Уголовное право варварских народов раннего средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Большая часть статей в «варварских правдах» посвящена преступлениям и наказаниям. Под преступлением в «варварских правдах» понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Вложенные файлы: 1 файл

Ист. гос. заруб.стран в. 8.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)


8) Важным элементом  уголовного права варварских  народов Раннего Средневековья  была система композиций. Покажите  ее значение для регулирования  правоотношений того времени,  основываясь на материалах Салической  Правды и других варварских  судебников.

 

Большая часть статей в «варварских правдах» посвящена преступлениям и наказаниям. Под преступлением в «варварских правдах» понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Задача органов, рассматривавших  спор, состояла в том, чтобы устранить причиненное зло и восстановить гармонию в обеспокоенной общине. Главная цель композиции (штрафа) во всех варварских судебниках (в том числе и в Русской Правде) — предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между дворами, кланами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».

Именно этой целью  объясняется тот факт, что за множество преступлений предусматривалось в качестве наказания не убийство (взамен убийства) и не телесные повреждения (взамен увечья) лица, совершившего преступление, а штраф или вира, т.е. материальное возмещение за содеянное.

Композиция была, с  одной стороны, определенной формой восстановления, искупления чести, и тем самым победы над злой судьбой, с другой — формой примирения, установления мира. При этом искупление касалось чести не только конкретного человека, но и дома, рода, к которому он принадлежал. Отсюда прямая связь возмещения с понятием защиты дома, "мира дома" (frith), которое включало и понятие «мира королевского дома», трансформировавшегося по мере укрепления государства, королевской власти в более широкое понятие «королевского мира», нарушение которого возмещалось более крупным штрафом или влекло за собой более тяжкое наказание.

Все варварские правды примечательны подробными тарифами за разные увечья. Например, по Правде Этельберта за разбитую челюсть уплачивали 20 шиллингов (ст. 50), за проломленный череп – 10 шиллингов (ст. 36); четыре передних зуба оценивались по шесть шиллингов, соседние зубы по четыре, все остальные по одному (ст. 51). Различались в цене и пальцы (ст. 54). Описание различных увечий и штрафов за них занимают в варварских правдах большое место.

Различались суммы штрафов  и за различные виды преступлений. Наиболее тяжким из прочих преступлений считалось разбойное нападение банды на дом (усадьбу), повлекшее убийство, – оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафом в 1800 золотых солидов (XLII, §1). Штраф уменьшался в зависимости от социально-правового статуса потерпевшего. Вторым на лестнице штрафов преступлением стояло убийство. Штрафы за него различались в зависимости от статуса убитого (наивысший полагался за королевского дружинника – в 600 солидов, за простого франка – 200 солидов) (XLI), или от других обстоятельств: желания скрыть преступление (бросить труп в колодец и т. п.), либо нечестности намерения (убийство женщины, ребенка); в таких случаях вергельд утраивался опять-таки в зависимости от статуса потерпевшего (XXIV).

Вергельд выплачивался детям и боковым родственникам потерпевшего, а в случае отсутствия последних часть отходила в королевскую казну (LXII). К выплате штрафов (вергельда) мог быть осужден только полноправный свободный франк. В отношении несвободного населения (рабов, литов) применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми и пытка. Но если свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему (а родственники не ручались за него и не помогали ему в выплате вергельда), то и франков предписывалось казнить смертью (LVIII).

К числу преступлений, в которых объектом преступного  посягательства была личность свободного франка, относились членовредительство, избиение, оскорбление – все они штрафовались в зависимости от последствий. Предполагалось, что особо обидны такие действия, в которых ставилось под сомнение честное имя свободного среди соплеменников (обычное «обзывание» наказывалось штрафом в 3 солида, но обвинение франка в дезертирстве или женщины в непристойном поведении – не доказанные – стоило десятикратно дороже) (XXX).

Среди имущественных преступлений основное место занимала кража. Штрафы здесь зависели от значимости украденного, но также и от того, из закрытого или открытого помещения было украдено, со взломом или без, в сообществе или нет. Все это как бы определяло потенциальный злой умысел или его отсутствие.

Своеобразной чертой Салического закона было присутствие  наказаний за преступления против нравов. Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние «по обоюдному согласию» наказывалось существенными штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые рассматривались как посягательства на основы общинного общежития и взаимной честности (LVI, XLVIII, XLIX). Незаслуженное обвинение перед королевским судом, особенно в важных преступлениях, наказывалось наравне с покушением на жизнь (XVIII).

Если «обидчик» выплачивал композицию потерпевшему, он, как правило, не платил по Салической правде королю никакого штрафа. Вместе с тем в Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например за должностные преступления графа (L, §4).

На изменения в понимании  преступления и наказания все большее влияние оказывает христианская церковь, вводящая такую широко трактуемую правовую категорию, как «оскорбление или неуважение церкви». Так, и в Аламаннской, и в Баварской правдах выделяется целая группа преступлений, в том числе и убийство, главным квалифицирующим признаком которых является место их совершения в церкви или во дворе церкви. Они влекли за собой большой штраф не в пользу потерпевшего и его родственников, которые отодвигались на второй план, а в пользу самой церкви.

Баварская правда изобрела под влиянием церкви и такое наказание, как «продолжительная композиция», которая уплачивалась сначала в 12 сол., затем по 1 сол. «до седьмого рода преступника ежегодно» за нанесение удара беременной женщине, приведшего к выкидышу плода. (8, 20).

Таким образом, природа композиции определялась тем, что во времена варварских правд еще не сложилось представление о публичном характере преступления, о том, что преступление - общественно опасное деяние. Однако в отчислении части суммы, взыскиваемой по системе композиций в пользу государства, мы наблюдаем становление наказания, что делало первый шаг к выделению уголовного права в самостоятельную отрасль права.

Главное значение композиций в том, что они заменяли кровную  месть и были предназначены предотвратить самосуд, затяжные распри.

 

18) Для тоталитарного  государства характерно идеологическое  и политическое господство одной партии. Покажите роль партии в нацистском государстве в Германии.

 

Самым принципиальным отличием нового право-государственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации, согласно которым вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господствующей партии.

Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным  установлением однопартийности. В период укрепления власти нацистов, в 1933 г., были законодательно запрещены и распущены КПГ, СДПГ, Немецкая народная партия, Баварская народная партия, партия католического «Центра», а также все их спортивные, молодежные и женские организации. Имущество партий конфисковано. Указами о «защите немецкого народа и государства» (февраль 1933 г.) были ограничены свободы собраний, печати в случае их антиправительственной направленности, а также в целом отменены основополагающие для политических свобод граждан ст. 114-118, 123-124, 153 Веймарской конституции1. Закон против создания новых партий (от 14 июля 1933 г.) провозглашал, что в стране существует только одна партия – НСДАП и устанавливал наказание в виде каторги или тюремного срока для тех, «кто продолжает поддерживать организации другой политической партии или создает новую» (§2).

Третьим из основополагающих актов  нового уклада стал Закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 г. По закону, НСДАП объявлялась носительницей «германской государственной идеи и неразрывно связанной с государством» (§1). Партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность (§3). На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облечены в форму специальных задач по реорганизации государства, устранению из госаппарата недовольных, воспитанию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали государственной программой, и в дальнейшем принципиальные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе фюрера, который являлся вождем нацистской партии. Германская академия права, из которой изгнали всех противников национал-социалистов, объявила, что решения Гитлера обладают наивысшей юридической силой в стране2.

Партийный аппарат НСДАП  стала непосредственной структурой государственной организации. На основе прежних организационных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная структура партийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях, местный руководитель (штатгальтер) почти всегда одновременно являлся и фюрером-гауляйтером областной партийной организации. Все государственные вопросы (кроме суда, финансов и почты) подлежали ведению гауляйтеров. В 1943-1944 гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами, и ведению тех же властей были подчинены регулирование цен, труда и т. д. Подчинялись гауляйтеры непосредственно фюреру, и, согласно организационному уставу НСДАП, «несли полную ответственность перед фюрером за ту область, управление которой ему поручено».

НСДАП установила непосредственный партийный  контроль над всеми институтами  государства. В июле 1934 г. Гитлер впервые  узаконил участие своего заместителя  по партии «в разрешении вопросов, связанных  с подготовкой законопроектов во всех административных инстанциях империи». В 1941 г. эти полномочия были институализированы в особых правах Партийной канцелярии фюрера, которая одновременно стала и общегосударственным и партийным высшим органом управления (Указ Гитлера о положении руководителя партийной канцелярии от 29 мая 1941 г.).

По Закону о восстановлении профессионального чиновничества (от 7 апреля 1933 г.) из госаппарата были уволены  все те, кто поступил на государственную  службу после ноябрьской революции 1918 года, кто не мог доказать свое «арийское происхождение», «благонадежность» по отношению к национал-социалистам, не состоял членом их партии. Согласно распоряжению Гитлера (январь 1937 г.) любые назначения на государственные должности, сделанные без согласования с партийными организациями соответствующего уровня, считались недействительными. Задача «политического руководства государством», декларированная Уставом НСДАП, преобразовалась в прямой административный надзор.

НСДАП была объявлена  политическим ядром всех общественных институтов страны. По закону 3 июля 1934 г. депутат рейхстага терял свой мандат, если он выходил из партии или исключался из нее. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали «Немецкий трудовой фронт» в качестве единой, официально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд», которая рассматривалась как бы частью партии; молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в «Гитлерюгенд» под угрозой уголовной ответственности родителей, деятельность всех других, нежели официально-партийные, молодежных, женских, спортивных и т. п. союзов запрещалась. Такая политика была в том числе направлена к массовости партии, к объединению в нее значительной части населения страны3.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку  немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и пропаганды,  которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. Культурная политика Третьего рейха была направлена на создание «идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане», на превращение литературы и искусства «в боевое оружие партии»4.

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собственные партийные  карательно-репрессивные структуры (СА, СС). Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации».

Значительным изменениям подверглась и судебная система  Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды.

Программа национал-социалистической немецкой рабочей партии, которая  стала государственной, предусматривала  отказ от римского правового наследия и замену его «всеобщим немецким правом». В гражданском уложении понятие «субъективного права» заменили понятием «субъективные права членов немецкой национал-социалистической рабочей партии Германии». А понятие «правоспособность» заменили понятием «партийный статус лица». В 1936 году была произведена новая редакция уголовного кодекса, которая узаконила судейский произвол по отношению к инакомыслящим. Подзаконные акты настойчиво рекомендовали государственным и партийным структурам, что «правым делом является все то, что способствует национал-социалистическому движению, злом является все то, что вредит ему» 5.

Таким образом, с приходом к власти национал-социалистов в Германии была демонтирована демократическая политическая и экономическая система Веймарской республики. В стране была установлена тоталитарная государственность, строившаяся на чрезвычайном законодательстве, полной ликвидации демократических прав и свобод граждан и на массовом терроре против противников национал-социалистов.

Информация о работе Уголовное право варварских народов раннего средневековья