Форма Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе автор характеризует, в каких конкретных формах существует и функционирует Российская федерация, как особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
Задача: раскрытие формы Российского государства, форму правления, форму государственного устройства, политический режим, а так же перспективы развития формы Российского государства.

Содержание

Введение ......…….……….…….………………..…..3
I. Понятие и структура формы государства. ……...….5
II. Форма правления в России: ………..…….……...……8
1.Понятие формы правления ………………………..8
2.Особенности российской республики …………..10
III. Форма государственного устройства России: ……11
1. Понятие формы государственного устройства ….. 11
2. Особенности российского федерализма …….........13
3. Проблемы российского федерализма ……………..15
IV. Политический режим Российского государства: ..17
1. Понятие политического режима ……………...…....17
2. Особенности российского политического режима ..19
V. Перспективы развития формы Российского государства. …………………………………………….22
Заключение …………………………………………......24
Список литературы ……………………………...........25

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach_1.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

В какой-то мере федеративное устройство снимает потребность в укреплении самостоятельности российских регионов, хотя и делает это в формах жестко радикальных. Однако российская действительность требует, чтобы федеративная структура не ломала сложившийся социокультурный тип страны, а по возможности максимально его учитывала10. Федерализм в России – не повторим. У нашей страны особенная история, не похожая не на одну другую страну. Общемировая практика показывает, что федерация выступает одной из самых эффективных форм демократического устройства общества. Хотя в последние годы термин «федерация» становится размытым, смешивается государственный и негосударственный федерализм, из понятия федерация исключается главное – сочетание двух государственных властей11. Однако федерация, всегда состоит не просто из сообществ разного рода, а из территориально-политических образований особого характера.

           Особенность федерализма как формы государственного устройства заключается в том, что допускается определенное соотношение между собственно федеративными связями, преобладающими и предопределяющими характер государственности с одной стороны, и элементами унитаризма, конфедеративных отношений в модели конкретного государства – с другой12. На современном этапе преобладает общая тенденция выравнивания статуса субъектов федерации с достаточно четко очерченным кругом суверенных прав13.

Преобразование нашей страны из централизованного унитарного государства, каким оно являлось в недалеком прошлом, в реальную федерацию, в которой государственные полномочия разделены между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, то есть между органами, непосредственно  формируемыми избирателями, является одним из самых крупных достижений демократии последнего десятилетия14.

Сточки зрения экономического потенциала субъектов Российской Федерации можно разделить на несколько групп15:

  1. Около полутора десятков регионов страны составляют группу наиболее бедных. (Адыгея, Хакасия, Тыва и т.д.)
  2. 35 регионов входят в группу малообеспеченных. (Алтай, Мордовия, Чувашия и т.д.)
  3. 24 региона составляют группу относительно благополучных. (Карелия, Екатеринбургская, Омская области и т.д.)
  4. Лидирующее положение в стране по доходам занимает Москва. 

 

 

 

  1. Проблемы российского федерализма. 

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации.

Одним из основополагающих принципов федеративной государственности в соответствии с теорией и практикой мирового федерализма является равенство прав образующих любую федерацию субъектов. Поскольку согласно ст.1 Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеративными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации16. Это равенство должно распространяться на все субъекты Федерации и реализовываться как в отношениях отдельных субъектов Федерации с Центром, так и в отношениях субъектов Федерации друг с другом. Существование же любых форм асимметрии в федеративных отношениях должно иметь под собой серьезную историческую и (или) социально-экономическую основу.

     Одним из оснований классификации  моделей федерализма является  структура федерации – симметричная  и асимметричная, - которая, в свою  очередь обусловлена статусом субъектов федерации17. 

            Симметрия – закономерное расположение  равных частей фигуры относительно  друг друга, симметричная федерация  состоит из однопорядковых частей.

             Асимметрия:

  1. Асимметрия несубъектов федерации – в состав федерации входят не только субъекты, но и иные территориальные образования.
  2. Формальная асимметрия – главным источником асимметрии является неравноправие субъектов федерации.
  3. Реальная асимметрия – субъекты данной федерации формально равноправны, но не могут реализовать свои равные права.        

