Унитарные и федеративные государства. Понятие и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Форма государственного устройства – это территориально-политическая структура страны, т.е. определенное деление государства на части и порядок подчинения этих частей друг с другом и с центральной властью.
Форма государственного устройства закреплена в конституциях в первых главах, большинство конституций регулирует принципы территориальной организации государства, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на ее целостность.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПОГУ.docx

— 24.39 Кб (Скачать файл)

Унитарные и федеративные государства. Понятие и различия.

 

 

Форма государственного устройства – это территориально-политическая структура страны, т.е. определенное деление государства на части и порядок подчинения этих частей друг с другом и с центральной властью.

Форма государственного устройства закреплена в конституциях в первых главах, большинство конституций регулирует принципы территориальной организации государства, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на ее целостность.

Форма государственного устройства зависит от исторических, экономических, социальных и национальных условий каждой конкретной страны, а также от сложившейся традиции. В конституциях могут закрепляться принципы соотношения центральной и региональной властей, компетенции различных частей государства, соотношение их полномочий, порядок рассмотрения спорных вопросов. В некоторых конституциях нет прямого обозначения формы государственного устройства, но из их содержания становится ясно, к какой из форм можно отнести данную страну.

Как определено в статье 9 Конституции Республики Беларусь, «территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством».

В пределах территории государства  существуют различные формы территориально-политического  устройства:

-унитарное государство; 

-федеративное государство; 

-конфедерация.

Унитарное  государственное  устройство   предполагает   существование единого   государства,   подразделяющегося    лишь    на    административно-территориальные  единицы   и   потому   не   включающее   в   себя   никаких государственных образований.

Виды унитарных государств:

- простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

- сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которым может быть предоставлено право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности (например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным  - Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

В зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

- централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

- децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

  Во-первых, унитарное   устройство  предполагает  единые,  общие  для  всей страны высшие представительные,  исполнительные,  судебные  органы,  которые осуществляют верховное руководство местными органами.

Во-вторых,  на  территории  унитарного  государства  действует   одна конституция,  единая  система  законодательства,  одно  гражданство.  В  нем функционирует единая денежная  система,  проводятся  обязательная  для  всех административно-территориальных   единиц   общая   налоговая   и   кредитная политика.

В-третьих,  составные  части   унитарного   государства   (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом  не обладают.  Они не  имеют своих законодательных органов,  самостоятельных воинских  формирований,  внешнеполитических  органов  и   других   атрибутов государственности. В то же  время местные  органы  в  унитарном  государстве обладают известной, а иногда и значительной, самостоятельностью.

В-четвертых, унитарное государство, на территории которого  проживают небольшие по численности национальности,  широко  допускает  национальную  и законодательную автономию. (Автономия — это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

  В-пятых, в унитарном  государстве все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют  страну  на международной арене.

 В-шестых,  унитарное   государство  имеет  единые  вооруженные   силы, руководство которыми осуществляется  центральными  органами  государственной власти.

Принцип административно-территориального деления в унитарных государствах:

1) по численности населения

2) по территории

3) вокруг наиболее крупных  экономически развитых городов.

Существуют унитарные  государства, которые не имеют административно-территориального деления в связи с малой  территорией (Монако, Люксембург).

К унитарным государствам относятся такие государства, как  Франция, Турция, Япония, Финляндия.  Республика Беларусь также является унитарным государством.

Федерация - представляет собой  добровольное объединение ранее  самостоятельных государственных  образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное  устройство неоднородно. В различных  странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования  конкретной федерации и прежде всего  национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно  выделить наиболее общие черты, которые  характерны для большинства федеративных государств:

- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.,

- в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам,

- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы,

- в большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц,

- при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. Законодательный орган федерации традиционно  состоит  из  двух               палат, в одной из которых представлены ее субъекты.  Так, собрание (парламент) РФ состоит также из двух палат: Государственной Думы  и Совета Федерации. Каждый субъект федерации в Совете Федерации имеет  по  два представителя.

- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.) .

По способу образования  субъектов федерации выделяют:

-  территориальную федерацию (административную) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика),

- национальную федерацию — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

- национально-территориальную федерацию (смешанную) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов  федерации. Национальные федерации  характеризуются более сложным  государственным устройством. Основное различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в  территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к  высшим государственным органам  членов федерации. Национальное государство  ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Федерации, основанные на территориальном  принципе,  оказались  более прочными  и  устойчивыми  (США,  ФРГ),  в  то  время,  как образованные  на национально-территориальной основе   или распались (СССР,   Чехословакия, Югославия) или, испытывают большие сложности.  Вместе  с тем федеративная природа ряда государств  обусловлена многонациональным составом  населения (Индия, Бельгия, Канада, Россия).

По способу образования  самой федерации можно выделить следующие виды:

-  конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия),

- договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР),

- смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового  статуса субъектов федерации  выделяют  симметричную федерацию (субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации) и асимметричную федерацию (федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий), а также симметричную федерацию с элементами асимметрии (связано с наличием в составе федерации различных автономных образований).

В зависимости от соотношения  объёма полномочий федерации и её субъектов можно выделить централизованные (федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты) и децентрализованные федерации (определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными).

Компетенции федерации:

• существует исключительная компетенция федерации

• исключительная компетенция  субъектов федерации

• совместная компетенция

Исключительная компетенция  федерации:

1) вопросы войны и мира, обороны страны

2) иностранные дела

3) вопросы денежного обращения

4) сбор важнейших налогов  и пошлин

5) организация федеральных  госорганов

6) рассмотрение споров  между органами федерации и  субъектами, споры между субъектами.

Исключительная компетенция  субъектов федерации:

1) вопросы организации  местных органов управления и  самоуправления

2) проведение выборов

3) охрана общественного  порядка

4) охрана и защита окружающей  среды

5) принятие местного законодательства 

6) вопросы науки, культуры, образования

Совместная компетенция  – наличие вопросов, которые могут  решаться как федеральной властью, так и субъектами федерации. Приоритет  принадлежит федеральному правительству  и законодательству.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве  наций на самоопределение и выход  из состава федерации (право сецессии).

Сецессия – это односторонний  выход субъекта федерации из ее состава.

В абсолютном большинстве  современных федераций это право  конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции  СССР 1977 г. такое право у союзных  республик было, что и явилось  формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

 

 

 

 


Информация о работе Унитарные и федеративные государства. Понятие и различия