Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Предложения инвестора по содержанию инвестиционного договора рассматриваются Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.
Инвестиционный договор подписывается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 650.00 Кб (Скачать файл)

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Специальность Государственное управление и право

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Теория государства и права

 

вариант № __2__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Составьте развернутую схему по вопросу:

«Характеристика Республики Беларусь по форме государства».

  1. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. 
№ 37-З:

«Статья 47. Порядок заключения инвестиционного договора

Предложения инвестора по содержанию инвестиционного договора рассматриваются Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Инвестиционный договор подписывается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Инвестиционный договор регистрируется в государственном реестре инвестиционных договоров. Порядок ведения указанного реестра определяется Правительством Республики Беларусь».

3. Найдите легальное определение в национальном законодательстве (с указанием официального источника) следующих правовых понятий:

«Выборы»

«Нормативный правовой акт, подлежащий юридической экспертизе»

«Налог».

  1. Выберите правильный ответ(ы):

Субъектом какого вида систематизации нормативных правовых актов могут быть отдельные частные лица?

1. кодификация;

2. инкорпорация;

3. консолидация;

4. создание свода законов.

  1. Завершите фразу:

«Систематизация нормативных правовых актов – это…»

  1. Выделите в тексте нормативного правового акта норму права и охарактеризуйте правоотношение, которое  возникает на ее основе (субъект, объект, содержание, юридический факт). Составьте схемы двух таких правоотношений.
  2. Как в законодательстве Республики Беларусь определяется понятие «нормотворческий процесс» (например, по Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»)?

 

Задание 1

 

Составьте развернутую схему по вопросу: «Характеристика Республики Беларусь по форме государства».

Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.

Форма государства – сложное общественное явление, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. [4, c.145].

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки. [16, c.98]

В современных условиях переплелись элементы различных форм государства, поэтому существуют преимущественно уже не «классические» (чистые, типичные) формы, а их гибриды – нетипичные. [17, с.116]

Что касается Республики Беларусь, то, по мнению одних ученых, – это президентская республика, а других – смешанная: Президент Республики Беларусь является Главой государства; исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления; Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь; по решению Президента могут быть прекращены полномочия Совета Республики и (или) Палаты представителей в случае непреодолимого конфликта между Президентом, Правительством и Парламентом. [3, c.57]

Согласно Статье 1 Конституции Республики Беларусь, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. [7]

Учитывая существующее многообразие определений вышеуказанных терминов, остановимся на следующих:

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. [16, c.116] В Республике Беларусь есть единая Конституция, единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система.

Демократический режим характеризуется следующими признаками: выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность; разделение властей; идеологический плюрализм; свободно формируемые политические партии, отражающие социальную дифференциацию гражданского общества; существование и свободная деятельность оппозиции; наличие у граждан реальных прав и свобод и эффективный механизм их реализации; господство права. [3, c.60]

Социальное государство – политическая система, в которой каждому гражданину гарантировано достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, медицинская помощь, образование, пенсия и др.

Правовое государство – способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека, равенство всех перед законом, принцип разделения властей, разрешение конфликтов через справедливый суд.

Республика – это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением.

Итак, рассмотрим политический и юридический аспекты характеристики Республики Беларусь по одной из составляющей определения формы государства, форме правления.

В политическом смысле Республику Беларусь, бесспорно, следует рассматривать как президентскую республику. Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Республики Беларусь, можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конституции Республики Беларусь [7] определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

В юридическом смысле Республику Беларусь следует определять как смешанную республику. Рассматривая форму правления в Республике Беларусь в ее формально-юридическом аспекте, необходимо исходить из сложившихся в науке конституционного права критериев классификации форм правления. К таким критериям традиционно относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо отсутствие ответственности правительства перед парламентом, наличие либо отсутствие у главы государства права досрочного роспуска парламента и некоторые другие.

Отметим, что существующая в Беларуси форма правления, исходя из названных юридических критериев, не подходит под определение президентской республики. Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти, ему посвящена отдельная глава в Конституции. В то же время в классической президентской республике президент одновременно является главой исполнительной власти.

В Республике Беларуси существует Правительство как самостоятельный орган власти, которому посвящена отдельная глава Основного Закона. Согласно части второй Статьи 106 Конституции Республики Беларусь Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. [7, ч.2 Ст.106] В президентской республике правительство, как отдельный коллегиальный орган, отсутствует, при президенте существует кабинет, где министры имеют только совещательный голос. При этом ни глава правительства, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут.

Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, вправе досрочно распустить одну или обе палаты Парламента. С другой стороны Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия.

Таким образом, по всем основным критериям классификации Республика Беларусь подпадает под определение полупрезидентской (смешанной) республики. [15, c.148]

Давая такое определение, следует однако сделать оговорку, касающуюся используемой в научной литературе терминологии. Так сложилось, что в доктрине конституционного права термины «полупрезидентская республика» и «смешанная республика» используются практически как синонимы. При этом термин «полупрезидентская республика» чаще используется применительно к конкретной форме правления, а термин «смешанная республика» (обычно во множественном числе – «смешанные формы правления») – применительно ко всему многообразию форм правления, не укладывающихся в традиционные рамки президентской и парламентской республик.

Остальные элементы формы государства таких разногласий не вызывают. Республика Беларусь является унитарным демократическим государством.

 

 

Задание 2

 

Данная статья нормативно-правового акта [5] состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Под гипотезой мы понимаем часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. [8, с.575] Гипотеза: подписывается в случае решения Правительства Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Диспозиция – составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указания на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. [8, с.575]

Диспозиция: Предложения инвестора по содержанию инвестиционного договора рассматриваются ... в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Диспозиция: Инвестиционный договор подписывается ...

Диспозиция: Инвестиционный договор регистрируется в государственном реестре инвестиционных договоров. Порядок ведения указанного реестра определяется Правительством Республики Беларусь.

Санкция представляет собой такую часть правовой нормы, в которой указаны последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей. [8, с.576]

Санкция – …Иначе отсутствует. (Двухзвенная структура)

Данная норма относится к нормам позитивного регулирования. По назначению – регулятивная. По форме предписания – обязывающая. По предписанию – диспозитивная. Данная норма является нормой закона. По территории – действующая на всей территории государства.

 

Задание 3

 

Выборы – выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, проводимые на основе Конституции Республики Беларусь и настоящего Кодекса. [11]

Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц. [10]1

Регулярные и подлинные выборы представляют собой необходимый и обязательный элемент поддержания усилий по защите прав и интересов граждан и что, как следует из практики, право каждого участвовать в государственном управлении своей страной есть решающий фактор в эффективной реализации каждым прав человека и основных свобод. [10]2

Под нормативным правовым актом, подлежащим юридической экспертизе в соответствии с настоящей Инструкцией, следует понимать официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. [6]

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. [9, Ст.6]

Информация о работе Теория государства и права