Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"!?! вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

Содержание

Введение 3
Раздел I. Понятие формы государства 4
1. Формы государства 4
Форма правления 5
Форма государственного устройства 6
2. Формы рабовладельческого государства 9
3. Формы феодального государства 12
4. Формы капиталистического государства 15
Раздел II. Форма правления 17
1. Формы правления и государственного режима 17
Понятие формы правления и государственного режима 17
Классификация форм правления 18
2. Монархия 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентская монархия 21
3. Республика 22
Дуалистическая (президентская) республика 23
Парламентская республика 24
Смешанная (полупрезидентская) республика 24
Советская республика 25
Раздел III. Государственное устройство 26
1. Территориальная автономия 27
2. Формы политико-территориального устройства 29
3. Унитарное устройство (унитаризм) 30
4. Федеративное устройство (федерализм) 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваям работа.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Кафедра ______________________

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

на тему «Форма государства.

Исторический опыт и современные проблемы»

 

 

Выполнил:

 

 

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

 

Содержание

 

Введение           3

Раздел I. Понятие формы государства       4

  1. Формы государства        4

Форма правления         5

Форма государственного устройства      6

  1. Формы рабовладельческого государства     9
  2. Формы феодального государства      12
  3. Формы капиталистического государства     15

Раздел II. Форма правления         17

  1. Формы правления и государственного режима    17

Понятие формы правления и государственного режима    17

Классификация форм правления        18

  1. Монархия          19

Абсолютная монархия         19

Дуалистическая монархия          20

Парламентская монархия         21

  1. Республика          22

Дуалистическая (президентская) республика      23

Парламентская республика         24

Смешанная (полупрезидентская) республика      24

Советская республика         25

Раздел III. Государственное устройство       26

  1. Территориальная автономия       27
  2. Формы политико-территориального устройства    29
  3. Унитарное устройство (унитаризм)      30
  4. Федеративное устройство (федерализм)     33

Заключение           35

Список используемой литературы       36

 

 

 

 

 

Введение

Государство - это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство, в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучать, в первую очередь, строение его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"!?! вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Понятие формы государства

  1. Формы государства

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях, оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.

Можно констатировать, что за всю историю развития государства и права было высказано множество различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме юристы и философы высказывали разнообразные мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они отличаются друг от друга.

Платон считал, что идеальной формой правления "идеального государства" является "законная власть немногих" — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" — царская власть и "незаконная" — олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или политию - демократию. Он считал эти формы государства "правильными". Каждая из данных "правильных" форм могла искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы — тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

В Древнем Риме Цицерон выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию, а также народную власть — демократию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы называем такую форму государства "царской властью". Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что "эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной является такая община, в которой все находится в руках народа".

Чтобы предотвратить ту или иную форму государства от искажения и вырождения, Цицерон предлагал использовать смешанную форму.

Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Традиционно для отечественного государствоведения и правоведения 1960-70 гг., было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Форма правления

Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором — республиканская.

При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской — выборный государственный орган.

История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов — дуалистические и парламентарные. Особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная — у парламента, которая фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия.

Современные республики бывают двух видов: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

Примером президентской республики могут служить Россия, США. Парламентарной — Греция, Германия.

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции 1993 года президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент также подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, решает вопросы гражданства и многие другие, жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.

Существуют две основных разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них — унитарное государство. Это — единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия.

Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований — членов федерации (штатов, союзных или автономных республик). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления на территории каждого из них действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.

Одной из важнейших, форм государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные — экономические, политические, военные или иные цели.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства, государства отличаются друг от друга своими режимами. Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующим на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего все другие элементы политической системы общества.

Информация о работе Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы