Формирование правовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:14, доклад

Краткое описание

Необходимым условием существования человека в обществе является право. Действие права распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни. Традиционно право определяется как система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых государством. чтобы разобраться в специфике права и правовой культуры, не достаточно ограничиться данным определением, для этого необходимо выявить особое место правовой культуры среди других форм человеческой деятельности.

Содержание

1) Введение
2) Правовая культура: понятие
3) Формирование правовой культуры
4) Пути повышения правовой культуры
4) Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

формирование правовой культуры.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

В теории права и практической деятельности  обычно исходят из того, что формирование  личности  (если иметь  в  виду не  исключительные  случаи,  а  массовые  явления)  происходит  не  только,  а  может  быть  даже  не столько под влиянием  средств воспитательного воздействия, сколько под  властью  среды,  реальных  общественных  отношений,  живой практики, конкретного  опыта.  Это  особенно  отчетливо  проявляется в условиях  современной действительности, когда воспитательная и образовательная деятельность переживают затянувшийся кризис. В жизни нередко попытки реализации новых нормативных актов встречают противодействие тех субъектов, которым непосредственно они адресованы. Причинами становятся особенности правового сознания, в том числе его дефекты, пробелы в праве, ошибки, коллизии, другие факторы и длительное отсутствие мер по их исправлению. Исследования последних лет подчеркивают общий ценностный кризис у молодежи.

 С другой стороны, принимаемые  нормативные правовые акты, призванные регулировать сферу образования не соответствуют уровню ментальности субъектов образовательных отношений, не отвечают первостепенным потребностям в этой области, а потому не могут быть реализованы с той степенью эффективности, которая изначально представлялась инициаторам нововведений.

Кроме того, сила и результат воздействия на индивидуальное сознание  в значительной мере зависит от того, как оно соотносится с  повседневными общественными явлениями. Важные характеристики школьника как субъекта образовательных  отношений,  такие  как  деловитость, гражданственность, социально-правовая  активность  развиваются  в  условиях, когда человек активно включен в общественные отношения,  имеет свой собственный реальный опыт практической деятельности в сфере права. Правовое обучение и воспитание являются средством, способствующим эффективной реализации права, предполагая, что в процессе целенаправленного воздействия осуществляется: познание и уяснение смысла прав и обязанностей; выработка отношений к ним; и, наконец, их использование. При этом первая и вторая стадии являются внутренними процессами, протекающими в правовом сознании  и  психологии  индивида.  Это есть  внутреннее реагирование духовного мира на воздействие правовой среды. Третья стадия- это внешнее проявление процессов, протекающих в правовом сознании личности.  При этом общество, да и сама правовая практика, определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации.  Личность несовершеннолетнего активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально.  Таким  образом,  правовая  социализация должна и может рассматриваться как двусторонний процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов мотивации поведения несовершеннолетних.        Изучение вопросов правовой социализации позволило выявить три важных этапа данного процесса. Первоначально индивид только овладевает правовой информацией. Он ее познает. На втором этапе происходит процесс личностного усвоения правовых ценностей. Исследователи считают, что личностное восприятие внешних стимулов в реальной действительности может иметь разные проявления:  это и  эмоциональная реакция на правовые явления, и оценка правовых норм и практики, а также правового поведения. Степень личностного восприятия правовых ценностей зависит от сформированности индивидуального правосознания на эмоциональном, рациональном, волевом уровнях. Особое значение приобретает развитость внутреннего самоконтроля, который представляет собой присущий духовному миру индивида социально-психологический  механизм волевых действий и поступков, раскрывающих особое качество личности– «ее способность к саморегуляции».

    Таким  образом, правовая  социализация проявляется через систему самоконтроля индивидов, согласовывающих свои поступки и действия с требованиями нормативного  комплекса.  

    На третьем этапе необходимо «перевести» сформированные установки, правовые идеи, принципы в реальные поступки личности, причем на всех стадиях жизненного цикла личности. К сожалению, в научных разработках по юриспруденции слабо исследуется проблема социализации обучаемых школ, в процессе которой личность формирует свои социальные качества, свойства, усваивает определенные ценности, нормы, общепринятые в коллективе, а также систему их оценок. В процессе такой социализации происходит усвоение социального опыта. Все отмеченное выше означает, что социализация школьника-это процесс  становления  его  личности под  воздействием  различных  факторов,  в  том  числе  экономических,  политических, нравственных и правовых.  В  формировании  правового  сознания  несовершеннолетних  важную роль играет деятельность в сфере права, основу которой и составляет правовая  компетентность.  Она  оказывает  воздействие  на  субъекта  с  сознательной  и мотивационной  (волевой)  стороны,  поддерживая  объективный (внешний) и субъективный (внутренний, воспитательный) аспекты формирования личности. В этом смысле деятельность в сфере права может рассматриваться как структурный элемент механизма правового воздействия, а также как средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений.  С позиции ценностно-ориентированного  аспекта правового воздействия, деятельность в сфере права, носящая организованный,  целенаправленный  характер может стать важным фактором формирования правосознания. 

  Таким образом, «идеальная модель» формирования правовой культуры личности связана с тремя формами правового сознания личности и общества, которые соответствуют, во-первых, дорефлексивному (обыденному), профессиональному (деятельностному) и рефлексивному (научному и оценочному) сознанию личности; во-вторых, правотворческой, правоприменительной и правореализационной деятельности государства; и, в-третьих, соответственно, правовым знаниям, пониманию, выполнению или невыполнению требований права личностью. Эту модель можно взять за основу не только диагностики состояния правовой культуры общества и личности, но и за отправной пункт в разработке технологий образовательной и воспитательной работы в образовательном учреждении, направленной на обучение интерпретации и апплициро- ванию юридических норм.

  Исследование правосознания студентов, проведенное С. С. Пискуновой показало, что «результативность действия правовой информации определяется знанием социально-психологических и психологических механизмов, воздействующих на понимание и восприятие и определяющих степень и эффективность влияния правовой информации. В значительной степени эффективность информационного воздействия в этом случае может быть повышена при ясном понимании мотивационной структуры личности (студента)» . При формировании диспозиций, которые связаны с ценностями, оценкой ценностей, деянием субъекта как ценности, следует обратить внимание на формирование мотивационной структуры потребностей, установок, ценностных ориентаций, интересов, конкретных мотивов действий. Определяющим мотивирующим направлением воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава любого образовательного учреждения и вуза, в том числе, является: выработка значимых социально-правовых установок, необходимых для духовнонравственного и правового развития личности, для формирования стойкой гражданской позиции, «чувства гражданственности». 

 На основании вышеизложенного, мы выделяем следующие функциональные компоненты формирования правовой культуры учащейся молодежи, основанные на трех концептуальных моментах образовательного процесса:

1) социально-мировоззренческий компонент,  сформировавшийся в виде правовых  представлений, сложившихся в  той или иной социальной общности;

2) индивидуально-мировоззренческий  компонент, выступающий в виде  сформировавшихся представлений  отдельной личности о собственных  правах и свободах, а также  видах своей деятельности и  ответственности;

3) аксиологический (ценностный) компонент, представляющий собой внутреннее отношение субъектов как к праву в целом, так и к требованиям правовых норм;

4) познавательный компонент (фактические  правовые знания), представленный  глубиной и качеством знаний  правовых норм и предписаний,  установленных и охраняемых государством.

5) оценочный компонент, который  заключается в оценке субъектами  своего правового положения, действующих  правовых норм, своей социальноправовой активности;

6) волевой компонент правового  сознания, выражающийся в правовой  установке (готовности) следовать  правовым нормам, не нарушать  их предписания.

 

Пути повышения  правовой культуры казахстанского общества.

  Приоритеты нашей  республики характеризуются политической  стабильностью и межнациональным  соглашением. В этом процессе  устойчивое, сбалансированное во  всех своих элементах и структурах  и вместе с тем, динамично  развивающееся общество, предполагает  правовую форму гармонизации  интересов личности, отдельных социальных  групп и государства (общества) в целом. Как отмечают ученые, решение задачи законодательного  обеспечения демократических преобразований  в полиэтническом и мультикультурном Казахстане обусловлено созданием правовых механизмов регуляции взаимодействия этнических общностей. Очевидно, что законотворческая деятельность должна проводиться с учетом национальных традиций; господствующей в обществе парадигмы правопонимания; общедемократических, гуманистических норм цивилизованного правопорядка. Таким образом, анализ особенностей правового сознания этносоциальных групп РК должен стать концептуальной основой разработки моделей реализации гуманистической сущности и нормативно-регулятивных функций права в специфических условиях Казахстана; выработки практических рекомендаций по формированию и совершенствованию правового пространства РК как стратегического направления государственного воздействия на процессы консолидации полиэтнического сообщества. По итогам социальных исследований Института философии и политологии МОН РК на вопрос «Как вы считаете, относятся ли правоохранительные органы (прокуратура, суды, полиция) одинаково ко всем жителям страны?» получены следующие результаты: сами творят правонарушения — 35 %, в основном — да — 11 %, защищают тех, кто имеет деньги и власть — 46 %, да — 5 %, другое — 2 %, затрудняюсь ответить — 1 %. Данный анализ показывает, что имеются проблемы по дальнейшему совершенствованию принципиальных механизмов правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.

     Состояние правовой культуры граждан является одним из показателей его правовой системы. Повышение правовой культуры, развитие правового сознания населения - важные критерии формирования гражданского общества, которые способствуют построению независимого, демократического и правового государства. 

    Для распространения  знаний о праве и правопорядке  государство должно использовать  все имеющиеся в его распоряжении  средства: литературу, искусство, школу,  печать, радио, телевидение, специальные  юридические учебные заведения. 

Основным элементом целенаправленного  воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю  жизнь.

    При повышении уровня  правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву.

