Федеративное устройство в ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Называя ФРГ федеративным государством, подразумевают, что это единое государственное образование, состоящее из отдельных земель, т. е. федерация, объединяющая земли. Это следует из ст. 20 абз. 1 Основного закона, где говорится, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством», тем самым ФРГ характеризуется как федеративное государство-, и подтверждается, что федерация и земли конституируют совместно союзное государство.
ФРГ сегодня — это конститутивная федерация, т.е. федерация, основанная на конституции. В Основном законе 1949 г. нет специальной главы о федеральном устройстве, но соответствующие положения можно найти в преамбуле и практически в каждой главе документа.

Содержание

Введение
1 Образование Федеративной Республики Германия.
2 Конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство.
3 Особенности немецкой федерации.
4 Германия – федеративное государство.
5 Компетентность земель.
6 Кооперативная федерация.
Заключение
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗСнет.docx

— 70.21 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

 

 

 

Кафедра: Государственно-правовых дисциплин

 

 

Учебная дисциплина: Конституционное (государственное)

право зарубежных стран

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Федеративное устройство в ФРГ»

Вариант № 8

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель факультета заочного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Образование Федеративной Республики  Германия.

2 Конституционные принципы, характеризующие  современную Германию как государство.

3 Особенности немецкой федерации.

4 Германия – федеративное государство.

5 Компетентность земель.

6 Кооперативная федерация.

Заключение

Библиографический список.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Неотъемлемой частью формы современного государства является форма его государственного устройства. На протяжении последних двух столетий получили развитие две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное государственное устройство. Федерация не является распространенной формой государственного устройства. Из двухсот государств лишь 24 являются федерациями, то есть государствами, включающими в себя территориальные образования, обладающие известной степенью государственно-правовой самостоятельности по отношению к целому государству. Вместе с тем среди федераций существуют крупные государства (Австралия, Индия, Канада, Россия, США, ФРГ и др.), история становления и развития которых позволяет в полной мере представить о своеобразии федеративного государственного устройства.

Связанная с понятием федерации категория «федерализм» служит в современной конституционно-правовой науке для обозначения соответствующего учения (доктрины), принципа государственного строительства и формы государственного устройства. С федерализмом связывают децентрализацию экономической и политической жизни общества и государства, выступающую в качестве одного из условий обеспечения свободы личности и демократии.

Централистская форма федерализма основывается на том, что вся социально-экономическая (и политическая) жизнь в отдельных частях государства должна осуществляться на основе решений общефедеральных органов. В идеологическом плане исходным положением этой формы федерализма является тезис о том, что только народ страны образует единственно законный источник суверенной власти, и потому правительство, пользующееся поддержкой большинства населения, должно быть верховным над правительствами субъектов федерации.

Такая модель федерализма с принципом приоритета нации сформировалась в США, где до середины 1950-х гг. развитие федеральной системы шло по пути "все большего превращения штатов как бы в административные подразделения нации". Основы этой формы федерализма прослеживаются также в ФРГ.

Называя ФРГ федеративным государством, подразумевают, что это единое государственное образование, состоящее из отдельных земель, т. е. федерация, объединяющая земли. Это следует из ст. 20 абз. 1 Основного закона, где говорится, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством», тем самым ФРГ характеризуется как федеративное государство-, и подтверждается, что федерация и земли конституируют совместно союзное государство. 

ФРГ сегодня — это конститутивная федерация, т.е. федерация, основанная на конституции. В Основном законе 1949 г. нет специальной главы о федеральном устройстве, но соответствующие положения можно найти в преамбуле и практически в каждой главе документа. В конституции содержатся принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов, основы разграничения компетенции между ними и основы статуса земель. Детально регулируются финансовые взаимоотношения федерации и земель. Согласно п. 3 ст. 79 деление федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательстве, а также сам принцип федерализма не могут быть отменены даже в случае пересмотра конституции. Закрепляется перечень земель, образующих ФРГ: это «немцы в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мек-ленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии».

 

 

1. ОБРАЗОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ

 

Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне.5 июня 1945 г. в Берлине была подписана декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Англии и Временным правительством Франции, а 6 июня было опубликовано краткое изложение заключенных ранее соглашений: о зонах оккупации и о контрольном механизме в Германии.

Режим союзного управления продержался до 1949 г., когда произошел раскол страны и образовались два немецких государства: Федеративная республика Германия (7 сентября) и Германская демократическая республика (7 октября), просуществовавшая до 3 октября 1990 г. Конституция ФРГ (она именуется Основным законом), выработанная в 1948-1949 гг. и вступившая в силу 23 мая 1949 г. в качестве временной только для Западной Германии, стала 3 октября 1990 г. Основным законом для всей Германии. С ратификацией Договора об объединении между ФРГ и ГДР, который был подписан 31 августа 1990 г., и Договора «Два плюс четыре» (СССР, США, Великобритания, Франция, с одной стороны, и ГДР и ФРГ, с другой) прекратилось действие прав и обязательств четырех держав – победительниц в отношении Берлина и Германии, а Германия в целом обрела полный суверенитет.

