Трактовки власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:55, доклад

Краткое описание

Бихевиористская трактовка власти рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Власть в этом понимании - это реализация воли к власти. Сторонники бихевиористского подхода требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями. Они считают власть особенной сущностью, носителем которой выступает отдельный индивид, заставляющий других людей повиноваться своей воле. Власть отождествляется с силой, обладание которой дает право на повелевание и управление людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 24.08 Кб (Скачать файл)
  1. Трактовки власти:
  • Бихевиористская трактовка власти рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Власть в этом понимании - это реализация воли к власти. Сторонники бихевиористского подхода требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями. Они считают власть особенной сущностью, носителем которой выступает отдельный индивид, заставляющий других людей повиноваться своей воле. Власть отождествляется с силой, обладание которой дает право на повелевание и управление людьми. С точки зрения этой теории природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями отдельного человека-носителя власти.

Бихевиористская трактовка власти была введена в политическую науку в 1930-х гг. и связана с именами американских ученых Ч.Мерриама (1874-1953), Г.Лассуэла (1902-1978) и англичанина Дж.Кетлина (1896-1975).

  • Власть неразрывно связана с влиянием, часто эти понятия употребляются как синонимы. Различие между ними обычно проводят по силе влияния. Власть отличается от влияния высокой силой воздействия и вероятностью подчинения. Влияние же обычно характеризует как властное, так и особенно более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Однако в целом грани между данными понятиями размыты и достаточно условны.
  • реляционистские (relation – отношение) – этот подход рассматривает аспект власти как отношение между двумя партнерами-агентами власти, при котором один из них оказывает определенное влияние на второго. В данном случае власть предстает как взаимодействие субъекта и объекта при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Данный подход позволяет раскрыть структуру власти, увязать в единое целое различные ее механизмы, а также различные способы взаимодействия между партнерами.
  1. Структура власти: схема

Власть  как отношение между людьми имеет  определенную структуру. Ее основными  компонентами являются субъект, объект, средства (ресурсы), основания и механизм. Кроме того, важными характеристиками власти являются ее сфера, или радиус распространения; величина (сила), объем  и временная продолжительность; затраты (материальные и психические), связанные с обеспечением подчинения и преодолением сопротивления; техника, т. е. способы и процедуры реализации власти, а также противодействующие влияния и поведенческие альтернативы (возможности неисполнения распоряжений).

Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им выступает руководитель или, в общем плане, тот, кто отдает распоряжения, имея соответствующие права и(или) средства. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду). В нем предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение команды. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему исполнителей (объекта) — второго важнейшего элемента власти.

Объект  власти — исполнитель руководящих  указаний, распоряжений. Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта с доминированием воли руководителя (властителя). Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти.

Мотивы  подчинения: Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх  перед наказанием.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному  выполнению распоряжений, иначе говоря, преклонением перед авторитетом.

Максимальная  же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с  субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно  доверяет своему руководителю.

Сила  власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного  фактора — неравенства.

Власть, возникающая на основе естественного  неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти.

Мотивы  властвования : Конкретными мотивами властвования могут быть как намерение что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т.п.

  1. Ресурсы власти: это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы наряду с субъектом и объектом выступают одним из важнейших  оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или  убеждения.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы  делят на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного  воздействия; к нормативным относятся  средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы  поведения человека.

  1. Источники власти:

В политологии используется понятие  источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач.

Источники власти — авторитет, сила, престиж, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес, знания и т. д. По мнению некоторых экспертов, в  частности О. Тоффлера, основными источниками власти, властным первоначалом являются: сила (низшее качество власти), богатство (среднее качество власти) и знания (высшее качество власти). В современном мире, по его мнению, знания (в различных формах: информация, искусство и т. д.) подчинили себе силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти

  1. Политическая власть и ее основной характер:

политическая  власть — это особый вид власти, возникающий в ходе становления  и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем.

1) Легальность - политическая власть  в государстве (за исключением  откровенно диктаторских режимов  и чрезвычайных ситуаций) опирается  или, по крайней мере, стремится  опираться на закон;

2) Верховенство - т.е. политическая  власть в государстве стоит  выше всех других видов власти (в семье, в группе, в учреждении), превосходит их по силе и  по “охвату” - т.е. не ограничена  какими - то четкими рамками, а  проникает во все “клеточки”  общественной жизни;

3) Моноцентричность - т.е. наличие единого центра принятия решений: в географическом плане - это столица государства, в смысле учреждений - это определенные политические институты, такие решения принимающие (президент, правительство, отдельные министерства и ведомства);

4) Многообразие ресурсов - т.е. политическая  власть в государстве держится  не только принуждением, но и  тем, что имеет в своем распоряжении  экономические, социальные, информационные, принудительные и правовые ресурсы.  Рассмотрим по порядку содержание  этих ресурсов:

а) экономические - способность государственной  власти распоряжаться определенным объемом материальных благ, осуществляя  регулирование экономики и перераспределяя  национальный продукт;

б) социальные - способность власти понижать и повышать статус индивидов, раздавая престижные должности или лишая  их;

в) информационные - контроль государственной  власти за информацией и средствами ее распространения ( напрямую - через цензуру, косвенно - через финансирование и предоставление льгот лояльным издания);

5)Публичность-публичность,  т.е. всеобщность и безличность.  Это означает, что политическая  власть обращается от имени  всего общества ко всем гражданам  с помощью права;

  1. Принцип разделения властей и его реализации в обществе:

Разделение  властей — это теоретическая  доктрина и реальная практика разделения власти между несколькими политическими  институтами. Суть разделения заключается  в ограничении (предотвращении) абсолютизма  власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован  в работах Дж. Локка .Он считал, что народ является высшей властью и с помощью общественного договора учреждает государство и передает власть правителям, которые делят власть на законодательную и исполнительную.

Дальнейшее  развитие теория разделения властей  получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»). По его мнению, для ограничения  злоупотреблений властью и установления верховенства закона власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей был реализован при образовании США и закреплен  в Конституции страны 1787 г. Суть этого  принципа заключается в том, что  политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является относительно независимой и выполняет свою специфическую функцию. Однако это не простое распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования со своими особыми структурами.

  1. Властная вертикаль в России:

Существует 3 уровня.

  1. Макро(Высший)

З – парламент : 1.верховный совет(Спикер- Матвиенко. 166чел) 2.Госдума(450чел.Нарышкин)

И  –  Правительство(Премьер Медведев)

С  –  Конституционный, высший арбитражный, верховный

  1. Городской(Региональный)

З – ЗАКС(50 депут. Спикер – Макаров)

И – Правительство СПб(Смольный) губернатор- Полтавченко

С – Городской Суд СПб, Гор.Арбитражный, с 2000 г. Устовный суд

  1. Микро(Районный)

З - - -

И – Районная администрация(Глава района)

С – Районный суд

Также ограны местного самоуправления – муниципалитет

  1. Эффективность власти:

Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций  в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Показатели, свидетельствующие о эффективности власти, следует искать во всех сферах общественной жизни. Самые важные из них следующие:

-уровень  смертности, рождаемости, продолжительности  жизни;

-уровень  материального благополучия;

-уровень  физической безопасности граждан  (уровень преступности в обществе, количество авто- и авиакатастроф,  аварий на промышленных предприятиях  и т.п.);

-уровень  налогов;

-величина  управленческого аппарата;

-уровень  образования населения;

-уровень  безработицы.

Эффективность власти – величина меняющаяся. Она  может нарастать, и тогда власть в обществе пользуется поддержкой, но может и снижаться, что часто  становится причиной наступающего кризиса.

  1. Термин «легитимность» (от лат. legitimus – законный) принято использовать для характеристики власти, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимация – это процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. Сущность этого процесса выражается в постоянном стремлении лиц, находящихся у власти, к подтверждению своей правомочности и политической состоятельности. Можно сказать, что политическая власть правомочна, если способы ее установления и результаты деятельности согласуются с политическим сознанием, правовыми и нравственными нормами, существующими в демократических обществах, со взглядами, убеждениями и принципами большинства граждан. В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства.

М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства (власти)

Традиционное господство. Этот тип  господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению  и основан на вере не только в  законность, но даже в священность  издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет  “вечно вчерашнего”) выступают как  основа от ношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются  как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных  обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные  виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.

Информация о работе Трактовки власти