Форма государства и правового положения главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы выступает изучение основных форм государства и правового положения главы государства.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить понятие и структуру формы государства;
- рассмотреть форму правления как основной элемент формы государства;
- изучить основные формы правления в стране;
- определить правовое положение главы государства;

Вложенные файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)


                                            ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В различные периоды истории форма правления понималась по-разному. В аграрном обществе понимание формы правления ставился только вопрос определения того, как будет формироваться должность главы государства - путем выборов или в порядке наследования. В период распада феодализма и перехода к обществу индустриальному, сопровождающееся ослаблением власти монархов, становление и укрепление национального представительства, правительственные формы стали богатыми. Наибольшее значение стало иметь не выборная или наследственная форма выбора главы государства должности в стране, а то, каким образом сформированы отношения между главой государства, правительством, парламентом, как взаимно уравновешиваются силами, - словом, расположенные так, как требует принцип разделение властей.

Следовательно, форма  правления, предполагает: как формируются  органы власти высшие в государстве, их структура, основные принципы которые  лежат в основании взаимодействия между органами государственными, каковы отношения между руководством и рядовыми гражданами страны, степень, в которой организация органов государства позволяет гарантировать свободы и права граждан. Под самой формой правления рассматривают организацию государственной верховной власти, в особенности центральных и высших ее органов, компетенцию, структуру, порядок образования данных органов, их полномочия, взаимосвязь с населением, а так же степень принятия участия самого населения в их формировании. Ведущим элементом в структуре формы государства, занимает форма правления.

Многие государства стоят на завершающем этапе становления  и образования своей независимости, поэтому вопрос о выборе определенной формы правления и о правовом положении главы государства остается актуальным на данный период времени.

Объектом данной курсовой работы выступают различные формы правления, которые находятся в зависимости от правовых, национальных и исторических предпосылок в обществе.

Предметом данной курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируют вопросы изучения основных форм правления и правового положения главы государства в стране.

Целью исследования курсовой работы выступает изучение основных форм государства и правового положения главы государства.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

- изучить понятие и структуру  формы государства;

- рассмотреть форму правления  как основной элемент формы  государства; 

- изучить основные формы правления в стране;

- определить правовое  положение главы государства;

- изучить понятие,  признаки и основные разновидности  монархии;

- изучить понятие,  признаки и основные разновидности  республики.

Методологической  и теоретической основой курсовой работы служат научные труды в области теории права, права и государства, римского права, а также сравнительного правоведения.

В данной курсовой работе использованы следующие  приемы и методы: логический метод (он необходим для того, чтобы породить определенные выводы в конце исследования работы), формально-юридический метод (применяется при обобщениях), метод сравнительного правоведения, исторический метод (он необходим для сравнения действующих норм с теми, которые существовали ранее) и системный метод.

Научные проблемы, связанные  с изучением основных форм правления и правового положения главы государства являются предметом исследования различных юристов. С различных сторон и аспектах данную проблему рассматривали такие ученые, как М.А. Абдуллаев, Е.В. Антонова, В.К. Бабаева, А.Б. Венгеров, А.В. Клименко, С.А. Комаров, А.С. Пиголкина, А.В. Малько, Е.И. Темнов и многие другие.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографического списка. Во введении обоснована и рассмотрена актуальность, сформулированы основные цели и задачи исследования изучения основных форм правления и правового положения главы государства. В первой главе рассмотрена общая характеристика формы правления. Во второй главе изучены основные формы правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие и структура формы государства

 

 

 

Упорядочное регулирующее воздействие на общество, поведения  людей, групп, сообществ, государства, осуществляет с помощью верховенства закона и аппарата специального, в  лице органов иcполнительной, законодательной и cудебной влаcти, регулирующих органов. В связи с этим способом формирования, структуру высших органов власти государственной, основные принципы их взаимодействия между собой и местные органы власти, средства силового воздействия, которые они используют, представляют не только теоретические проблемы, но и имеют большую практическую ценность. В значительной степени эффективность форм функционирования и организации власти государства в обществе зависит от полномочий существующих властных институтов правильно реагировать на потребности и желания, возникающие у населения и способностью их удовлетворять.

