Федеративное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимодля начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.Под государственным устройством понимается политико-территориальнаяорганизация власти, определяющая правовое положение региональных частейгосударства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этогоположения, можно говорить о том, что государственное устройство являетсяфактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти вгосударстве

Содержание

Введение3
1. Общая теория федеративного государства6
2. Основные признаки и виды федеративного государства7
3. Принципы федеративного устройства современной России 11
4. Развитие Федерации20
4.1. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов 21
4.2. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектовРоссийской Федерации24
5. Проблемы в развитии Российской Федерации 29
5.1. Эволюция конституционной модели федерализма29
5.2. Симметричность или асимметричность федерации36
5.3. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией иеё субъектами42
5.4. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов48
Заключение51
Список источников и используемой литературы53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ: г. Одинцово

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра: Теории и истории государства и права

 

 

 

Заведующий кафедрой

Д.и.н. Нэх В.Ф.

_______________________

«___» ______________2013 г.

 

 

 

 

Марьина Элла Алексеевна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Федеративное устройство России»

 

 

 

 

Руководитель:                                                      к. и. н. Буреев А.А.

 

Студент (ка):                                                2 курса заочного обучения

СО-1.2012.10

Марьина Э.А.

 

 

 

 

 

 

 

Одинцово – 2013 г.

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                      3

1. Общая теория федеративного  государства                                                       6

2. Основные признаки и виды федеративного государства                                   7

3. Принципы федеративного устройства современной России                         11

4. Развитие Федерации                                                                                        20

4.1. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов             21

4.2. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации                                                                           24

5. Проблемы в развитии Российской Федерации                                             29

5.1. Эволюция конституционной модели федерализма                                     29

5.2. Симметричность или асимметричность федерации                                    36

5.3. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами                                                                               42

5.4. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов                    48

Заключение                                                                                                           51

Список источников и используемой литературы                                              53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Права репрессированных народов в 1991 году были восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации.

Стабилизировать национально-государственное устройство РФ должен был Федеративный договор1. В настоящее время действует Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? Ответить на эти  вопросы, а также проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого – задача данной работы. Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в РФ очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас. Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции Российской Федерации2 записано, что «разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». А в ст. 76 указывается, что «по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы». Только в нашей стране основной закон государства – Конституция – содержит такие внутренние противоречия, которые нужно немедленно рассматривать, и не только рассматривать, а принимать новые положения, которые давно уже назрели (Конституция РФ, Федеративный и иные договоры имеют разное правовое значение в регулировании государственного устройства страны). Поэтому-то в характере и направленности российского федерализма никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков, стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников. Наверное, эти особенности придавали двойственный характер развитию федеративных отношений в Российской Федерации. Встает вопрос: почему Россия избрала демократический путь развития государства, строя сложнейшую систему управления власти – Федерацию?

Некоторые историки и правоведы утверждают, что развал СССР послужил причиной преобразований. Отсюда следует сделать вывод о том, что не только стремление политических и экономических интересов заставляло Россию встать на путь развития федеративных отношений, но и особенности развития мировой политической и экономической системы, а также опыт других стран.

В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на принципах российского федерализма, а также некотором анализе Конституции РФ и проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая теория  федеративного государства

Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация в основном объединяет субъектов с одинаковым правовым статусом. Но в определенных случаях возможна и асимметричная федерация, когда приходится считаться с объективной реальностью (например, когда субъекты федерации имеют принципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации). К асимметричным федерациям западные ученые относят, например Бельгию, Испанию и, конечно, Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами3.

Разделение компетенций между федеральной властью и субъектами федерации является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации, как правило, обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза.

 

 

 

 

 

2. Основные признаки и виды Федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц.

  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).

  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.4

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные

  • Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные

  • национальные

  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединенные Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные

  • конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

Степень централизации:

  • централизованные (Аргентина, Индия, Россия, Япония)

  • децентрализованные (Швейцария, США)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Федеративное устройство России