Федеральное Собрание Российской Федерации, порядок формирования палат и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ

Вложенные файлы: 1 файл

++Правоведение 18.04.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1. Теоретическая часть. Федеральное Собрание Российской Федерации, порядок формирования палат и их компетенция.

 

Высшую законодательную  власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ (1).

Федеральное Собрание состоит  из двух палат:

1) Совета Федерации  (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа.

Принципы их деятельности:

1) принцип, императивного мандата;

2) принцип «свободного  мандата».

Черты Федерального Собрания РФ:

1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;

2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ:

1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ;

2) Федеральное Собрание  является представителем народа России и отстаивает его интересы;

3) Федеральное Собрание  – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;

4) выборы Президента  РФ назначаются Федеральным Собранием (4; 36).

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет:

1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);

2) контроль за исполнительной  властью. В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:

1) трехкратного неодобрения  Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;

2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ с которым дважды не согласился Президент РФ.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 депутатов получают депутатские мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный список, в который входит кандидат, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партию. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, за которые проголосовало не менее 5 % избирателей, принявших участие в выборах. Остальные 225 мест замещаются непосредственно теми кандидатами, которые получили большинство голосов избирателей по одномандатному избирательному округу. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Структура Государственной  Думы включает в себя:

1) Председателя Государственной  Думы, его первых заместителей  и заместителей (они избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом заседании Государственной Думы);

2) Совет Государственной Думы (осуществляет основную текущую работу Государственной Думы);

3) депутатские объединения (фракции и депутатские группы);

4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач Государственной Думы).

Председатель Государственной Думы:

1) ведет заседания  палаты;

2) ведает вопросами  внутренне го распорядка палаты;

3) организует работу  Государственной Думы;

4) представляет палату  во взаимоотношениях с РФ, иностранными  государствами, государственными  органами и должностными лицами;

5) осуществляет иные  организационные полномочия. Председатель Государственной Думы и его заместители входят в состав Совета Государственной Думы и имеют право решающего голоса при принятии решения Советом (3).

Совет Государственной  Думы осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты, а также подготавливает законопроекты к обсуждению на заседании палаты.

Все депутатские объединения  обладают равными правами. Они создаются  в целях отстаивания интересов партии и, как правило, представлены ее членами. Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Государственной Думы. Такие решения имеют рекомендательный характер. Депутатские объединения, число которых составляет более 50 человек, подлежат государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Основная функция Государственной Думы РФ обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

К иным полномочиям Государственной  Думы относятся (ст.103 Конституции РФ) (1):

1) внесение Думой или  ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты;

2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) назначение на должность  и освобождение от нее Председателя  Центрального банка РФ, Председателя  Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;

5) объявление амнистии;

6) выдвижение обвинения  против Президента РФ для отрешения  его от должности.

Порядок деятельности Государственной  Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и  федеральными законами и Регламентом палаты.

Основные принципы организации  деятельности Государственной Думы: 1) политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;

2) свободное обсуждение и коллективное  разрешение поставленных задач.

Государственная Дума работает в периоды сессий:

1) весенней (с 12 января по 20 июня);

2) осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

Сессия работы Государственной  Думы – это период, в течение  которого осуществляется работа нижней палаты Федерального Собрания, созываются заседания палаты, комитетов Государственной Думы, ее Совета, проходят парламентские слушания, работают парламентские фракции, комитеты, рабочие группы. Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после выборов. Президент РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого срока. Первое заседание всегда открывается старейшим по возрасту из депутатов. Согласно Регламенту Государственной Думы последующие заседания палаты открывает председатель Государственной Думы. На своем первом заседании Государственной Думы депутаты избирают органы палаты: 1) Председателя Государственной Думы; 2) Счетную комиссию; 3) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы; 4) Временный секретариат (3).

Эти решения Государственной Думы оформляются постановлениями. Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Государственной Думы, либо в случае принятия решения о про ведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Государственной Думы. Заседания Государственной Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.

Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение. Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).

На заседаниях Государственной Думы ведутся:

1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании);

2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний). Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями каждая последняя неделя месяца.

Деятельность Государственной  Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено. Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ни один из которых не может быть лишен этого права. В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты (3).

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ на срок его полномочий. Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

В соответствии с Федеральным законом  «О порядке формирования Совета Федерации  Федерального Собрания РФ» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (3).

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

Срок полномочий представителей субъектов  РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ. Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Содержание компетенции Федерального Собрания обусловлено его положением в системе органов государства, его статусом как представительного и законодательного органа РФ. Палаты обладают важными правами. К числу характерных черт компетенции российского парламента относится четкое разграничение прав его палат, различный объем их полномочий, не одинаковый круг подведомственных им вопросов.

Компетенция Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия, парламентский контроль. Палаты наделены также полномочиями, касающимися формирования федеральных государственных органов, определения их персонального состава, назначения должностных лиц, и некоторыми другими правами (4; 89).

Информация о работе Федеральное Собрание Российской Федерации, порядок формирования палат и их компетенция