Унитаризм, Федерация, Конфедерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение форм государственного устройства, во всем многообразии их составляющих.
Цель работы диктует следующие задачи исследования:
– исследовать формы государственного устройства;
– проанализировать то, каким образом формы государственного устройства зависят от социального характера общества;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА И ИХ ВИДЫ…………………….………………….7
УНИТАРИЗМ……………………………………………………...........10
ФЕДЕРАЦИЯ……………………………………………………………13
КОНФЕДЕРАЦИЯ……………………………………………………...16
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..2

Вложенные файлы: 1 файл

Сашина Курсовая работа.docx

— 56.83 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по теории государства и права

на тему: Унитаризм, Федерация, Конфедерация.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса юридического

факультета ХГАЭП

группы: Ю- 12

Малов Александр Андреевич

Проверил: к.ю.н., доцент

Пастушенко А.Б.

 

 

 

                                                                   СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УСТРОЙСТВА  И ИХ ВИДЫ…………………….………………….7

  1. УНИТАРИЗМ……………………………………………………...........10
  2. ФЕДЕРАЦИЯ……………………………………………………………13
  3. КОНФЕДЕРАЦИЯ……………………………………………………...16
  4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ

В теории государства и права равно рассматривается проблема формы государственного устройства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека – государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

Государство - это определенный способ организации общества, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.1 Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – государственный аппарат, государственный механизм.2 Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние и внешние, которые взаимосвязаны.

В отечественной и зарубежной теории государства нет общепризнанного учения о том, что такое форма государственного устройства. Существуют лишь различные точки зрения, подходы к определению понятия и содержания формы государственного устройства.

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал понятие государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

Актуальность исследования определяется тем, что проблема изучения формы государственного устройства приобретает теоретическое и практическое политическое значение. От организации и реализации государственной власти, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, законность и правопорядок.

Кроме того, стоит учесть и тот фактор, что без достаточного изучения учащимися в средних общеобразовательных учреждениях, а так же студентами – юристами техникумов и ВУЗов основ теории государства и права в целом и форм государственного устройства, в частности невозможно осознать принципы  формирования и развития таких институтов как государство и право, так как в основе системного познания сферы права, формирования правильного юридического мировоззрения лежит методологическое обоснование всех государственно-правовых явлений, которым должен быть вооружен каждый юрист.

Историографию проблемы  можно условно разделить на три периода: вт. пол. XIXв. – 1917 г., 1917 – 1991 гг. и 1991 г. – и по наше время.

Для первого периода отечественной историографии исследуемого вопроса  (вт. пол. XIXв. – 1917 г.) характерно  складывание научных школы в области истории государства и права: школа “официальной народности”, славянофильское направление (И.Д. Беляев); государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин).3

Второй период историографии исследуемого вопроса (1917 – 1991 гг.)  характеризуется складыванием марксистской концепции науки истории государства и права. Он связан с именем М.Н. Покровского и мн.др. 4

Для третьего этапа историографии исследуемого вопроса  (1991 г. – и по наше время) характерно изучение политической истории России, преобразований в системе органов власти, государственного управления и суда и анализ основных изменений в сфере права5.

Целью исследования является изучение форм государственного устройства, во всем многообразии их составляющих.

Цель работы диктует следующие задачи исследования:

– исследовать формы государственного устройства;

– проанализировать то, каким образом формы государственного устройства зависят от социального характера общества;

– осветить формы государственного устройства;

- обозначить необходимость утверждения в рамках российской государственность какой-либо формы государственного устройства;

Объектом исследования  государство как форма организации общества и политический институт.

Предметом исследования являются  формы государственного устройства.

Источниковая база исследования включает вторичные источники  - монографии и статьи отечественных авторов.

В данной работе автором были использованы общенаучные методы познания, такие как дедукция, индукция, анализ и синтез.

Структура данной работы включает в себя введение, три главы, заключение, примечания, список источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ИХ ВИДЫ

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства, отражающее, кроме того, характер соотношения государства в целом и ее отдельных частей.6

В современной литературе, по теме исследования,  выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное и федеративное государство. Тем не менее, стоит учесть и наличие такой особой формы государственного устройства как конфедерация. В кон. XIX – нач. XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись - инкорпорация и сюзеренитет.

