Формирование правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение правового государства в современной России. Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:
− изучить понятие и основные принципы правового государства и на основании этого выявить его функции;
− определить значение концепции правового государства;
− проанализировать проблемы развития идей правового государства в России;
− выявить проблемы формирования правового государства в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Современная концепция правового государства …………………………………..4
1.1 Понятие и признаки правового государства……………………………………....4
1.2 Отражение признаков правового государства в Конституции РФ…………..…10
2 Формирование правового государства в России…………………………………..12
2.1 Практика и условия формирования правового государства в РФ……………….12
2.2 История развития правового государства в России………………………...……14
3 Проблемы и перспективы становления правового государства в РФ……………22
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая КР по теории права.docx

— 75.83 Кб (Скачать файл)

- утверждение принципа  плюрализма мнений и суждений  во всех сферах жизни - общества  и государства;

- развитие системы самоуправления;

- установление прочного  правопорядка, законности и конституционности;

- утверждение принципов  реальной демократии в сфере  экономики, культуры, науки и т.д.

2. Создание единого, внутренне  не противоречивого законодательства.

 В настоящее время  многие законы еще не приведены  в соответствие с  Конституцией. Время от времени возникает  конкуренция федеральных законов  и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается  на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным  спорам.

 Кроме того, в настоящее  время закон, будучи формально  основным, главенствующим юридическим  актом, на деле фактически растворяется  в многочисленных подзаконных, а  точнее - ведомственных нормативных  актах. Разумеется, возникающие общественные  отношения настолько сложны и  многогранны, что для их регулирования  недостаточно одного, пусть даже  самого авторитетного закона. Они  требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование  их неизбежно и обусловлено  самой природой и характером  регулируемых ими общественных  отношений. Необходимо только, чтобы  подзаконные акты не доминировали  в общей системе нормативно-правовых  актов и не искажали сути  и содержания самих законов.

3. Ограничение вмешательства  государства в сферу экономики.

 Развитие частного  предпринимательства в России  не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Опасные призывы к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

4. Разработка продуманной  национальной политики и эффективных  средств ее реализации.

 В условиях федеративного  устройства государство призвано  обеспечить сохранение исторически  сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями  связаны вопросы суверенитета, способа  организации и деятельности федеральных  органов государственной власти  и органов власти субъектов  федерации, обеспечения прав и  свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в  сфере межнациональных отношений  существует много негативных  явлений. Крайние формы национализма  и сепаратизма, стремление безответственных  националистических сил толкнуть  свои народы на путь самоизоляции  и выхода из состава федерации  порождают почву для межнациональных  конфликтов и их разрушительных  последствий, Примером может служить  Чечня, где националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости", "самоопределения" обрек свой  народ на страдания. Далеко не  продуманной и не правовой  была в данном случае и политика  федеральных государственных органов, которая привела к бесславной  и кровопролитной войне. Подобная  ситуация немыслима в правовом  государстве.

 Поэтому особое значение  в России приобретает правовое  воздействие государства на межнациональные  отношения путем сбалансированного  распределения полномочий между  федеральными и национальными  органами власти, выработки действенных  согласительных процедур. Государство  должно разработать и осуществить  комплекс мер по выравниванию  уровня развития народов, обеспечить  их фактическое равенство.

Таким образом, ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.

Главное в итоге – какое место занимает человек в системе ценностей того или иного государственного или общественного строя, какие реальные возможности ему предоставлены обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это особенно актуально в современных условиях изменяющегося с космической скоростью мира, когда в нашем обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно-политических отношений.

Все государственные органы должны стать реальным средством обеспечения достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.

Правовое государство – это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

 Стабильность и долгосрочность конституционной модели Российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации. Поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции – в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.

А для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства.

Таким образом, в РФ формирование правового государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы – либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача – не допустить коррозии свободы слова. Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.

И тогда, преодолевая различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

 

Заключение

 

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что правовое государство – это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство – идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью моей работы. Правовое государство – часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.

Можно также отметить, что целью правового государства является расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых механизмов их реализации и защиты. Правовая государственность как символ и социальный идеал представляет собой, прежде всего, прогрессивную идеологию гражданского общества, постепенная объективация которой на нормативном уровне обусловлена уровнем общественного правопонимания.

Приведенные в работе характеристики правового государства подчеркивают его главный аспект: вся система отношений в обществе и государстве должна строиться на правовых началах. Образно говоря, общественные отношения должны быть освящены правом.

Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.

Анализируя все изложенное, необходимо подчеркнуть:

1. Смысл правового государства  как явления многогранен и  неоднозначен, толкуется учеными  по-разному. Однако ясно, что не  любое государство, где действует  право, является правовым. Например, советское общество никогда не  было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но современная Россия провозгласила эту цель.

2. Правовое государство  не может быть введено сверху, учреждено декретом, законом, указом. Оно – продукт длительного  развития самого общества, социального  прогресса, культуры, цивилизации. Это  особый стиль жизни, мышления  и общения, особый экономический  уклад. Такие условия в нашей  стране пока не сложились.

3. В России правовое  государство будет формироваться  с учетом отечественной специфики, сложившихся культурно-исторических  традиций. Но в любом случае  это будет развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно  высоким уровнем жизни людей.

В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекламированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

Однако, построение правового государства в России возможно. Этот процесс займет много лет, но только при консолидации всех созидательных сил общества и при ответственной гражданской позиции каждого человека. Надо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2010.- 429 с.
  2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебное пособие. М.:- Юрайт, 2009.-324 с.
  3. «Правовое государство и гражданское  общество: пути формирования современной России», М., 2010 г. -398с.
  4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов.-   М.        2010.-237 с.
  5. Теория государства и права / Под. ред. А.И. Денисова. М. – 2010.-225 с.
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Новый Юрист, 2009.-385с.
  7. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. // под ред. В.М. Карельского и В.Д. Павлова. – М.: Издательская группа Норма-Инфра. М., 20010.-344с.
  8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. – М.: Просвещение, 2009.-401 с.
  9. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2009.-395 с.
  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2010.-37 с.

  1. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.

  1. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юрид литература , 2009. - 584 с.

  1. Голощапов А.М. Конституционные основы становления государственно-правовой стратегии Российской Федерации // Государство и право. 2005. №11.-153 с.
  2. Любашиц В.Я. Теория государства и права (учебный курс), М., изд. «Март», 2002 г.-239 с.
  1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. — М., 2008.-364 с.

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 2. М., 2002.-348 с.
  2. Российское законодательство Х-XX веков. В 9 томах. Том 6. М., 1988.-475 с.
  3. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. М. -2010.-238 с.
  4. Теория государства и права: учебник // под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2009.-327 с.

Информация о работе Формирование правового государства в России