Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в системе общественных наук.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.1 Возникновение теории государства и права как науки 4

2.2 Предмет теории государства и права......………………………….12

2.3 Методология теории государства и прав………………………….14

2.4 Теория государства и права как учебная дисциплина 18
Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук………………………………………………………………………21
Теория государства и права в системе юридических наук…………..25
Вывод……………………………………………………………………28
Список использованной литературы. ...………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАВАЯ РАБОТА 1 .2012.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.1 Возникновение теории государства и права как науки 4

2.2 Предмет теории государства и права......………………………….12

2.3 Методология теории государства и прав………………………….14

2.4 Теория государства и права как учебная дисциплина 18

  1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук………………………………………………………………………21
  2. Теория государства и права в системе юридических наук…………..25
  3. Вывод……………………………………………………………………28
  4. Список использованной литературы. ...………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

ВВЕДЕНИЕ

 

Теория государства  и права существует и развивается  как один из важнейших компонентов  сложной и целостной системы  знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в системе общественных наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Без взаимодействия и кооперации наук невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития.

В свою очередь, на стыке различных наук плодотворными оказываются исследования как фундаментального, так и прикладного характера.  Случаются в жизни такие крутые повороты - они бывали в истории многих стран, - когда именно общественные науки (государствоведение, правоведение, экономика, политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика и др.) должны показать выход из тупика этнических, религиозных, национальных конфликтов. Без цивилизованного решения межгосударственных осложнений трудно получить простор естественным и техническим наукам. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.

 

-3-

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Возникновение теории государства и права как науки

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки – философии. Наряду с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Необходимо подчеркнуть, что период зарождения государственности и связанных с этим политических и правовых идей осуществлялся на почве религиозной мифологии. Общественные воззрения носили условно-правовой характер. Они еще не приобрели обособленную форму специальных знаний о месте и роли человека в окружающем его мире.

Постепенно  процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер. Достаточно отчетливо это  проявлялось уже в I тысячелетии до н.э. Мифические представления о мироустройстве, сыграв огромную роль в развитии человечества, стали заменяться приобретаемыми эмпирическим путем и теоретическими обобщениями научными познаниями. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит выдающимся мыслителям, чьи идеи имеют непреходящее значение и по настоящее время.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних  греков в виде мысленного образа реального  полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы. В то же время при помощи права обосновывалось подневольное положении рабов.  Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук. Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению.

-4-

Впоследствии  римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические  конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах (рецепция римского права), в том числе и в современной правовой системе России.

Процесс становления  правового мышления в Древнем  Риме складывался не только под влиянием идей греческих мыслителей. Например, Цицерон определял право как  связь общества (народа, но не рабов). В справедливости его выражения о том, что «при грохоте оружия умолкают законы» можно убедиться и в наше время. Признание в I веке нашей эры христианства государственной религией также сыграло заметную роль в формировании правовых воззрений. Это заложило основы для возникновения теократической теории, одним из теоретиков которой стал константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345 – 407 гг.).

Демокрит известный  своим энциклопедичным объемом  знаний считал, что благополучие граждан  государства зависит от качества государственного управления. Он утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Потому что тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

В системе философских  знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н.М. Коркунов подчеркивал, что выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием. По свидетельству исследователей, не ранее XVII века образуется особая наука – философия права.

На философию  права, как отмечает русский правовед Г.Ф. Шершеневич, оказало сильное  влияние одно важное обстоятельство – это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права.

 

 

-5-

В свою очередь, философия права разрабатывалась  учеными, по преимуществу не причастными  к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права. И правоведы, и философы были заинтересованы в объединении своих взглядов.

Великий философ  Иммануил Кант однажды отметил, что  человечество существует не приспосабливаясь к среде, а совершенствуя ее с помощью разума. Он считал, что главным видом производства должно быть духовное, т.е. производство идей. Чтобы развиваться и идти вперед – необходимо выдвигать идеи, формулировать гипотезы и разрабатывать теории.

Определенная разобщенность в подходе к определению содержания исследуемого вопроса наблюдается и в наше время. Без общей философии, математики, информатики, кибернетики, естествознания и других наук немыслима современная практическая юриспруденция. Каждая наука, образно говоря, живет своей, несколько обособленной собственной жизнью. Юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества.