Инкорпорация – это: 1) «Присоединение к государству страны бывшей самостоятельною».7 Однако существуют и иные точки зрения. Так, например, М.Попов в в «Полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» утверждал, что инкорпорация – это присоединение к государству какой-нибудь области или другого государства, прежде бывшего самостоятельным, причем происходит как бы поглощение присоединяемого государства государством присоединяющим.8

В то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) в «известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).9

Стоит отметить, что в соотношении сюзеренитета с государственно-правовой практикой стоит учесть и то, что это – явление межгосударственное, чем вутригосударственное. Кроме того, данная терминология и ее определение более характерны для эпохи Средневековья, чем для современного мира. По своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий характер: а) он служил «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части»; б) он выступал в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».10

В отличие от сюзеренитета инкорпорация может считаться в качестве явления современности, что продемонстрировано на примере Германской  Демократической  Республики и Федеративной Республики Германии и т.д.

Среди основных форм государственного устройства наиболее распространенной на сегодняшний день является унитарное государство, изучению которого посвящено значительный объем отечественной и зарубежной историографии. Тем не менее, среди авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства нет принципиальных расхождений по поводу определения самого термина и его признаков.

Менее распространенной формой государственного устройства в современности является федерация. Федеративные государства составляют девятую часть всех государств мира.11 Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

 

                                                 2.УНИТАРИЗМ

Унитаризм, это - одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться и отдельные автономные образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности.12

Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это не только сухопутная территория, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система, взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря – их населением и действующими там органами публичной власти.13

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. Таким образом, форма государственного устройства – административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти.

Тем не менее, в составе унитарного государства могут находиться и отдельные автономные образования, в том числе имеющие многие атрибуты собственной государственности. Примером является наличие в составе унитарной Украины Республики Крым.14

На основе данного критерия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на периферии.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких административно - территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношение между собой и центральными органами государственной власти.

Унитарное государство, как форма государственного устройства, представляет собой цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономной (политико-административное устройство). Значительное количество унитарных государств имеют административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия, то есть самоуправляющиеся образования.

Унитарное государство характеризуется единством власти, территории и населения. В унитарном государстве действует единое гражданство и имеется одна конституция. Характерный признак унитарного государства выражается в наличии права на принятие законов только центральным органам государства.

Унитарное государство, как правило, имеет один центр управления делами общества (централизованное), и в этом отношении оно выгодно отличается от государств, имеющих иные формы государственного устройства.  Однако имеются и примеры унитарных государств, в которых  региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия).15

В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

В заключении следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных городских и сельских общин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.

 

 

 

                                               3.ФЕДЕРАЦИЯ

Федерация – соединенное, сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.16

Федерализм – это система основных принципов определенной  формы государственного устройства и его функционирования, отличающихся от унитаризма и конфедерации.17

При данной форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, при условии сохранения высших органов власти и органов управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Входящие в состав федерации субъекты могут называться различным образом – земли, штаты, края, автономные образования. Причина образования федерации заключается не только в целях решения национального вопроса и по национальному признаку. Так, например, в составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).

Взаимоотношения федерации и ее субъектов представляют из себя сложную систему. Как целостное государство федерация имеет единые для всего государства федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь каждый субъект федерации выступает самостоятельным государственным образованием, имеющим собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов. В случае нарушения федеральной конституции или законодательства центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации.18

Два параллельно действующие системы органов могут действовать  успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий.

Эволюция федерализма имеет многовековую историю. Конституционно-правовое установление принципов федерации насчитывает более 200 лет.19Государственно-правовая наука свидетельствует, что элементы федерации появились еще в древнем и средневековом обществе, а зрелые формы федеративных отношений стали формироваться  в периоды новой и новейшей истории.

В целом появление федерализма в истории человечества обусловливалось естественным стремлением народов к организации единого сообщества и политикой могущественных пограничных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Федеративное государство обеспечивает совместное решение вопросов жизнедеятельности создавшими единое государство  образований, поддержание мира членами федерации и преодоление конфликтов между  ними и центральной властью с учетом гарантии прав и свобод человека и гражданина.

К основным принципам федерализма относятся:

- добровольность объединения  государств и подобных им образований  в единое государство;

- принятие  федеральной  конституции и конституций субъектов  федерации;

- однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;

- конституционно-правовые  разграничения суверенитета федерации  и суверенности ее субъектов;

- недопустимость изменения  границ без их согласия;

- общие территория и гражданство;

- единые денежная и  таможенная системы;

- федеральная армия и  иные институты государства, обеспечивающие  его  эффективное функционирование;

 

 

 

 

                                          4.КОНФЕДЕРАЦИЯ

Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации.

Конфедерация представляет из себя союз государств, при котором государства, ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, органы управления и правосудия.20

Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее и собственный суверенитет. Единое гражданское законодательство, единая судебная система отсутствуют.

Органы конфедерации координируют, направляют в общее русло деятельность членов федерации в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, исполнительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей. В органы конфедерации население непосредственно представителей не избирает, общее гражданство отсутствует.

Возникающие вопросы по развитию государства обычно решаются путем консенсуса – всеобщего согласия представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединять свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической и т.д. сферах. Органы конфедерации могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств – членов конфедерации одобрят их и придадут им общеобязательное значение.

Как показывает история, конфедерации являются весьма неустойчивым образованием. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию, но создание конфедераций возможно и в будущем. В настоящее время же признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейский союз.

В условиях конфедерации каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Российская Федерация относится к федерации смешанного типа, построенной на национально-территориальной основе. Смешанный характер территориального устройства всегда требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении и предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Правовой основой образования федерации послужили Конституция 1978 г., нормативный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.21

В структурном отношении Российская Федерация состоит как из других государств (республик), так и государственных образований (край, область, города федерального значения, автономная область, и автономные округа).

В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 89 субъектов.  Из них: 21 республика, 6 краев, 49 областей,  2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. 22

Большинство автономных округов - субъектов РФ входит в состав других субъектов РФ- краев и областей.  Один из них (Чукотский автономный округ, расположенный на территории Магаданской области) в настоящее время имеет прямые связи с «центром» в лице федеральных органов власти, управления и др.

Весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно. В конституционном порядке определены все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, характер отношений субъектов Российской Федерации между собой и с Российской Федерацией в целом. Тем не менее все субъекты в составе федерации равноправны в взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти.23

Однако субъекты Российской Федерации не всегда равны. Например, одни из них по своему статусу являются государствами, а другие - лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и фактического неравенства субъектов Российской Федерации, ее часто характеризуют как «асимметричную» федерацию.

Российская Федерация создана и функционирует на основе конституционных принципов. В Конституции РФ провозглашается и закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации».24

Принцип государственной целостности выражается в политической, экономической, территориальной и иных видах целостности государства. В соответствии с этим на территории Российской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и «каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения перемещения товаров и услуг на территории России возможно лишь в строгом соответствии с федеральным законом при  условии, что это необходимо «для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».25

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации, находит свое отражение в единстве федеральных органов  государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Система органов государственной власти субъектов РФ определяется ими самостоятельно, но в строгом соответствии с «основами конституционного строя Российской Федерации  и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (п.1 ст.77).

Конституционное закрепление получил принцип построения Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий касается всех сфер деятельности государственных органов, но в первую очередь это относится к законодательной сфере. Согласно Конституции все предметы ведения  и полномочия подразделяются на три основные группы. Это: а) предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации. Они составляют ее исключительную компетенцию; б) предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации в целом и ее субъектов; в) предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.26

Конституционно- правовое закрепление получил также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально- этнических обычаев,  традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Конституционно - правовой статус России как федеративного государства  определяется Конституцией РФ и конституционными законами, изданными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего законодательства.

Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отраженными в ее конституционно- правовом статусе, являются следующие.

