Форма правления и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования являются формы государства в современном мире.
Предметом исследования являются формы государственного правления на современном этапе.
Цель исследования: определить и выявить общее и особенное в современных формах государственного правления.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить формы правления как самостоятельного элемента формы государства.
2. Классифицировать современные формы правления.
3. Рассмотреть монархические и республиканские формы правления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и элементы формы государства4
2. Классификация государств по форме правления7
2.1. Монархическая форма правления7
2.2. Республиканская форма правления14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Вложенные файлы: 1 файл

КР по ТГП.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Перечислим наиболее характерные черты президентской республики:

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов — через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (Конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко председательствует в правительстве, назначает членов Верховного суда, осуществляет право помилования.

Социалистическая республика — особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

Советская юридическая наука выделяла следующие основные особенности социалистической республики:

1. Ведущая  роль принадлежит представительным  органам, которые составляют основу  аппарата государственной власти.

2. Социалистическая  республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство  общественной жизнью в едином  государственном механизме, что  позволяло бы государственной  власти суверенно распоряжаться  обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать  распределение материальных и духовных благ.

3. В социалистических  республиках высшие и местные  органы объединяются в единую  представительную систему, основанную  на принципе демократического централизма.

4. В условиях  социалистического государственного  правления законодательная и  исполнительная власти соединяются  в лице работающих представительных учреждений.

5. Социалистическая  республиканская форма правления  предполагает подотчетность и  подконтрольность исполнительно-распорядительных  органов органам законодательной власти.

6. Социалистическая  республика создает необходимые  условия и предпосылки для  обеспечения руководящей роли  рабочего класса и его партии  в общественной и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Теоретические основы советской республики разработал В. И. Ленин. Изучив опыт русских революций 1905 и 1917 годов, он приходит к выводу, что республика Советов является наиболее целесообразной государственной формой диктатуры рабочего класса в России.

В республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:

1. Слом старого  буржуазного государственного аппарата  и образование таких органов  власти, которые бы обеспечивали  защиту завоеваний революции  вооруженной силой рабочих и крестьян.

2. Обеспечение  реального участия трудящихся  масс в управлении государством, превращение Советов в политическую  основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.

3. Руководящая  роль в организации государственной  и общественной жизни страны  принадлежит партии рабочего  класса, которая определяет и  направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Народно-демократическая республика как форма государственного правления возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру власти она мало чем отличается от советской формы правления. За исключением незначительных особенностей, народно-демократическая (народная) республика представляет собой такое же тоталитарное государство, где все нити государственной и общественной жизни находятся в руках партократии.

В странах народной демократии декларативно провозглашались верховенство представительных органов, народный суверенитет, тесная связь народа с государственным аппаратом. В действительности же государственная власть в этих странах была узурпирована партийной верхушкой, которая при подложке советской партократии проводила в жизнь общие для всех социалистических государств принципы антидемократического управления обществом.

Верховная государственная власть как власть народа (это провозглашалось в конституционных актах и в партийных документах) при отсутствии парламентаризма и разделения властей стала властью единственно организованной силы — массовой партии, построенной на началах строгого централизма, что обеспечивало контроль над всем обществом [5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Форма правления -  это категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия бывает абсолютной и ограниченной. Последняя, в свою очередь, делится на дуалистическую и конституционную (парламентарную). При абсолютной монархии власть монарха не ограничивается каким-либо органом. Сегодня абсолютная монархия — исключение. Она сохранилась в Саудовской Аравии, Брунее и ряде других азиатских государств.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства. Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие. - М.: Издательство " Проспект ", 2011. - 426 c.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Издательство "Зерцало", 2004. - 397 c.
  3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Издательство " Юристъ ", 2004. - 179 c.
  4. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.
  5. Коробов Г.А. Теория государства и права. Дискретный конспект. – М.: «Знания», 1998 г. – 534 с.
  6. Пиголкин А.С. Общая теория права. – М.: «Юнити-Дана», 1996. – 342-234 с.
  7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. - с. 87-114.

 

 

 

 

 


Информация о работе Форма правления и его разновидности