Теория прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, обусловлена тем, что права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Объект исследования: права человека и гражданина в РФ.
Предмет исследования: специфические особенности теории прав человека в РФ.
Цель настоящей работы: исследовать общую характеристику института прав человека, а также проанализировать различные точки зрения правоведов изучающих данную тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Общая характеристика института прав человека………………..5

1.1. История идеи прав человека. Теория трёх поколений прав человека…….5
1.2. Понятие и принципы действия института прав человека………………..11
1.3. Классификация прав человека……………………………………………..15

Глава 2. Гарантии и защита прав человека………………………………..29

2.1. Гарантии прав и свобод личности…………………………………………29
2.2. Защита прав человека……………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………...42

Список используемой литературы…………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Теория прав человека.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Защита прав человека

 

В современных условиях глобального экологического и социального кризиса выживание человечества невозможно без реализации принципов социальной справедливости и общечеловеческой морали. Еще Т. Джефферсон писал: «Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными [врожденными и] неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»[19]. Практика развитых демократических государств показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан[20]. Такая обязанность государства закреплена и во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), и в ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, которая предусматривает право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни»[21].

Осуществление такой деятельности и составляет одну из важнейших задач современного социального государства. Между тем «наше общество, – пишет Е. А. Лукашева, – в нынешних условиях проявляет безразличие к важнейшему вопросу теории и практики – взаимоотношениям государства и гражданина в условиях свободных экономических отношений»[22]. Речь идет не о государственном вмешательстве в экономические процессы, а о заботе государства о человеке, обеспечении каждому достаточного жизненного уровня. Государство не может пренебречь интересами социально незащищенных слоев населения.

Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которые может выделить государство на эти цели. Поэтому основные гражданские и политические права человека, такие, как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и другие в принципе не имеют существенных различий, чего нельзя сказать об уровне обеспечения социально-экономических прав, который во многом обусловлен уровнем промышленного и социально-экономического развития того или иного государства[23]. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах отмечается, что, «согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами»[24]. Все права и свободы человека как социального существа неразрывно связаны между собой. Человек не может быть политически свободным, если он зависим экономически, и наоборот. Поэтому нет смысла отдавать предпочтение тем или другим правам.

Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения»[25]. Эти права приобрели юридическое значение во многом в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

Равенство в отношениях «индивид – общество» и «гражданин – государство» выступает как «обязанность государства обеспечивать определенную свободу в качестве именно социального государства, по крайней мере в пределах, которые необходимы для уважения человеческого достоинства». Требование гарантии достойного социального статуса и определенной степени социальной защищенности служат не только отдельному лицу, но и функционированию демократии в целом. Б. Н. Топорнин в связи с этим отмечает: «У экономики, в особенности рыночной, есть собственная логика развития, свои закономерности, порой не имеющие ничего общего с социальными нуждами населения. Именно государство призвано обеспечивать эти нужды, добиваться необходимого баланса в развитии экономики и социальной сферы»[26]. Данная точка зрения, однако, не является преобладающей. В правовой науке наблюдаются и попытки искусственно разделить по своему внутреннему содержанию и юридической обязательности, с одной стороны, гражданские и политические права, ас другой – социально-экономические и культурные, хотя и те и другие – явления одной социальной действительности. Основной аргумент состоит в том, что государство обязано уважать и обеспечивать гражданские и политические права, а что касается социально-экономических прав, то на государство не возлагается юридических обязанностей, а рекомендуется лишь придерживаться тех стандартов, к достижению которых должны стремиться государства. Такой вывод делается со ссылкой на п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных нравах, который обязывает государства «принять меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Социально-экономические права не менее значимы, чем гражданские и политические, поскольку права и свободы человека не разделимы и взаимосвязаны. Ни одно право и ни одна свобода не могут противопоставляться другим или трактоваться в ущерб им. Все они образуют единую систему правового статуса личности. А это, в свою очередь, налагает на государство обязанность предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав. «Если реализация ряда гражданских и политических прав требует конкретных действий в основном от каждого индивида в отдельности, – пишет В. А. Карташкин, – то социально-экономические права могут быть осуществлены главным образом путем проведения определенной и целенаправленной политики со стороны государства. Однако проведение такой политики возможно, как правило, лишь в демократических странах, где народ контролирует процесс управления и участвует в нем»[27].

Для реализации социально-экономических и культурных прав необходимы более значительные позитивные действия со стороны государства. Но поскольку конституционное законодательство еще не разработало четкого механизма реализации этих прав, в правоприменительной практике им не всегда уделяется должное внимание. Контроль за выполнением государствами взятых на себя обязательств в области социально-экономической и культурной политики осуществляет международный Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, созданный в 1984 г., который рассматривает доклады государств. С вступлением России в Совет Европы ее национальное законодательство также должно быть приведено в соответствие с европейскими стандартами и обеспечивать реализацию основных прав и свобод.

Особую значимость защита и обеспечение социально-экономических прав приобрели в нашей стране в «постперестроечный» период, в условиях отказа от социалистических ценностей и перехода к рыночным отношениям, когда общество оказалось не готово к резким переменам и наметился глубокий кризис во всех сферах общественной жизни. Государство лихорадит политической нестабильностью, нарастает эскалация национальных конфликтов, сопровождающаяся локальными войнами, быстрыми темпами идет процесс падения производства, в социальной сфере продолжается резкое социальное расслоение общества, увеличивается имущественное неравенство, что приводит к росту преступности и социальной напряженности. Все эти факторы приводят к падению жизненного уровня граждан, снижению их социальной защищенности. Общество оказалось перед лицом серьезной проблемы – необходимостью социальной защиты людей, обеспечения прав граждан, в первую очередь создания механизма обеспечения и защиты социальных прав[28].

Социальная незащищенность населения, продолжающаяся месяцами невыплата заработной платы может вылиться в конфликт, чреватый большими социально-политическими потрясениями. В 90-е гг. Правительство получило предупреждение в виде забастовок шахтеров, врачей, учителей, научных работников, продолжается неповиновение в форме «рельсовой войны». Если бы так и дальше продолжалось, в стране воцарился бы хаос. В подобной ситуации нужна четкая государственная социальная программа, концепция, которая могла бы вывести страну из затянувшегося кризиса. Но главным является все же не выработка и провозглашение такой концепции, а сбалансированные действия всех органов государственной власти, обеспечивающие разумный выход из сложившейся ситуации с наименьшими социальными потрясениями и затратами. Хотя у правительства и имеется антикризисная программа, пока она ощутимых результатов пока не дает. Большинство населения находится за чертой бедности, многие слои населения социально не защищены.

По мнению М. И. Абдулаева, помимо законодательного признания и закрепления социально-экономических прав, нужна координированная система гарантий осуществления этих прав. В законодательной и правоприменительной практике только начинает складываться традиция уважения человеческого достоинства, его прав и свобод. Кроме того, необходимо признание института частной собственности[29]. Исторический опыт показал, что национализация производства, огосударствление собственности привели к отчуждению личности как от власти, так и от собственности, к ограничению свободы и попранию справедливости. Зачастую граждане и юридические лица лишены простых форм зашиты своей собственности. «Обеспечение социальных прав в обществе, – пишет Е. В. Аграновская, – требует коренной перестройки отношений собственности, признания незыблемости и гарантированности каждому гражданину экономической свободы. Сохранение и развитие всех форм собственности, признание частной собственности – необходимое условие для приобретения личностью экономической свободы, без которой невозможна и свобода политическая. Экономическая свобода индивида, его экономическая независимость – условие становления гражданского общества как общества независимых и полноправных граждан, свобода которых гарантирована, права надежно защищены»[30]. И наконец, – в связи с появлением в нашей стране массовой безработицы и обострением межнациональных конфликтов (первыми жертвами которых становятся женщины, пенсионеры, военнослужащие и лица, чья профессия на рынке труда оказалась не востребована) особый смысл приобретает вопрос о практической реализации права граждан на труд. Здесь со стороны государства потребуется взвешенная программа действий по защите трудовых нрав, которая могла бы обеспечить этим лицам трудоустройство и жилплощадь, переобучение и т. д.

Названные факторы являются причиной роста социальной напряженности, политической нестабильности, преступности. И задача государства – разработать четко действующий правовой механизм социальной защиты граждан, восстановления их нарушенных прав.


Заключение

 

Одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия, являются права человека – неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах; возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов; пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов; способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию.

Правам человека присуши определенные особенности, которые сводятся к следующему.

1. Права человека имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью. Их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества.

2. Они опосредствуют отношения личности с государством в целом, с международным сообществом.

3. Права человека выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания.

4. Они складываются объективно и не зависят от государственного признания.

5. Права человека зафиксированы не только в нормах внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и в нормах международного публичного права.

6. Механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

7. Структура правомочий, составляющих содержание прав человека, совпадает со структурой обычного субъективного права, однако указанные правомочия прав человека имеют определенные особенности.

Содержанию прав человека присущи различные аспекты, вследствие того что права человека являются комплексным социальным явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания.


Список используемой литературы:

 

1.      Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 26.01.2009. – № 4. – ст. 445.

2.      Абдуллаев, М. И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 397 с. – (Серия «Учебник для вузов»).

3.      Аграновская, Е. В. Формирование рынка в России и защита прав граждан // Социальное государство и защита прав человека. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1994. – С. 80 – 90.

4.      Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – 784 с.

5.      Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010. – 256 с.

6.      Бахин, С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. – 1991. – № 2. – С. 41 – 51.

7.      Бошно, С. В. Теория права и государства : учебник / Бошно С. В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 464 с. – (Российское юридическое образование).

8.      Воеводин, Л. Д. Права человека, труд, собственность и государство // М.: Изд-во Моск. ун-та. – Вестник Московского университета. – 1995. – № 4. – С. 3 – 13.

Информация о работе Теория прав человека