- наличие государственного суверенитета;

- наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов  Федерации, внутренние воды и территориальное море, континентальный шельф, а также воздушное  пространство над ними;27

- обладание Российской Федерацией собственностью,  которая существует и функционирует наряду с другими формами собственности;

- наличие в Российской Федерации института гражданства;

- существование в пределах государства единой правовой системы и единого правового пространства;

- обращение не всей территории РФ единой денежной единицы, в качестве которой выступает рубль;28

- отнесение к сфере исключительного ведения РФ ключевых вопросов государственной о общественной жизни страны;

К исключительной компетенции Российской Федерации относится также решение вопросов, касающихся установления правовых основ единого рынка, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; основ ценовой политики,  федеральных экономических служб, включая федеральные банки, федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, федерального транспорта, путей сообщения, информации, связи и др.

России как федеративному государству свойственны и другие черты и особенности. Среди них такие, в частности, как наличие общего для всех российских граждан государственного языка, - русского языка; установление единой для всей страны федеральной государственной службы; наличие официальных атрибутов РФ в виде государственного флага, герба и гимна; и др.29

В основе конституционно- правового статуса субъектов Российской Федерации лежит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного устройства России и характера ее взаимоотношений с субъектами Федерации, а также основные законы последних- конституции субъектов и их уставы.

Данный факт закрепляется в Конституции России, где акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (республик и других субъектов) и где указывается то, что отношения автономных округов,  входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами законодательной власти края или области.

Конституционно- правовой статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же самое касается и границ между субъектами Российской Федерации которые могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Конституционно- правовой статус субъектов Федерации характеризуется общими чертами, присущим всем субъектам РФ и их отдельными специфическими особенностями.

Среди общих черт субъектов РФ следует назвать наличие у каждого из них своих высших органов государственной власти, своего административно- территориального деления ,своей собственности, своего законодательства.

При этом действует конституционно установленное правило, согласно которому законы и иные нормативно- правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

К общим чертам субъектов Российской Федерации и их конституционно- правового статуса так же следует отнести такие, которые связаны с формированием и осуществлением бюджетов субъектов Федерации ; реализацией права законодательной инициативы в федеральном парламенте; участием в их международных и внешнеэкономических связях; наличием у них своей символики в виде герба, флага, а у некоторых субъектов Федерации и своего гимна, и др.

В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ведения субъектов Федерации относится все то, что находится вне пределов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. В сфере своего исключительного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и «осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов» (п.4 ст. 76).

Вместе с общими чертами субъектов РФ и их конституционно- правового статуса имеются и специфические особенности, например, - республик- субъектов Федерации.

По сравнению с другими субъектами республики выделяются тем, что они: характеризуются как государства, а не как государственные образования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать свой государственный язык наряду с государственным языком Российской Федерации- русским языком; имеют право устанавливать кроме федерального также республиканское гражданство.

Существуют и другие особенности республик - субъектов Российской Федерации. Однако в их конституционно- правовом статусе эти особенности занимают гораздо меньше места, чем их общее со всеми другими субъектами Федерации черты.

 

 

 

 

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, форма государственного устройства может быть принята только при исследовании трех составляющих ее элементов: унитарного государства, федерации и конфедерации. При этом следует учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения.

В ходе работы над данным исследованием автор реализовал все, поставленные во введении цели и задачи, а именно:

- изучены формы государственного устройства, во всем многообразии их составляющих.

– исследованы формы государственного устройства;

– проанализировано то, каким образом формы государственного устройства зависят от социального характера общества;

– освещены формы государственного устройства;

- обозначена необходимость  утверждения в рамках российской  государственность какой-либо формы  государственного устройства;

Современные политические формы государственного устройства складывались в течении значительного исторического периода. Эти формы определялись экономическим строем общества, его базисом. Значительное влияние на форму государственного устройства оказывают исторические традиции, условия образования государства, равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

 

                         СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Опубликованные и документальные материалы.

