Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политики связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества. Существует множество определений этого термина. Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство - это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая - взаимоотношения власти и общества, и вторая - внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.

Содержание

Понятие электронного правительства.
Стадии электронного правительства.
Основные этапы перевода государственных услуг в электронный вид.
Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Понятие электронного правительства.
  2. Стадии электронного правительства.
  3. Основные этапы перевода государственных услуг в электронный вид.
  4. Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства.

 

  1. ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Последние 20 лет прошлого века и  с которым ученые и политики связывают  надежды на модернизацию характера  взаимодействия государства и общества. Существует множество определений  этого термина. Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство - это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая - взаимоотношения власти и общества, и вторая - внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося  набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной  власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. По сообщениям российской прессы, по состоянию  на июль 2010 года близко к идеалу электронное  правительство работает только в  Сингапуре и Эстонии.1

Электронное правительство - система  электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации  всей совокупности управленческих процессов  в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности  государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для  каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного  спектра задач, связанных с управлением  документами и процессами их обработки.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного  правительства, а лишь определяет новый  способ взаимодействия на основе активного  использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения  эффективности предоставления государственных  услуг.

В будущем электронное правительство "одного окна" станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет  являться следствием развития социальных сетей. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства  информационного общества. Различные  категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные  средства доступа к информации с  тем, чтобы уменьшить стоимость  транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более  простым, быстрым и комфортным".

Таким образом, ЭП имеет следующие  основные цели:

  1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия фактора  географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и  менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений  между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности  власти перед народом.

Внедрение электронного правительства  в стране гармонизирует отношение  власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая  парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством  Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские  институты, общественные группы, гражданские  организации.

 

  1. СТАДИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Обычно в процессе внедрения  электронного правительства выделяют три стадии.

Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним "через одно окно". Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.

Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через "одно окно" (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.

 

  1. Основные этапы перевода государственных услуг в электронный вид

Единый портал и реестр государственных  и муниципальных услуг уже  в ближайшее время станут основой  для предоставления электронных  услуг. Для этого распоряжением  Правительства Российской Федерации  №1555-р утвержден четкий план, согласно которому государственные услуги будут  переведены в электронный вид  в соответствии с установленными в нем сроками. В плане определен  перечень из 74 наиболее массовых, важных для граждан и бизнеса услуг, предоставляемых федеральными органами власти, которые должны быть переведены в новый формат в первую очередь.

Перевод государственных услуг  в электронный вид разбит на пять этапов. Первый этап «Информационный» На этом этапе информация о государственной услуге должна быть размещена на едином портале и в сводном реестре услуг. Органы власти обязаны опубликовать сведения о порядке предоставления услуги, о ее стоимости и составе требуемых документов. Они также должны указать адреса, куда гражданам следует обращаться, и другую контактную информацию.

Второй этап «Одностороннее взаимодействие» В это время  на едином портале государственных и муниципальных услуг должны

быть помещены формы заявлений  и иных документов, необходимых для  получения государственной услуги. Человеку должна быть предоставлена  возможность скопировать эти  документы, заполнить в электронном  виде и принести в распечатанном  виде в орган власти.

Третий этап «Двустороннее взаимодействие». На третьем этапе будет обеспечена возможность для граждан, желающих получить государственную услугу, представлять документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет.

Четвертый этап «Интерактивное взаимодействие» предполагает предоставление гражданину возможности через указанный портал следить за прохождением своего запроса и узнавать статус рассмотрения заявления – принято, рассмотрено, дан ответ, отказано и т.д.

Наконец, последний, пятый этап  «Полностью интерактивное взаимодействие» – это возможность получения результата услуги полностью дистанционно в электронном виде.

В плане, утвержденном Правительством РФ, содержится информация о том, в  какие сроки на какой этап должна быть переведена каждая государственная  услуга.

Еще одним важным решением в рамках работы по формированию электронного правительства является введение универсальной  карты гражданина. Универсальная  карта необходима для быстрой  идентификации гражданина, обратившегося  в орган власти. В первую очередь  на этой карте в обязательном порядке должна быть представлена информация о личности заявителя. Это обеспечит возможность адресного предоставления услуг по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию, социальных льгот. Другим обязательным элементом универсальной карты является платежное приложение, в результате чего она может быть использована в качестве банковской платежной карты, то есть для проведения расчетов, получения наличных денежных средств, а также оплаты товаров и услуг, в том числе и электронных услуг органов власти.

Помимо обязательных приложений, на карте могут быть размещены и  дополнительные сервисы для гражданина. Таким сервисом, например, может  быть возможность оплаты проезда  в общественном транспорте. Состав обязательных приложений на федеральном  уровне будет определяться

Правительством Российской Федерации, а на уровне регионов – руководством субъекта Федерации.

 

 

 

  1. ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 

Законодательные и регуляторные барьеры.

Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, они  должны получить такое же признание, как и соответствующие им "бумажные" процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачности и ограничений в  распространении информации, что  препятствует взаимодействию. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.

Другая проблема - неоднозначность  юридических норм. Действующие структуры  должны чётко представлять границы  и меру дозволенного, прежде всего  в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого  упоминания заслуживают малые структурные  подразделения с ограниченными  ресурсами, нерациональное использование  которых при разработке проекта  по электронному правительству вкупе  с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором.

Бюджетные нормативы могут ограничивать инициативы по электронному правительству

Во многих странах ОЭСР бюджетные  проекты в реальности оказываются  противодействующими введению эффективного электронного правительства в силу традиционных подходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и  механизмы, позволяющие оценивать  предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можно достичь за счет полномасштабной  государственной оценки и преимуществ  электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.

Финансирование бесперебойных  правительственных услуг и общей  инфраструктуры, предполагает такое  бюджетное регулирование, которое  способствует созданию механизмов совместного  финансирования, таких как скоординированные  финансовые предложения для новых  фондов и слияние фондов. Кроме  того, затраты на ИКТ должны рассматриваться  в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования. Вложения в ИКТ, таким образом, будут осуществляться с акцентом на выработку экономически эффективных решений.

Решения по электронному правительству  могут не отвечать темпам научно-технологического прогресса.

Органы управления сталкиваются с  проблемой стимулирования развития электронного правительства, хотя до сих  пор всё ещё существует значительная неопределенность, касающаяся научно-технологических  подвижек и негативных последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности). Технологические  разработки прогрессируют очень быстро, поэтому трудно точно спрогнозировать будущие последствия в деталях.

Обширный ряд подходов, обеспечивающих жизнеспособность новых технологий, включает: нейтральные законодательство и нормы, регулирующие сферу технологий; гибкость в пределах широких регуляторных нормативов и адаптацию действующих  законов к "цифровому миру"; первоочередное внимание рабочим характеристикам  при внедрении новых технологий в сравнении с техническими спецификациями; усиленное внимание международному сотрудничеству с целью гармонизации подходов, относящихся к транснациональным  проблемам.

Информация о работе Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства