Толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева[1]. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын[2].

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.86 Кб (Скачать файл)

Суде́бник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативный правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права.

Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева[1]. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын[2].

Уголовное право

Под преступлением понималась не «обида», как в Русской Правде, а «лихое дело». Если «обидой» называли ущерб лицу или группе лиц, то «лихое дело» было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, «лихое дело» — есть ни что иное, как нарушение воли государя. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело… (ст. 8)

  • Виды преступлений.

  1. Против государства — корамола (то есть заговор, мятеж или иные действия, направленные против существующего режима). К ним же примыкают преступления против порядка управления. К примеру, отказ от правосудия: А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати. Статья о «неправом суде» защищала подданных от произвола чиновников. Существовал и такой состав, как «ябедничество», то есть заведомо ложный донос.

  1. Против личности — убийство, «головная татьба» (похищение человека), оскорбление делом или словом.

  1. Имущественные преступления — татьба (кража), разбой, грабёж, поджог, конокрадство.

  1. Против суда

  • Наказание и его цель.

Система наказаний:

  1. Смертная казнь (за государственную измену; конокрадство или «коневая татьба» приравнивалась к измене и в старину каралась смертной казнью).

  1. Телесные наказания: «торговая казнь» — битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили.

  1. Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).

Основная цель — устрашение

 

Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Принят на первом на Руси Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит сто статей.

Судебник Ивана IV имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 года развивает заложенные вСудебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства.

 

В статьях нового Судебника получили развитие намеченные еще Судебником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации управления и судопроизводства в государстве. Так, ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем самым расширялись рамки проведения губной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды, а она сама получала юридическое обоснование. Судебником вводились приказы. Однако перестройкацентральных ведомств и учреждений, подчиненных им на местах, только начиналась.

В целях укрепления социальной базы центральной власти расширялись права служилого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холопство, ограничивалось право перехода крестьян, более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Одновременно из-за неразвитости государственного аппарата правительство еще не могло пойти на полное закрепощение крестьян.

Положения Судебника 1550 г. получили свое развитие в разнообразных указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фиксировавшихся в специальных указных книгах, которые велись при центральных учреждениях. В числе подобных указов были постановления сначала о врёменном, а затем и полном запрете крестьянского выхода в Юрьев день (с 1581 г.), что стало важной вехой на пути окончательного закрепощения крестьян. Впоследствии эта норма была подтверждена указами о введении так называемых урочных лет - срока хранения дворянских челобитных по поводу сыска беглых крестьян.

В конце XVI в. была сделана попытка создать особый Судебник для русского черносошного Севера (Судебник 1589 г.). Около 1606-1607 гг. в одном из московских правительственных учреждений был создан Сводный Судебник. В его основу положены Судебник 1550 г., указы о княжеских вотчинах, приговор о служилых холопах и ряд других законодательных памятников. Фактически он стал проектом нового кодекса феодального права.

 

 

Опричнина – прообраз политической полиции.

 

           За точку отсчета начала организации  и  деятельности специальных служб  на Руси, по видимому,  следует  принять 1565 г., когда царем Иваном  IV (1533-1584) был создан прообраз будущей политической полиции. Известно, что конфликт уже  с боярами  был обусловлен затянувшейся Левонской войной. Часть знати не видела смысла в борьбе за неплодородные земли Балтийского побережья и предлагала продолжить завоевания  на южном рубеже  Руси. Конфликт, казалось зашел  в  тупик, как вдруг, 3 декабря 1564 г. Иван VI неожиданно покинул Москву, захватив  с собой  царскую казну и святые иконы. Государь обосновался в Александровской слободе. Несколько недель  москвичи не получали никаких сведений о том, почему царская семья  покинула Кремль. Слухи множились, нагнетая обстановку тревоги  и неуверенности. Незадолго до Рождества Царь послал из слободы 2 грамоты Боярской думе и горожанам. В первой царь извещал иерархов и бояр о своем решении отказаться от престола из-за их измены, а во второй сообщал горожанам, «чтобы  они себе  никакого сумнения не держали, гневу ни них и опалы никакой нет». Возмущенные горожане заставили бояр начать диалог с царем. Акция Ивана VI возымела успех: у него были развязаны руки – чтобы рассчитаться с теми, кого он считал врагами, если ему будут выделены особые владения, где  он установит целесообразный с его точки зрения порядок. Требования царя были удовлетворены, и  территория государства разделилась  на опричнину (от слова «опричь»  - кроме, которое в XIV-XVI в.в. означало часть наследства, выделенное в особое владение) и земщину.  В опричнину , т.е. особый государев удел, вошла часть наиболее важных в экономическом и стратегическом  отношении  земель центра страны (Москва, Можайск, Вязьма, Ростов, Ярославль и др.), юга (Козельск, Белев и др.) и Поморья (Холмогоры, Великий Устюг, Каргополь).  В земщину, представлявшую собой далеко не лучшие земли, были выселены потомки удельных князей и бояр, и их владения были разданы  «опричным служилым людям».  Для борьбы с «изменой» внутри государства  Ивана IV создал опричное войско, в  основном состоящее из дворян.  При «вступлении в службу» человек давал клятву отречения «от всея и всех» – отца, матери, семьи. С этого момента он клялся  служить только государю  и  беспрекословно выполнять  только его приказания. Ему включалось в обязанность выискивать, а затем изгонять или истреблять государевых противников, доносить обо всем, что видит, и с людьми не из опричнины не иметь. Опричное войско  было построено по типу монашеского ордена: «Сам он был игуменом, князь Афанасий Вяземский – келарем, Милюта Скуратов - пономарем; и они вместе с другим распределяли службы  монастырской  жизни». 1 Доносы и подозрения  переросли под пытками в «тайные заговоры». Население, не сдерживаемое законом и  нравственным нормам, разрасталось, затрагивая все население: от крестьянина до дворянина. Иван IV безудержно  стремился  реализовать свое право судить и наказывать подданных. «Царской власти, утверждал  он, - дозволено  действовать  страхом и  запрещением чтобы строжайше  обуздать  безумие  злейших и коварных людей»2. Жестокость  Царя  порождала  множество заговоров против него, однако и без этого мнительный царь  повсюду видел заговорщиков, особенно среди  ближних бояр,  стремился раскрыть воображаемые заговоры и измены, создавая механизм  обеспечения безопасности Главы государства,  ориентированный на  беспощадное  подавление потенциальных  политических  противников. Машина политического сыска начала набирать обороны. Иван IV заложил основы использования политического сыска для формирования ближайшего окружения лидера  государства  из политически благонадежных  соотечественников, путем  предоставления  последним  наиболее  благоприятных  условий для существования, достаточно  широких прав и свобод, а также изгнание в отдельные районы, с  менее благоприятными условиями существования людей, в преданности некоторых  царь испытывал сомнение, причем зачастую  ничем не обоснованные. Признак деления россиян  на благонадежных и неблагонадежных подданных был характерен для всех последующих правителей  царской  России. Исследователи истории политического сыска  в  царской России Ч. Рууд и С. Степанов отмечают: «В русской истории одной из центральных тем всегда было неустанное  стремление  власти следить не только за наличием преданности подданных, но и за степенью их преданности; и вот эта извечная попытка разыскать врагов монарха прежде, чем они  нанесут ущерб  ему или его окружению, привел к рождению розыскных институтов,  призванных обнаруживать  всех, кто склонен к такому умыслу или уже злоумышляет против существующего строя»11. Вскоре опричники на собственном опыте убедить как трудно оправдаться от ложных доносов даже первым людям опричнины. Так, по ложному доносу был убит один из идеологов опричнины А. Д. Басманов, по приказу Ивана IV был ликвидирован глава опричной думы – князь Черкасский, в опалу попал и В. Грязной. Добившись устранения политической оппозиции, государь освободился от сподвижников. В 1572 г. опричнина упраздняется также  неожиданно, как и  была введена. Под страхом казни запрещалось даже употребление этого слова.  Несмотря на то, что опричнина была  достаточно коротким эпизодом  в истории России, печальная память о ней сохранилась надолго. Истинные замыслы Ивана IV и сегодня  расцениваются неоднозначно.

Развитие полицейских органов в период абсолютной         

                              монархии. (сер. XVII в. – I четверть XIX в.)

 

Во второй половине XVII  века – 1 четверти XIX века в России утверждается  абсолютная монархия.  Впервые  в российской истории полиция становится  самостоятельным звеном  государственного  аппарата.  Принятый в 1649 году наказ о градском благочинии стал  действовать  не только в Москве, но и на всей  территории страны.  В крупных  городах объездным головам  поручалось  осуществлять  паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же  формировали местную  полицию  и администрацию, организовывали  патрулирование улиц.  С начала XVIII века стали появляться  регулярные полицейские формирования.

             В 1702 году  органы губного самоуправления  были упразднены. Их  функции  перешли к воеводам.  После  образования  в 1710 г. губерний  полицейские  функции  были  возложены в  числе  других  на губернаторов.  По воеводскому наказу 1719 г. они  должными были заботиться об  охране прав и безопасности  местных  жителей, преследовать «гулящих  людей»,  заботиться об  исправности  дорог, блюсти правильность мер  и весов. Эти  функции  воевода  разделял с земскими комиссарами. Помимо  всего прочего на них  возлагалось  наблюдение за исправностью  и безопасностью  путей сообщения  и постоялых дворов, преследовать  беглых и разбойников, содействовать  отправлению правосудия, а также  заботиться о  нравственности  и  религиозности обывателей. В  городах полицейские функции  входили в компетенцию магистратов - учрежденных Петром I органов государственного самоуправления. Первая  специальная полицейская должность  в России  появилась  в 1718 году – в  Петербурге был учрежден генерал - полицмейстер. К  1722 году полицмейстеры появились  во многих  крупных  городах.  При  них создавались  канцелярии полицейских дел. К  числу  функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых,  продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 года учредил  регулярную полицию. Петр I в нем достаточно широко  очертил задачи полицейских органов:  полиция способствует  осуществлению прав  правосудия; рождает  добрые  порядки; обеспечивает  всем безопасность  от разбойников, воров и прочее, «непорядочное и непотребное житье отгоняет»,  принуждает каждого  к труду и  честному промыслу;  надзирает  за  домостроительством  и  содержанием в частоте  улиц и дорог; обеспечивает  санитарную  безопасность; запрещает  излишества  в расходах; занимается призрением нищих, больных, увечных; защищает «вдов, силых и чужестранных», воспитывает  юношей «в целомудренной чистоте честных науках».  В регламенте отмечается, что «… полиция есть душа гражданства  и всех добрых порядков  и  фундаментальных подпор  человеческой безопасности и  удобности».

После  смерти Петра I  Главный магистрат  был  упразднен, а  органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и  воеводам,  взявшим на себя отправление  основных полицейских  функций.

В 1732 году в штат петербургской  полиции введена должность обер - полицмейстера, образована канцелярия, состоявшая из советников,  секретаря,  роты драгунов  для разъездов.  В 1733 году в 23 губерниях и городах были созданы полицмейстерские  конторы, возглавляемые полицмейстерами из офицеров данного гарнизона.  Каждому полицмейстеру  были приданы небольшие команды и канцелярские  служители.  Компетенция полицейских контор  была весьма узкой, т.к. многие полицейские функции  остались  в ведении губернаторов и воевод.  Местная полиция должна была наблюдать за  внешним порядком  и «благочинием» в  городе.  В 1746 году учреждена экспедиция  по делам воров и разбойников,  указами  1746 и 1747 г.г. устанавливались  правила поведения в общественных местах. Указом 1750 года регламентировались методы борьбы с проституцией и притонами. Указом 1740 года регламентировалась патрульная служба  в городах. Однако к началу 60-х годов XVIII века число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся перешли в 1762 году в подчинение губернаторов и воевод. Общая полиция  в XVIII веке работала плохо, что и повлекло за собой коренную перестройку ее органов. Она была  осуществлена в период царствования Екатерины II . В своем наказе 1767 года Екатерина  определяла полицию как «установление, попечение которого все то принадлежит, что служит к сохранению  благочиния в обществе». В соответствии с «Уложением для управления губерний» в  уездах была введена должность  земского исправника,  который возглавлял полицейский орган нижний земский суд. Канцелярия нижнего  земского суда состояла  из двух столов: исполнительного и следственного. Капитан-исправник и заседатели нижнего земского суда (их было 2-3 человека)  избирались  дворянством уезда на 3 года и утверждались  в  должности  губернатором.  Нижний земский суд  исполнял  распоряжение вышестоящих властей,  а также  решения судов,  проводил предварительное расследование  по уголовным делам. На него возлагалась  основная  полицейская функция «иметь бдение, дабы в уезде  сохранены были благочиние, добронравие и порядок».  Исправник и нижний земский  суд  осуществляли надзор за состоянием  мостов и дорог, за порядком во время торговли, побуждали население к исправному исполнению повинности и уплате податей, занимались презрением нищих,  надзирали  за соблюдением противопожарных и противоэпидемиологических мер. Охрана «тишины и спокойствия» в уездном городе возлагались на городничего, выполнявшего на территории города функций, аналогичные тем, которые  отправлялись капитаном исправником в уезде. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Информация о работе Толкование права