Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Дальние прародители его - английский парламент, испанские кортесы - возникли еще в ХП - ХШ веках. Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.

Вложенные файлы: 1 файл

Сист гос упр (контр).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.

  1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации формируется на основании Федерального закона от 05.08.2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания субъекта Российской Федерации" на паритетной основе из представителей субъектов Российской Федерации. Каждый из 89 субъектов Российской Федерации независимо от своего статуса представлен в Совете Федерации 2 членами: от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Члены Совета Федерации от представительного однопалатного органа субъекта Российской Федерации избираются данным представительным органом на срок его полномочий. Члены Совета Федерации от представительного двухпалатного органа субъекта Российской Федерации избираются поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Общая численность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации составляет 178 членов.
  2. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 4 года. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей. Глава государства отправляет в отставку данный состав парламента и назначает новые выборы.

Палаты Федерального Собрания Российской Федерации заседают раздельно. Совместное заседание возможно только в определённых случаях: для заслушивания посланий Президента Российской Федерации; для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации; для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации можно разделить  на две группы:

  1. Законодательный процесс, включает в себя следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; подписание и обнародование закона.
  2. Иные полномочия, которые можно разделить на две группы: полномочия Государственной Думы и полномочия Совета Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

  1. Выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации.
  2. Утверждает кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации.
  3. Может отказать в доверии или выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
  4. Может объявить амнистию.
  5. Освобождает от должности председателя Центрального банка Российской Федерации.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

  1. Решает вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности.
  2. Назначает выборы Президента Российской Федерации.
  3. Назначает судей высших судов, а также Генерального прокурора Российской Федерации.
  4. Утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации.
  5. Утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения.

Порядок принятия различных  законов.

Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту России; Совету Федерации; членам Совета федерации; депутатам Государственной Думы; Правительству РФ; законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

Это же право принадлежит следующим  органам по вопросам, отнесенным к  их ведению: Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законопроекты вносятся в Государственную  Думу. Следующие законопроекты могут  быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ: о введении налогов; об отмене налогов; об освобождении от уплаты налогов; о выпуске государственных займов; об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.

Федеральные законы принимаются Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной  Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Если за федеральный закон проголосовало более половины числа членов Совета Федерации или если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен данной палатой, то он считается одобренным Советом Федерации.

Если Совет федерации отклоняет  федеральный закон, то палаты могут  создать согласительную комиссию для  преодоления разногласий. После  этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной  Думой. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Совет Федерации рассматривает  в обязательном порядке федеральные  законы, принятые Государственной Думой, по следующим вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного, валютного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров России; статуса и защиты государственной границы России; войны и мира.

Принятый федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и  обнародования. В течение четырнадцати дней Президент России подписывает  федеральный закон и обнародует его. Если в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент России отклонит его, то обе палаты парламента рассматривают его в установленном Конституцией России порядке. Если в ходе повторного рассмотрения данный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом России в течение семи дней и обнародованию.

По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы. Такой закон считается принятым при его одобрении большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом России и обнародованию.

5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной Думой.

Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации. Статус Счетной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счетная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата, обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Счётная палата осуществляет оперативный  контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и  внешнего долга, за использованием кредитных  ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Взаимодействие Счетной палаты с другими контрольными органами Российской Федерации (Ст. 22 Конституции РФ). Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, государственная налоговая служба Российской Федерации, Департамент налоговой полиции Российской Федерации и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

 

 

Тесты

  1. Положения 1-й главы Конституции РФ «Основы конституционного строя» могут быть изменены:
    1. Федеральным законом
    1. Федеральным конституционным законом
    2. Конституционным собранием
    3. Всенародным референдумом

Ответ: 3) Конституционным  собранием

При изменении положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции. Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

  1. подтверждает неизменность Конституции;
  2. разрабатывает проект новой Конституции, который:
  3. принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

2. Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответствии с:

    1. Постановлением Федерального Собрания РФ
    2. Решением Совета Федерации Федерального Собрания РФ
    3. Постановлением Правительства РФ
    4. Указом Президента РФ

Ответ: 4) Указом Президента РФ

В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Гос. Думы нового созыва назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 5 месяцев и не позднее чем за 4 месяца до дня голосования. Днем голосования является 1-е воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Гос. Дума прежнего созыва. Исчисление этого срока начинается со дня ее избрания. Днем избрания Гос. Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Если Президент РФ не назначит выборы в указанный срок, то выборы проводятся ЦИК РФ в 1-е или во 2-е воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Гос. Думы.

 

 

 

 

 

Информация о работе Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции