Уполномоченный по правам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:02, доклад

Краткое описание

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Положения, зафиксированные в статье 2, непосредственно связаны со статьей 1 и развивают ее. Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Важную роль в обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина играет институт уполномоченного по правам человека.

Вложенные файлы: 1 файл

читать.doc

— 32.50 Кб (Скачать файл)

Статья 1 Конституции  РФ провозглашает Россию демократическим  правовым государством. Основной ценностью  в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Положения, зафиксированные в статье 2, непосредственно связаны со статьей 1 и развивают ее. Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Важную роль в обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина играет институт уполномоченного по правам человека.

Институт уполномоченного по правам человека является новым для российской правовой системы, хотя в мировой истории он известен давно. Во многих странах для обозначения этой должности используются различные наименования, но обобщенно данный институт носит название - омбудсмен.

Выбранная тема курсовой работы актуальна, поскольку  институт омбудсмена занимает важную роль в механизме защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов, выполняет роль своеобразного связующего звена, обеспечивая диалог между властью и обществом. 

Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение и возник в Швеции в 1809 году, поскольку Омбудсмен юстиции в Швеции впервые появился был впервые учрежден в рамках концепции парламентаризма как должностное лицо, осуществляющее контроль за соблюдением законов судьями и государственными чиновниками.

В отношении термина "омбудсмен" существует несколько этимологических  версий. В средневековом шведском языке слово "ombud" означало силу и авторитет. Норвежским словом "ombud" первоначально называлось лицо - посол или делегат, которое обращалось с посланием к народу от имени короля. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсмен" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо". В средневековых германских племенах омбудсменами были лица, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы. Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением омбудсмена стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных.

Существуют различные  подходы к определению института  омбудсмена, раскрывающие сущность и  природу термина "омбудсмен".

Международная ассоциация юристов формально определяет институт омбудсмена как службу, предусмотренную конституцией или актом законодательной власти и возглавляемую независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.

В целом омбудсмен  понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.


В Российской Федерации  институт Уполномоченного  по правам человека впервые был закреплен в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации осуществляется на основе федерального конституционного закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ.

Для назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  существуют объективные критерии: наличие гражданства Российской Федерации, возрастной ценз - не моложе 35 лет без ограничения высшего предела, а также субъективные критерии: наличие у кандидата познаний в области прав и свобод человека и гражданина, наличие у него опыта защиты прав и свобод человека и гражданина1.

Уполномоченным  может быть назначено только лицо, имеющее гражданство Российской Федерации.

Исключительное право внесения предложений о кандидатах на замещение должности Уполномоченного предоставлено Президенту Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, депутатам Государственной Думы, депутатским объединениям в Государственной Думе РФ.

  Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Такая мера необходима для проведения  предварительного обсуждения кандидатуры на должность государственного правозащитника депутатами Государственной Думы РФ в ее структурных подразделениях, фракциях, а также с организационными вопросами по включению вопроса о назначении кандидатуры на должность Уполномоченного в повестку дня очередного пленарного заседания нижней палаты парламента РФ.

Уполномоченный  назначается на должность и освобождается  от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Государственная Дума принимает постановление о  назначении на должность Уполномоченного  не позднее 30 дней со дня истечения  срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный  считается вступившим в должность  с момента принесения присяги  включается в список для тайного  голосования двумя третями голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы.

Уполномоченный  назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Истечение срока полномочий Государственной  Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Одно  и то же лицо не может быть назначено  на должность Уполномоченного более  чем на два срока подряд.

Уполномоченный  обладает неприкосновенностью в  течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной  Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный  по правам человека должен решать вопросы  в пределах своей компетенции, определенной в главе 3 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации за защитой своих нарушенных субъективных прав могут обратиться следующие категории лиц: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации,  лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Указанные категории лиц объединены в Законе под общим термином "заявители". Следовательно, в качестве заявителей жалоб могут выступать только физические лица. Эта же статья также устанавливает форму, в которой к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обращаются рассмотренные выше субъекты, это жалоба. Данное положение обусловлено конституционной нормой (ст. 33 Конституции РФ), закрепляющей право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

К компетенции  Уполномоченного относится: рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Законом оговаривается одно условие: решения и действия (бездействие) вышеуказанных органов, должностных лиц и государственных служащих, на которые распространяется юрисдикция Уполномоченного, должны быть предварительно обжалованы заявителями в судебном или административном порядке.

Такое положение подчеркивает особенность деятельности Уполномоченного как независимого и неподотчетного каким-либо государственным органам или должностным лицам гаранта государственной защиты прав и свобод граждан даже в тех случаях, когда какое-либо лицо уже имело опыт обращения в органы государственной власти или судебные органы за защитой своих прав, и как дополнительного института правовой защиты.

Уполномоченный  не рассматривает жалобы на решения  палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека играет важную роль в государстве и обществе, осуществляя государственный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прежде всего государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Он не может быть отнесен к органам какой-либо одной ветви власти в рамках системы разделения властей. Уполномоченный по правам человека содействует устранению выявленных нарушений прав человека со стороны государства, способствует осуществлению не только парламентского контроля, а также контроля, осуществляемого исполнительными и судебными органами государственной власти.


1 Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007.


Информация о работе Уполномоченный по правам