законности и идей социальной справедливости. Концептуально-научные представления о социальном государстве сложились относительно недавно. Ее разработкой занимались и сегодня занимаются многие социологи и экономисты, историки и юристы, социальные психологи и этики. Только в нашей стране по этой проблематике опубликовано более трехсот научных работ, издано несколько монографий и учебных пособий, проводятся научно-практические конференции.

Практически все ученые согласны, что в нашей стране формирование социального государства только начинается, причем проходит трудно и весьма противоречиво.

Основные признаки правового государства современная наука определяет следующим образом: наличие развитого гражданского общества;

суверенитет народа; всеобщность права и верховенство закона; соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права; приоритет прав и свобод личности; принцип разделения государственной власти; самостоятельность и независимость судебной власти взаимная ответственность и доверие государства и человека. Эти отношения строятся не только на формально-нормативной основе, но и на не менее прочной основе морально-этических обязательств.

И.В. Леонов доказывает, что правовым и социальным государство нельзя провозгласить. Формирование правового социального государства - это длительный исторический процесс, который может успешно развиваться лишь при наличии соответствующих условий - высокого уровня экономики и культуры, соответствующего духовно-нравственного потенциала общества.

Информация о работе Формирование теории государства и права и ее эволюция в ХХ в