Согласно Основному закону ФРГ бундесрат является одним из пяти постоянных конституционных органов страны, наряду с федеральным президентом, бундестагом, федеральным правительством и федеральным конституционным судом. В российской политологической и государствоведческой литературе его нередко рассматривают в качестве второй палаты единого германского парламента. Конституция ФРГ однозначно определяет, что законы страны принимаются бундестагом, а Бундесрат призван выполнять контрольные функции, играть роль своего рода тормоза в случае принятия скоропалительных законопроектов, оказывать влияние на решения бундестага и федерального правительства. Имея статус органа Федерации и не являясь земельным органом или «земельной палатой» в собственном смысле слова, бундесрат отражает один из основных принципов федерализма – единство в многообразии.

Элементы федеративного устройства Германии были заложены еще в первой федеральной конституции 1871 г., констатировавшей завершение процесса объединения страны. Этим актом, в частности, предусматривалось создание бундесрата как федералистско – монархического правительственного органа, формирующегося из представителей правительств вошедших в состав объединенной Германии государств. Обладая правом абсолютного вето, бундесрат тех лет выполнял функции верхней палаты федерального парламента.

В годы Веймарской республики роль федерального органа стал играть рейхсрат. Полномочия этого политического института, по сравнению с прежним бундесратом, были существенно ограничены, в частности, он был лишен права абсолютного вето. С приходом к власти национал – социалистов Германия по сути дела превратилась в жестко централизованное унитарное государство. Традиция федеративного развития страны оказалась прерванной. Ее восстановление началось лишь после краха нацистского режима.

 

2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВРЕМЕННУЮ ГЕРМАНИЮ КАК ГОСУДАРСТВО

 

Федеративная Республика Германия является одной из стран, обладающих уникальным опытом построения демократического, правового, социального федеративного государства. Также для меня показательно, что Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В Германии продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного Закона 1949 года. Это говорит о том, что в этой стране устоявшиеся нормы и принципы права. Исходя из Основного закона ФРГ 1949., в его сегодняшней редакции, можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается современное немецкое государство и которые характеризуют сегодняшнюю Германию:

- Германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;

- земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто – свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земля является государством в полном смысле этого слова – она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;

- германская федерация строится по принципу «сильный центр – сильные земли», на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия «горизонтальных связей» между землями;

- федеральное право имеет приоритет над правом земель;

- общепризнанные международные договоры иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;

- законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие – правом;

- германия признает основополагающие права и свободы человека;

- важнейшими из прав, закрепленных в Основном законе, являются право на достоинство и равенство немцев;

- в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент – бундестаг, а также особый орган представительства земель – бундесрат;

- исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим большими полномочиями («сильным») канцлером – главой правительства и фактически первым лицом государства;

- в стране существует разветвленная система судов;

- значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;

- олицетворяет немецкое государство федеральный президент, избираемый особой коллегией играющий церемониальную роль.

Германия состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг – Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии – ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург – Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин – как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами – республиками и входили в Ганзейский Союз).

Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них – Бремен (и по территории, и по населению). Самая большая – Бавария – превосходит в 176 раз, а самая населенная – Северный Рейн – Вестфалия превосходит тот же Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать ассиметричной. Все земли имеют равные права.

Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:

- исключительной компетенции федерации;

- совместной компетенции;

- компетенции земель.

В исключительной компетенции федерации находятся:

- международная политика ФРГ;

- оборона;

- гражданская оборона;

- гражданство;

- валюта;

- режим мер и весов, точного времени;

- таможня;

- воздушное сообщение;

- почта и телекоммуникации;

- авторские права и иная интеллектуальная собственность;

- федеральная государственная службу;

- статистика.

Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются:

- гражданское право, уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство;

- акты гражданского состояния;

- гражданство в землях;

- трудовое право;

- сельское хозяйство;

- экология;

- судоходство;

- дорожное движение.

Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т.е. земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.

Каждая земля имеет однопалатный парламент – ландтаг (в Баварии – двухпалатный, в землях – городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4 – 5 лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьер – министром.

 

3. ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Основная особенность немецкой федерации, на мой взгляд, заключается в том, что наряду с федеральной, в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг – Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду.

Помимо вышеперечисленных, мне бы также хотелось выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:

Информация о работе Федеративное устройство в ФРГ