    В настоящее время правовую пропаганду по основным направлениям политики государства осуществляют действующие школы правовых знаний, созданные в соответствии с Постановлением Президента Республики Казахстан № 2347 от 21 июня 1995 года, в целях повышения правовой культуры и правовой информированности населения, повышения эффективности правового обеспечения экономических программ и укрепления законности, правопорядка и дисциплины. 

    Только тщательно  продуманная и эффективная система  правовой пропаганды сможет повысить  правовую культуру общества и  будет способствовать повышению  уровня правосознания граждан.

     Следует отметить, что совершенствование правовой культуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального укрепления третьей ветви власти в Казахстане — судебной. По словам Председателя Верховного Суда К.А. Мами, главная задача состоит в том, чтобы у каждого человека, обратившегося в суд, независимо от исхода дела, всегда оставалось доверие и уважение к судье как к профессионалу, к суду в целом»

 

Повышение правовой культуры и правосознания граждан

 

Целевые индикаторы

Основные направления

Достижение задач  будет  измеряться следующими показателями:

-эффективность правовых  рамок;

-повышение правосознания  граждан, воспитание правовой  культуры населения

- совершенствовать правотворчество,  в процессе которого в нормах  права (с учетом высокого уровня  законодательной техники) должны  наиболее полно выражаться общественные  интересы и те закономерности, в рамках которых они будут  действовать;

- создать высокий уровень  правовой культуры населения,  традиции безусловного уважения  к закону, правопорядку, добропорядочности  и добросовестности как преобладающей  модели социального поведения;

- организовать правовое  воспитание учащихся во всех  организациях системы образования,  в т.ч. дошкольного образования;

- обеспечить неотвратимость  наказания и принудительное исполнение судебных и иных актов по всем видам правонарушений, путем изменения форм и методов государственного реагирования, в том числе направленных на привлечение к ответственности за неисполнение судебных и иных актов;

- обеспечить гражданам  доступ к правовой информации.

- повысится позиция Республики  Казахстан в рейтинге ГИК ВЭФ  по показателю «эффективность  правовых рамок»;

- к 2020 году 100% охват республиканских  и местных СМИ освещением мероприятий, 

направленных на повышение правовой культуры, в том числе

с использованием инновационных  методов;

- к 2020 году будет обеспечен  100% охват организаций системы  образования;

- доля реально исполненных  исполнительных документов к  2020 году увеличится до 70%.


 

    Неравномерность проводимых праворазъяснительных работ, в особенности в сельской местности, формируют маргинальное отношение граждан, создают конфликтные ситуации между государственными органами и местным населением, ведет к возникновению судебных споров между различными гражданами. Более того, отсутствие квалифицированных юристов и доступа к информационно-правовым ресурсам как база данных "Закон" также не способствует к повышению правовой грамотности и правовой защищенности граждан.  
      В условиях отсутствия доступа граждан к актуальной правовой информации, обращение граждан в высшие государственные органы возможно будет иметь тенденцию к развитию. Известно, что в казахстанском Интернет пространстве отсутствует абсолютное большинство нормативно-правовых актов Республики Казахстан, не говоря уже о комментариях к действующему законодательству и опыте зарубежных стран в решении аналогичных юридических вопросов. На сегодняшний день в казахстанском Интернет пространстве эффективно действует частный информационно-юридический портал www.zakon.kz , тогда как в соседней России имеются специализированные юридические порталы и сайты.  
      Вместе с тем, сегодня наблюдается развитие тенденции web-ресурсов центральных государственных органов по предоставлению гражданам юридических консультаций по вопросам налогового, трудового, таможенного законодательства. В целях совершенствования процесса праворазъяснительной работы, распространения и получения актуальной правовой информации, обмена положительным опытом, расширения возможности обращения к информации о деятельности министерств ежегодно совершенствуется функционирование интернет-ресурсов: обновляются рубрики, изменяется форма размещения материалов и т.д.  
      Определенный интерес в области доступа к правовой информации вызывает опыт европейских стран. В этих странах возможность доступа к нормативным правовым актам и юридической литературе предоставлен через сеть Интернет. Так, во Франции действует сайт www.legifrance.gouv.fr , где каждый человек может получить необходимую правовую информацию. В России, Белоруссии функционируют Национальные центры правовой информации.  
      В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 1 публичные центры правовой информации определены как "пункты свободного доступа граждан к официальной правовой информации в целях формирования правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву". При организации этих центров используется существующая структура библиотек, входящих в централизованную библиотечную систему. Использование опыта этих стран, безусловно, даст положительный результат в вопросах предоставления правовых знаний, правовой информации и повышения правовой грамотности населения.  
      Также, назрела необходимость использования новых методов и форм тренингового обучения как деловые и ролевые игры, анализ случаев из практики, мини-лекции с использованием слайд-шоу, внутригрупповые и индивидуальные исследования, дискуссии и, безусловно, учитывать психологические особенности отдельных категорий населения, поскольку без учета этих особенностей вопросы формирования правовых установок на практике иногда приобретает формальный характер. 

Информация о работе Формирование правовой культуры