Форма современного Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:31, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является узнать, в чем же состоит сущность государства и его природы.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия государства и его признаков;
2. Рассмотреть функции, которые выполняет государство;
3. Рассмотреть форму современного Российского государства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Понятие и основные признаки государства ……………………………...4
Функции государства ……………………………………………………...7
Типология государства …………………………………………………..11
Форма современного Российского государства ………………………..16
Заключение ……………………………………………………………….18
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все  времена. Международные организации берут на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это, даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары. Современный мир не стабилен. В настоящее время функция обороны является одной из самых главных.

Дипломатическая функция  способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной сцене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

Внешнеэкономическая функция  связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которая проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитие кредитно - финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между странами, территориально связанными друг с другом.

Внешнеполитическая функция  заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить  глобальные вооруженные конфликты. ООН является основным международным органом, координирующим политические интересы существующих государств. Также Совет Безопасности - постоянный орган ООН занимается вопросами политического урегулирования конфликтов. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные.

 

Типология государства

 

Типология государства  тесно связана с понятием формы  государства. Форма государства  показывает особенности устроения  и функционирования государства. Форма  государства как совокупность внешних  признаков государства показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими органами, какими методами. Она включает в себя три связанных между собой института: “форму правления, форму государственного устройства, государственный режим”.

Форма правления характеризует  состав высших органов государственной  власти, порядок их образования, организацию  и порядок взаимодействия между  собой и населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства  монарха (короля, царя, шах и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья, и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современной формой ограниченной монархии является парламентарная монархия, в которой у монарха - номинальная роль, ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичным примером парламентской монархии является современная Великобритания.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть парламентарные либо президентские.

В парламентарной республике главой государства является выборное должностное лицо (президент). Его  роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. В настоящее время парламентарная республика существует, например, в таких странах, как Италия, ФРГ, Австрия и др.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе  ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы  правительства. Правительство в  такой республике назначается самим  президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президентской республикой, является, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.

Форма государственного устройства - национально-территориальная  организация, т.е. как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение.

Государства по формам государственного устройства подразделяются на унитарные  и федеративные. Формой соединения государств, союза между ними является конфедерация.

Унитарное государство - это простое, единое государство, которое  не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства непосредственно делится  на административно-территориальные  единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.). Унитарными государствами являются, например, Япония, Франция, Эстония. В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д.

Федеративное государство - это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения  ряда государств или государственных  образований, которые выступают  в качестве членов федерации. Члены  федерации (штаты, земли, государства) имеют свое административно- территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, ФРГ и др.

Наряду с указанными выше элементами формы государства  его особенности с точки зрения демократизма или антидемократизма выражает понятие политического  режима.

Политический режим  характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами (демократическими, антидемократическими) с помощью которых осуществляется государственная власть.

Демократический режим  характеризуется признанием за гражданами широких прав и свобод, легально действующими оппозиционными партиями, формированием правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и так далее.

Антидемократический режим  имеет следующие признаки:

- главное, что определяет  характер государственной власти, это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим;

- характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни;

- свойственно огосударствление  всех общественных организаций  (профсоюзов, молодежных, спортивных  и т.д.);

- личность в антидемократическом  государстве фактически лишена  каких - либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции;

- реально существует  примат государства над правом, что является следствием произвола,  нарушением законности, ликвидации  правовых начал в общественной  жизни;

- характерный признак  - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой и др.

К антидемократическим  режимам относятся тоталитаризм и авторитаризм. Тоталитаризм - террористический режим, сформированный на основе однопартийной системы, опирающийся на общественно-политическое или религиозное движение при абсолютной концентрации власти в руках его лидеров.

Для тоталитаризма характерны абсолютная концентрация власти в руках "вождя" (причем вождь харизматического типа), однопартийная политическая система, наличие общественно-политического движения, государственно-организованный террор, жесткая регламентация экономики и антикапитализм.

Основным ценностным критерием организации тоталитарного общества является "тоталитарная идея" движения. При левой форме тоталитаризма (СССР - Сталин, КНР - Мао Цзедун) критерий социалистического движения - классовый (социальный). При правой форме (Германия - Гитлер, Испания - Франко, Италия - Муссолини) - критерий фашистского движения - национальный (расовый), при религиозной форме (Иран-Хомейни) - критерий исламского фундаментализма - религиозный.

Авторитаризм отличается от тоталитаризма тем, что отсутствует  монопольное общественно-политическое движение и соответствующая ему тоталитарная идея, террор не носит тотального характера и направлен в основном против противников режима, допускается оппозиция. Таким образом, форма государства может быть понята только во взаимосвязи всех составляющих элементов.

Развитие России как  правового, демократического, федеративного  и социального государства предполагает, что носителем суверенитета и  единственным источником государственной  власти РФ является ее многонациональный  народ. Демократия осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности. Государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-то его части, ответственны перед человеком и гражданином, человек, его права и свободы - высшая ценность. “Система государственной власти основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

 

Форма современного Российского государства

 

Основным, главенствующим законом Российской Федерации, является Конституция, в которой закреплены основные формы и положения конституционного строя России. Высшей ценностью в  Российской федерации являются человек, его жизнь и здоровье, честь  и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы, причем их признание, соблюдение и защита есть главная обязанность государства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, ответственно перед человеком и гражданином.

С принятием Конституции 1993 г. Россия стала республикой. Президент стоит над всеми ветвями власти, обладая полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах власти. В законодательной сфере он не только обладает законодательной инициативой и правом отлагательного вето, но и, что самое главное, правом издания нормативных указов, которые, по сути, во многих случаях заменяют законы. Особенно велики полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Он, по существу, единолично формирует Правительство. В отличие от Думы Президент может отправить в отставку все Правительство или любого министра. При этом определяет основные направления внутренней и внешней политики, а за ее осуществление Президент несет ответственность. В сфере судебной власти главная роль Президента заключается в том, что он, по сути, назначает всех судей страны. Ведь назначение Советом Федерации судей трех высших судов РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ), может быть осуществлено только по представлению Президента.

Россия является федерацией, но при этом она обладает существенными  особенностями, которые специфичны именно для нее и не характерны для других существующих федераций. Она образована по смешанному принципу. Большая часть ее субъектов (края, области, города федерального значения) образованы по территориальному принципу (национальный состав их населения значения не имеет). Другие же субъекты (республики в составе РФ, автономные округа, автономная область) созданы по национальному принципу: в каждой из них есть "титульная нация", которая дает название этому субъекту.

Все это определяет некоторую  неустойчивость нашей страны как  федерации, способствует появлению  национализма и сепаратизма. Однако меры, принятые в последние годы (создание федеральных округов, приведение законодательства субъектов в соответствие с законами России, преобразования в политической системе и др.), несколько стабилизировали Россию как федерацию.

Существует реальное идеологическое и политическое многообразие, действует множество политических партий и объединений, в том числе оппозиционных, более демократичными стали выборы (выдвижение нескольких кандидатов, свободная агитация за них, усиление контроля за поведением итогов выборов и т.п.). С другой стороны, население, избрав своих представителей, в дальнейшем (до следующих выборов) не имеет реального влияния на них.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что по свои основным характеристикам наше государство  не относится ни к одному из устоявшихся  типов государства, является переходным и может определяться как постперестроечное.

Информация о работе Форма современного Российского государства