Федеративное государство: основные признаки и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций.

Содержание

1. Тест………………………………..…………………………………………….3
2. Федеративное государство: основные признаки и виды….……………..…4
Список литературы…...…………………………………………………….……13

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП ОЛЯ.docx

— 26.09 Кб (Скачать файл)

Конституционные и договорные федерации. Статус субъектов в конституционных  и договорных федерациях различен. В конституционных федерациях основными  учредительными актами выступают общегосударственные  конституции (иные общегосударственные  законодательные акты), а в договорных федерациях — федеративные договоры, заключаемые между субъектами федерации.

Если в конституционных  федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается  и изменяется федеральными органами или населением страны без учета  его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные  вопросы решаются субъектами федерации (их политико-государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общефедеральные  интересы, остаются как бы в стороне  от решения наиважнейших для государства  вопросов.

Поэтому даже теоретические  споры о выборе между конституционным  и договорным федерализмом имеют  политическую подоплеку и значение. Большинство федераций в мире — конституционные федерации.

В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция, как это было в Союзе ССР, что  иногда дает основание для выделения  наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно-договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер.

Например, не являются учредительными договоры, заключаемые в Российской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъектами — они  носят вспомогательный характер по отношению к общероссийской Конституции. Поэтому в конституционно-договорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конституции  и договора, а о наличии того и другого инструментов правового  оформления федеративных связей.

Федерации с единым и разделенным  законодательным верховенством. В  федерациях законодательную деятельность осуществляют как сама федерация, так  и ее субъекты, поэтому возникает  проблема соотношения законодательных, иных актов федерации и субъектов  федерации по их юридической силе.

Прежде всего, эта проблема решается путем разграничения сфер законодательной (нормотворческой) деятельности федерации и субъектов. Законодательные (нормотворческие) полномочия федерации, ее субъектов ограничиваются их предметами ведения и полномочиями, закрепляемыми  за ними федеральным конституционным  законодательством.

При соотношении компетенции  федерации и субъектов федерации  можно выделить три сферы:

  • собственных полномочий федерации;
  • собственных полномочий субъектов федерации;
  • совместного ведения федерации и субъектов или, как еще ее иногда называют, сферу конкурирующей компетенции.

Федерация законодательствует либо во всех трех сферах, либо в двух первых. Субъекты федерации принимают  законодательные акты в сфере  собственных полномочий, а иногда еще и в сфере совместного  ведения.

Однако конституционное  разграничение правотворческих  полномочий не способно полностью снять  проблему четкого разведения сфер законотворчества федеративных государств и их субъектов, к тому же наличие сферы совместного  ведения (конкурирующей компетенции) предполагает, что по ряду вопросов нормативные правовые акты вправе принимать  и федерация, и ее субъекты.

Поэтому в конституционном  законодательстве многих федераций  введены коллизионные нормы, указывающие  на то, чьи нормы — федеральных  актов или актов субъектов  федерации — пользуются приоритетом  и подлежат применению в случае их столкновения между собою. Заложенный в таких коллизионных нормах подход и позволяет делить все федеративные государства на федерации с единым или разделенным законодательным  верховенством.

Если федеральное законодательство определяет, что во всех случаях  при столкновении федеральных актов  и актов субъектов федерации  подлежат применению нормы федеральных  актов, то перед нами федерация, с  единым законодательным верховенством. Если же, например, приоритет федеральных  актов в сферах собственных полномочий федерации и совместного ведения  федерации, ее субъектов дополнен приоритетами актов субъектов федерации, принимаемых  ими в сфере собственных полномочий, над федеральными актами, то налицо федерация с разделенным законодательным  верховенством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Малько А. В. Теория государства и права. – М.:Юристъ, 2010. – 565 с.
  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. Ред. М. Н. Марченко. – М.:ИКД «Зерцало-М», 2010. – 528 с.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2010. – 630 с.
  4. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 456 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Федеративное государство: основные признаки и виды