    1. Конституция Российской Федерации;

 

  1. Монографии

 

    1. Венгеров А.Б. Теория государства и права/ А.Б.Венгеров. – М.: Омега – Л, 2004. – 608 с.;
    2. Исаев, И.А.История государства и права России /И.А.Исаев. – М.: Юристъ,2001. – 768с.
    3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. – М.: Издательская группа ИНФРА – М – НОРМА, 1997. – 480с.
    4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М.: Издательская группа ИНФРА – М – НОРМА, 1999. – 712с.
    5. История политических и правовых учений. - М., 1996.
    6. Марченко, М.Н. Теория государства и права /М.Н.Марченко. – М.: Издательство Проспект, Издательство Московского университета. – 2009., 656с.;
    7. Матвеев, А.И. Право / А.И.Матвеев, В.Н.Кудрявцев, Е.Б.Абросимова и др. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
    8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства /В.С.Нерсесянц. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 552 с.
    9. Никитин А.Ф. Право Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /А.Ф.Никитин. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.
    10. Советская историческая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1969.  – 972 С.
    11. Сырых В.М. Теория государства и права /В.М.Сырых – М.: Издательство «Былина», 1998. – 512 с.
    12. Теория государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. – 640 с.
    13. Теория государства и права. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – 616 с.
    14. Философский словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1963. – 544с.
    15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н.Хропанюк. – М.: Изд-во «Интерстиль», 2000. – 378 с.
    16. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии /А.Н.Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 512.
    17. Черданцев А.Ф. Теория государства и права /А.Ф.Черданцве. – М.: Юрайт – М, 2001. – 432 с.
  1. Интернет-ресурсы
    1. http://www.garant.ru/ - [Большой юридический словарь];
    2. http://www.garant.ru/ - [Власенко, Н.А. Теория государства и права];
    3. http://bse.sci-lib.com. – [Большая Советская энциклопедия]
    4. http://dic.academic.ru. – [Большая российская энциклопедия]
    5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009. – электронная мультимедийная энциклопедия.

 

 

 


 

 

 

 

 

1 http://bse.sci-lib.com. – [Большая Советская энциклопедия]

2 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009. – [Государство] – электронная мультимедийная энциклопедия.

3История политических и правовых учений. - М., 1996; Грибовский В. М. 
Государственное устройство и управление Российской Империи (из лекций по русскому государственному и административному праву) Одесса, типография "Техник", 1912 г.;  Александров М. Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России С.-Петербург, книгоиздательство "Жизнь и знание", типография Б. М. Вольфа, 1910 г.; Орлов. Новое учение о государстве. - С.-Петербург, типография товарищества "Народная Польза", 1906 г.

4 Покровский, М.Н. - Избранные произведения, т. 1-4.. -  М., 1965—1967;

5 История политических и правовых учений. - М., 1996; Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России / Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. – М.: Проспект, 2009. – 608 с.; Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2009. – 656с.

6 Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2009. – С 306.

7 http://dic.academic.ru – [Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – 1910 г.]

8 http://dic.academic.ru – [Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. – 1907 г.]

9 Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2009. – С 307.

10 Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2009. – С 307.

11 Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2009. – С 308.

12 http://dic.academic.ru – [Юридический словарь. – 2000 г.]

13 http://bse.sci-lib.com – [Большая советская энциклопедия]

14 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009. – [Унитаризм] – электронная мультимедийная энциклопедия.

15 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009. – [Унитаризм] – электронная мультимедийная энциклопедия.

16 http://dic.academic.ru. – [Большая российская энциклопедия]

17 Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М.: Издательство НОРМА, 2001. -  С 4.

18 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009. – [Федерация] – электронная мультимедийная энциклопедия.

19 Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М.: Издательство НОРМА, 2001. -  С.3

20 Марченко, М.Н. Теория государства и права /М.Н.Марченко. – М.: Издательство Проспект, Издательство Московского университета. – 2009., 656с.

21 Марченко, М.Н. Теория государства и права /М.Н.Марченко. – М.: Издательство Проспект, Издательство Московского университета. – 2009., С. 309

22 п. 1, ст.65, Конституции РФ

23 ст.5, Конституции РФ

24 ст.5, Конституции РФ

25 ст.74, Конституции РФ

26 п.3, ст.11, Конституции РФ

27 ст.67, Конституции РФ

28 ст.75, Конституции РФ

29 ст.68, Конституции РФ


Информация о работе Унитаризм, Федерация, Конфедерация