Если под категорией сущность государства  определяется, в чем заключается  закономерное, главное в государстве, то категория форма государства, - понимается как и кто осуществляет власть в обществе, как действуют и устроены в нем властные  государственные структуры, каким образом происходит объединение населения в определенной территории, как это связано, через многообразные политичеcкие и территориальные образования в целом с государством, как осуществляется власть политическая, какими приемами и методами.

В значительной степени от формы государства зависит жизнь политическая в обществе, устойчивость институтов государственных. Форма государства выступает в качестве структуры, на которое оказывает влияние как экономико-социальные факторы, природные, так и климатические условия, национальные, исторические и религиозные особенности культурного уровня развития в обществе, и т.д.

Форма государства - это способ обучения, осуществления и организации власти государственной. Форма государства как сложный правовой порядок формирования, распределения и действий органов власти государственной и управления включает в себя три основных элемента, которые взаимосвязаны между собой:  форму государственного устройства, форму правления, и форму политического (государственного) режима.

В саму структуру формы государства входят:

  1. Форма правления – характеризует порядок организации и образования высших органов власти государственной, их взаимосвязь с населением и друг другом.

В развитых странах формы  государства имеют свои определенные  признаки и особенности, которые  по мере развития общественного дополняются  более новым содержанием, обогащаясь во взаимодействии и взаимосвязи. Однако, форма всех государств, в особенности современных, имеет более общие признаки, что в большей степени позволяет дать определение всем элементам формы государства.

  1. Форма государственного устройства или единства - представляет собой совокупность способов организации власти государственной с учетом деления внутреннего государства на части, в пределах его территории, в отношении государства и его частей между собой.
  2. Политический или государственный режим представляет совокупность основных методов и приемов осуществления власти государственной и их организационное и политическое воплощение в государственной системе.

Таким образом, все три  основных элементов структуры формы  государства представляют собой  органическое единство. Они представляют не три формы, а три аспекта единого форма государства, которая в каждом определенном случае принимают, уникальный вид. И все же ведущие и доминирующая роль принадлежит политическому или государственному режиму, поскольку она оказывает огромное влияние на оставшиеся формы государства и является наиболее распространенной политической предпосылкой. Все определенные изменения в методах осуществления власти государственной - в сторону ли демократия или, наоборот, автократия - неизбежно во многом влияют на форму правления, хотя и в менее значимой степени, в форме государственного устройства.

 

    1. Форма правления как основной элемент формы государства

 

Одной из наиболее важных частей формы государства выступает  форма правления. Само понятие формы  правления стало зарождаться еще до нашей эры. Писал Аристотель о делении формы правления в определенной зависимости от того, «верховная власть осуществляется одним лицом - монархия, аристократия  - ограниченным числом лиц, народом  - демократия». В принципе, до настоящего периода времени остался данный критерий: формы правления подразделяются в зависимости от того, кем осуществляется верховная власть одним человеком или принадлежит во многом коллегиальному органу который избирается.

Форма правления «раскрывает  способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании» показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, под формой правления подразумевают организацию  верховной государственной власти, в особенности высших и центральных  ее органов, структуру, компетенцию, порядок  образования этих органов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы  государственного правления подразделяются на: монархические (абсолютные, конституционные), республиканские (президентские, парламентские).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

2.1 Понятие, признаки и основные разновидности монархии

Термин "монархия" греческого происхождения ("монос"- один, "архе" - власть) и означает единовластие, единодержавие. Монархией можно назвать такое  государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним  лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или "царствующему дому" и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия. Эта власть нередко обожествляется (монарх - помазанник Божий).

На сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения.

Из этого исходит и большинство  действующих конституций монархических  государств. Так, согласно ст.1 Конституции Японии 1946г. "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть"1. Символом единства и постоянства государства называет короля ст. 56 Конституции Испании 1978г. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх.

Бельгийская Конституция 1831 г. например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, различают выше перечисленные разновидности монархии. Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Т.е. монарх персонифицирует государство, сплачивая граждан, объединяя их в единое целое. "Государство - это Я", - формула государства короля Франции Людовика. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими- то правами и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия чрезвычайная редкость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные "конституции", однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" можно, например, считать Временную Конституцию Катара 1972г. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Информация о работе Форма государства и правового положения главы государства