Физические и Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «физическое лицо» можно считать синонимом с понятием «человек», как считает, например, Мейер. Автор говорит о том, что в нашем Отечестве: даже лишенный всех прав состояния не перестает быть правоспособным Рождение, акт отделения младенца от чрева матери - исходный пункт, с которого начинается физическая личность, начало самостоятельного бытия человека, вместе с тем и есть начальный момент его юридической жизни. В законодательстве нашем встречаются определения, которые как бы указывают на то, что личность человека начинается прежде рождения.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО.docx

— 55.26 Кб (Скачать файл)

- бухгалтерский учёт

- надзор -- пожарный, ветеринарный и прочий

Материальные:

- организационное единство

- внутренняя структура организации

- наличие органов управления

- наличие учредительных документов

- имущественная обособленность (обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете)

- самостоятельная гражданско-правовая ответственность (возможность обращения кредиторами взыскания на имущество юридического лица, а не на его учредителей/участников)

- выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени (фирменное наименование)

Формальный: государственная регистрация

Классификация юридических лиц

В настоящее время легальная классификация юридических лиц выступает на основании сохранения своей юридической силы и значения в форме собственности, в рамках которой создаётся и формируется юридическое лицо. Классификация юридических лиц выделяет государственные юридические лица (право государственной собственности), муниципальные и частные (право собственности граждан и юридических лиц). Следующим основанием классификация юридических лиц считает соотношение в правах учредителей и самого юридического лица на имущество последнего п.2 ст.48ГК РФ. Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

- юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников

- юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников

- юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте

- юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам

- юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде

- существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит прямую норму о солидарной ответственности основного общества (товарищества) вместе с дочерним обществом по долгам последнего, возникшим по сделке, заключённой дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного. Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин - физическое лицо или же создать организацию - юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. То есть, изучить такой вопрос, как классификация юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо и/или участники юридического лица будут нести по его обязательствам. Например, ответственность общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим им имуществом, между тем как в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества. Товарищества на вере и общества с дополнительной ответственностью по их долгам будут отвечать в соответствии с положениями Гражданского кодекса их участники. Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификация юридических лиц предусматривает деление организаций на коммерческие и некоммерческие в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе.

Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации

Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За государственную регистрацию ЮЛ оплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей, а за гос. регистрацию ИП -- 800 руб, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отравлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физические лица. К ним относятся:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица -- учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Прекращение существования юридического лица

Юридическое лицо прекращает свое существование путем реорганизации или ликвидации. При реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК РФ) его дела и имущество переходят к другому юридическому лицу в порядке общего правопреемства. Реорганизация может осуществляться следующими способами (п. 1 ст. 57 и ст. 58 ГК РФ):

1) преобразование - заключается  в изменении организационно-правовой  формы юридического лица;

2) слияние - это прекращение  двух или нескольких юридических  лиц и образование на их  основе нового юридического лица;

3) присоединение - это прекращение  двух или нескольких юридических  лиц и переход их прав и  обязанностей к иному существующему  юридическому лицу;

4) выделение - это создание  одного или нескольких юридических  лиц, к которым переходит часть  прав и обязанностей реорганизуемого  юридического лица без его  прекращения;

5) разделение - это прекращение  юридического лица, при котором  все его права и обязанности  переходят к вновь созданным  юридическим лицам.

 Законодательство Российской  Федерации содержит ряд правовых  норм, регулирующих процесс преобразования  юридического лица.

1. Преобразование коммерческих  организаций в коммерческие организации. Хозяйственные товарищества и  общества одного вида могут  быть преобразованы в хозяйственные  товарищества и общества другого  вида или в производственные  кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ). Производственный  кооператив может быть преобразован  в хозяйственное товарищество  или общество (п. 2 ст. 112 ГК РФ). В  соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального  закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О  приватизации государственного  и муниципального имущества" *(155) государственное или муниципальное  унитарное предприятие в процессе  приватизации может быть преобразовано  в открытое акционерное общество.

2. Говоря о преобразовании  коммерческих организаций в некоммерческие, необходимо заметить, что, согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах", акционерное общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение по решению его собственника (ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

3. Преобразование некоммерческих  организаций в коммерческие организации  допускается в случаях преобразования  объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в хозяйственное товарищество  или общество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) и учреждения в хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

4. Преобразование некоммерческих  организаций в некоммерческие  организации регламентируется ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих  организациях". Некоммерческое партнерство  вправе преобразовываться в общественное  объединение, фонд или автономную  некоммерческую организацию. Учреждение  может быть преобразовано в  фонд, автономную некоммерческую  организацию. Автономная некоммерческая  организация вправе преобразоваться  в общественное объединение либо  в фонд. Ассоциация или союз  вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию. Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ

Реорганизация Юридического лица

Может быть осуществлена добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Таким органом является высший орган управления. При этом, если высший орган управления является коллегиальным, то для принятия решения о реорганизации юридического лица требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" решение о реорганизации некоммерческой организации принимается квалифицированным большинством или единогласно. А решение о реорганизации акционерного общества (п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах"), общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 92 ГК РФ), производственного кооператива (п. 2 ст. 112 ГК РФ), некоммерческого партнерства и объединения юридических лиц (ассоциаций, союзов) (п. 5 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях") принимается единогласно.

  В соответствии с п. 2 и 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, предусмотренных специальными законами Российской Федерации, разрешается принудительная реорганизация юридических лиц в виде разделения или выделения, которая проводится по решению уполномоченных государственных органов. Допускается также принудительная реорганизация в виде присоединения, слияния и преобразования, которая осуществляется с согласия уполномоченных государственных органов. В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" *(156) антимонопольный орган *(157) вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение. Либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности.

 Предписание о принудительном  разделении или выделении коммерческой  организации принимается при  условии, если: это ведет к развитию  конкуренции; существует возможность  организационного и территориального  обособления ее структурных подразделений; отсутствует тесная технологическая  взаимосвязь между ее структурными  подразделениями (в частности, если  объем потребляемой юридическим  лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); существует возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. Согласно п. 1 ст. 17 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"(158) слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляется с предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы. При реорганизации путем слияния, разделения, выделения и преобразования предполагается создание новых юридических лиц. Поэтому реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу новой организации не создается. В связи с этим реорганизация считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Реорганизация юридического лица связана с переходом всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица в порядке универсального правопреемства к существующему юридическому лицу (при присоединении) или к вновь созданным юридическим лицам (при слиянии, выделении, разделении и преобразовании).

При этом законодатель предусматривает составление передаточного акта или разделительного баланса. Передаточный акт составляется при присоединении, слиянии или преобразовании, а при выделении или разделении - разделительный баланс. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Перед составлением передаточного акта и разделительного баланса необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств с целью установления их наличия, состояния и оценки (ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Информация о работе Физические и Юридические лица