 

Основы федерализма должны закладываться не из постулатов исторически изживших себя, а из объективно складывающейся социально-экономической реальности. Новый федерализм возможен лишь через сбалансированность интересов его субъектов, и в первую очередь экономических, в том числе внешнеэкономических18. На данный момент, что бы отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, необходимо решить, на мой взгляд, три основные  проблемы:  

  1. Проблема выхода субъектов из Федерации. Президенту Российской Федерации, как гаранту целостности и единства государства, надлежит обратиться к парламентам республик с рекомендациями исключить из их конституции положение о выходе субъектов из состава Российской Федерации.
  2. Проблема, связанная с Федеративным договором 1992 года. Договор должен соответствовать Конституции, а не быть чужеродным к ней приложением.
  3. Сокращение субъектов РФ, на мой взгляд, решило бы часть проблем. Таким образом, Федерация приобрела бы форму более цивилизованную форму,  и повышению ее международного престижа.

В конце хотелось бы сказать, что нужно сделать все республики равноправными, а так же создать систему оптимального сочетания республик и федерации.

  1. Политический режим Российского государства:
  1. Понятие политического режима. 

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго избегало этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

 Политический режим - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. Политический режим – явление гораздо более многогранное, чем лишь элемент государственной формы. Он складывается в стране не только в результате деятельности государства, его органов, но и различных общественных объединений, непосредственных массовых политических выступлений народа, влияния определенной идеологии. Главное в нем - содержательная характеристика, он не может быть сведен только к элементу формы. Политический режим характеризует состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей.

Среди политических режимов выделяют в основном:

  1. Авторитарный. При таком политическом режиме преобладают методы принуждения при сохранении отдельных методов либерализма.
  2. Тоталитарный. Такой политический режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения со стороны органов партийно-государственной машины.
  3. Демократический. В условиях демократического режима, применение методов принуждения ограничено, массовое насилие, как мера государственного воздействия, теоретически не допускается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности российского политического режима

Сложившийся, в последние годы в России, политический режим нельзя отнести к какой-то определенной модели. Идя по пути демократии, наше государство всё еще отягощено признаками иных политических режимов. В современной России все еще присутствуют некоторые тоталитарные и авторитарные традиции.  Наблюдая черты тоталитаризма в России, всё же следует учитывать то, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России, в основном люди старшего поколения, воспринимает тоталитарную власть как нормальное явление.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

Усиливает авторитарные тенденции так же:

  • Терроризм (теракт в Волгограде 21.10.2013)
  • Рост преступности
  • Природные катаклизмы (наводнение в Хабаровском крае 19.08.2013)
  • Межнациональные конфликты (убийство в Бирюлево 10.10.2013) и т.д.

С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю.

По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

В современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: создаются устои гражданского общества, укрепляются основы правового государства,  власть на всех уровнях выбираема и сменяема. Действуют одни из основных механизмов непосредственной демократии - референдумы, активно действует политическая оппозиция, существует и работает система разделения властей, гарантированы основные права человека и гражданина. Судебные органы формально независимы от других органов власти, отсутствует преобладающая идеология, в экономике формируется свободный и конкурентноспособный рынок, а так же существуют независимые СМИ.

Политические партии получили право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта РФ, с 2006 г. начала работать Общественная палата, которая в целях реализации интересов общества, проводит проверку наиболее значимых законопроектов.

Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.

   

Хотелось бы отметить, что в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Иное трудно себе представить в стране, переживающей переходный период реформирования. Существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам находящейся элиты  экономического и политического управления и финансово-промышленной олигархии.

В результате реформ, за которые населению приходится платить не малую цену, в стране образовался большой разрыв между богатыми и бедными (по данным на 2005г. разница в доходах составляет почти 15%). В стране, где люди пытаются выжить, не может быть и речи о демократии.

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что на практике демократия в России носит формальный характер. По сравнению с «западной» демократией, она не выражает интересы большинства населения.

  «Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны» (А.Яковлев).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития формы Российского государства.

Для усиления в России демократических направлений необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей, таких как: реформы административно-государственного аппарата, создание комфортных условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, реформы пенсионного фонда, реформы местного самоуправления, реформы образования и здравоохранения.

Информация о работе Форма Российского государства