Учение Платона о государстве и законах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:59, контрольная работа

Краткое описание

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Платон – один из учителей человечества.
Учение Платона оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи. Его творчество волнует умы уже три тысячелетия.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед.

Содержание

Введение 3
Платон.Жизнь и творчество 4
Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство» 7
2.1.Характеристика сословий 7
2.2.Учение о совершенных и несовершенных формах государства 8
3. Вопросы государства и права в диалоге Платона «Законы» 12
Заключение 15
Литература 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа-Платон.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина»

 

Институт права

Кафедра гражданского права

 

 

Контрольная работа

 

Учение Платона о государстве и законах

 

 

 

 

 

Выполнил:

магистрант 1 курса (11 группы)

заочной формы обучения

Пчелинцева Ольга Михайловна

 

Научный руководитель:

д.ю.н., профессор

Трофимов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов-2013

Оглавление

 

Введение 3

  1. Платон.Жизнь и творчество 4
  2. Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство» 7

2.1.Характеристика сословий 7

2.2.Учение о совершенных и  несовершенных формах государства 8

3. Вопросы государства и права в диалоге Платона «Законы» 12

Заключение 15

Литература 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Платон – один из учителей человечества.

Учение Платона оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи. Его творчество волнует умы уже три тысячелетия.

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.

Цель настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.

 

 

 

1.ПЛАТОН.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Платон — древнегреческий философ, художник, поэт, родоначальник философии объективного идеализма.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Его родители, Аристон и Периктиона, принадлежали к древним знатным родам1. По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но отдаленным потомком последнего античного царя Кодра. Мать Платона происходила по прямой линии от брата знаменитого афинского законодателя первой половины VI века до н.э. Солона, тоже родовитого аристократа, одного из «семи мудрецов».

Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Родители Платона, имевшие значительный достаток, дали сыну хорошее образование в соответствии с античными представлениями об идеальном человеке, соединяющем в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство. По всем принятым в то время предметам обучения (гимнастика, музыка, грамматика и риторика) он имел лучших наставников.

Платон был отличным гимнастом и, кроме этого, отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Также Платон учился музыке и живописи, очень серьезно увлекался поэзией, он добился успеха буквально во всех существовавших тогда поэтических жанрах. Платону приписывали произведения эпического стиля и лирику (дифирамбы и элегические стихотворения); он писал трагедии. 

К моменту встречи с Сократом в 407 г. до н.э. Платон - весьма талантливый молодой человек, впитавший в себя все последние достижения тогдашней цивилизации. “Он – премированный гимнаст, борец и наездник. Он – музыкант и живописец. Он – поэт, т.е. эпик, лирик и драматург. Он общается с модными тогда философами-софистами, старательно изучает Героклита, Парменида, пифагорейцев, Демокрита и многому у них учится”.

Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. Подобно учителю, он отвергал также софистическое противопоставление природы и закона. Кроме того, Сократ является центральным персонажем, формирующим позицию автора, практически во всех (за исключением ‘Законов’) диалогов Платона, “выстроенных на основе сократического метода экспликации содержания понятий”.

Молодой Платон хотел посвятить себя практической государственной деятельности, но, увидев потом необузданное правление тридцати тиранов, совершенно оставил свое желание. Когда же иго тирании было свергнуто, - в Платоне снова пробудилось было стремление к государственной службе, но в это время пришлось ему познать на опыте до какой степени афинское правление уродливо, законы неправосудны, народ развратен и своеволен.

После переворота 404 г. до н.э., через несколько лет власть тридцати тиранов пала, в Греции снова воцарилась демократия, но её “золотой век” так и не вернулся. Вновь пришедшие к власти демократы привлекли Сократа к суду и казнили его, еще более укрепив у Платона уверенность в том, что “государство – уже не управлялось в соответствии с отеческими обычаями и нравами“, а описанные законы и обычаи стали портиться и ослабевать.

Гибель учителя была для Платона тяжелым ударом как в смысле личной утраты, так и в смысле осознания факта отторжения современниками своего мудреца. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины и переселился в Мегару, откуда предпринимает свои первые путешествия в Кирену к математику Феодору и в Египет – предполагаемый очаг всякой мудрости. В 388 г. до н.э. он посетил Нижнюю Италию и Сицилию, сначала для ближайшего знакомства с пифагорейцами, а затем ради опыта создать образцовое государство через подчинение своему влиянию сиракузского тирана Дионисия (Старшего). Принятый сперва хорошо, Платон скоро отсылается с бесчестием и продается в рабство, из которого счастливо освобождается. Вернувшись в Афины (386 г. до н.э.), Платон приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия, основанная Платоном, существовала после него около 1000 лет – вплоть до “закрытия” её императором Юстинианом в 525 г. н.э. Здесь сохранились все предания о Платоне, и ей мы обязаны тем, что имеем подлинные сочинения философа. В 360 г. до н.э. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией вплоть до самой своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.

Воззрения Платона заметно изменялись на протяжении его долгого жизненного пути. Так, в его ранних диалогах, называемых “сократическими” (“Апология Сократа”, “Протагор”, “Критон” и др.), в целом доминируют взгляды, метод подход Сократа – рационализм. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах (“Государство”, “Политик”, “Софист”, “Парменид” и др.). Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отличен последний труд Платона – “Законы”.

“Свои философские и общественно – политические взгляды Платон изложил в произведениях, имеющих форму диалогов, где одним из собеседников обычно выступает Сократ”.

Манера Платона писать диалогами “есть единственная в своем роде; никогда ни прежде, ни после него ни один философ не достигал ничего подобного”. “Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросанные, выразительные по краскам и живописному изображению характеров, они блещут героиней, насмешкой, дышат вдохновением и страстью”.

 

 

 

2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО  ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВАВ ДИАЛОГЕ  ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО»

Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона – “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

2.1. Характеристика сословий 

Ряд авторов считают, что “причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно необходимые для общества функции. Поэтому город должен состоять из землевладельцев, ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению.

По убеждению Платона, государство должно также выполнять и нравственные функции – “воспитывать граждан в верности установленным порядкам и религии отцов”.

В диалоге “Государство” Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. В человеке существует три начала: разумное, яростное и вожделеющее(биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.

В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.

1.Совещательное- правители (философы).Это интелектуальная элита общества. По Платону править должны знающие, и править должны имено философы, т.к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность. В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой обучаются различными науками и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.

2.Защитное- воины (стражи). В это сословие отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стражей состоит в защите государства. Им сторого запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность.

3.Деловое- производители (ремесленники,земледельцы). Они не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.)

    1. Учение о совершенных и несовершенных формах государства

Наилучшее государство, по Платону, должно: во-первых, обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.

Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие).    

Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей ). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать. Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит в результате скопления значительного богатства у частных лиц к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не учавствуют в управлении 
  У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания (т.е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания - наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа.  
  То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. 
В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть ('Никто не может обладать частной собственностью, если в том нет крайней необходимости'). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия.

Информация о работе Учение Платона о государстве и законах