Процесс развития и усложнения характера общественных отношений, в свою очередь, повлек за собой необходимость совершенствования  правовых предписаний, направленных на упорядочивание этих отношений в различных ситуациях и по различному поводу между всеми субъектами права – населением, государством и обществом.

Г.Ф. Шершеневич в своей работе «Наука гражданского права в России», объясняя процесс зарождения юридической науки в России, отмечал, что зная исторические условия умственного развития России, «принужденной скачками догонять Западную Европу, с которой после долгого разобщения ей пришлось в XVIII веке сближаться, нельзя было ожидать, чтобы наука права развивалась в России самостоятельно». «Молодая страна, вступившая недавно на путь культуры и цивилизации Западной Европы, завязавшая сношения с соседними странами, которых прежде чуждалась, естественно должна была обратиться к ним с научными запросами.

 

 

-6-

Прежде чем  приступить к самостоятельной разработке науки, русские люди принуждены были ознакомиться с тем, что уже было сделано другими в течение того долгого времени, когда Россия спала глубоким сном в своей национальной обособленности. Чтобы учиться, необходимы были учителя, а такими могли быть только иностранцы. Понятно, что молодые русские силы находились под полным влиянием идей своих наставников. Потребовалось много времени, чтобы в России появились самостоятельные ученые, которые дерзнули бы высказать свои собственные взгляды, независимые от западных учений».

Петр I активно  стремился распространить в русском  обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые  люди за границу для изучения науки  права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной им Академии наук «положено было место для законоведения». Но все эти стремления остались без результата. Молодые люди успешно выучились за границей многому, но только не науке. Переводные ученые сочинения не находили себе читателей, кресло члена по законоведению оставалось всегда вакантным в Академии. Только университетской науке, и то не сразу, удалось создать русское правоведение.

В самом начале своего существования московский университет  состоял из трех факультетов: медицинского, юридического и философского. На юридическом факультете предусматривались следующие преподавательские должности: «профессор всей юриспруденции, который учить должен Натуральные и Народные Права и узаконения Римской, Древней и Новой Истории; профессор Юриспруденции Российской, который сверх вышеописанных должен знать и обучать особливо внутренние Государственные Права; профессор Политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки Государств между собой, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время».

Юридический факультет был открыт в 1756 году с момента приезда в Москву из Германии Филиппа Генриха Дильтея, который довольно долго представлял в своем лице весь юридический факультет. По его мнению общий состав юридических наук на факультете должен был быть в следующем виде: естественное право; римское; уголовное и вексельное, русское, государственное с изложением отношений между государями. Кроме этого, он читал и морское право.

 

-7-

Из школы  Дильтея вышли первые русские  ученые юристы Десницкий и Третьяков. Отправленные в Англию для продолжения образования, они изучали там не только юриспруденцию, но математику, химию и медицину. Обширный объем изучаемых наук не давал оснований требовать от них еще и специализации по юриспруденции. Оба они были назначены читать римское право, т.е. то, что на Западе понималось под именем юриспруденции. Десницкий преподавал пандекты, а Третьяков – институции и историю римского права.

Десницкий, «наиболее талантливый», почувствовал вскоре недостаточность римской юриспруденции для русской жизни. Он не был простым догматиком или узким законником, но стремился проникнуть в ход постепенного развития важнейших институтов гражданского права, как брак и собственность, на почве истории и сравнения различных законодательств.

Рассматривая  перечень наук, читавшихся в конце XIX столетия на юридическом факультете московского университета, мы находим, что по самому характеру преподавания трудно было ожидать отдельного чтения гражданского права. Кроме римского права, студентам предлагались следующие предметы: энциклопедия права и история права, теория законов по Монтескье, право естественное и народное, этика. Преподавание носило отвлеченно философский характер. Оно было чуждо изучению положительного законодательства. Некоторое исключение составляло «только преподавание Горюшкина, читавшего русское законоведение и практические в нем упражнения. Причем последние заключались в писании бумаг и изучении делопроизводства».

 

Современная юриспруденция  в той или иной мере связана  со всеми отраслями знания, прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам.

 

-8-

По отношению  к юридическим наукам философия  права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является право, которое составляет явление общественной, а затем государственной жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне государства, которое, в свою очередь, предполагает понятие об обществе.

Информация о работе Теория государства и права как наука и учебная дисциплина