Теории образования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

Существуют различные концепции по образованию государства, наиболее известны такие как: теократическая, патриархальная, экономическая, договорная, теория насилия, органическая, психологическая и ирригационная.
Теократическая теория (религиозная, божественная)
Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Поэтому государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовывать Божью волю на земле. Представителем этой концепции был в России Иосиф Волоцкий (1439-1515); на Западе Фома Аквинский (1226-1274). Данная теория в современный период разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория образоания государства.docx

— 25.09 Кб (Скачать файл)

Теории образования  государства

Существуют различные  концепции по образованию государства, наиболее известны такие как: теократическая, патриархальная,  экономическая, договорная, теория насилия, органическая, психологическая и ирригационная.

Теократическая  теория (религиозная, божественная)

Она объясняет возникновение  и существование государства  Божьей волей. Поэтому государство  вечно, как сам Бог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовывать Божью  волю на земле. Представителем этой концепции  был в России Иосиф Волоцкий (1439-1515); на Западе Фома Аквинский (1226-1274). Данная теория в современный период разделяется  идеологами ислама, католицизма, православия  и иных религий.

Теократическая концепция  рассматривает государство как  Божий промысел, основываясь на тезисе "вся власть от Бога". Подчинение же людей воле Божьей, принципам  божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого  рода. Указанная концепция имела  под собой реальные исторические факты: первые государственные образования  имели религиозные формы (правление  жрецов), божественное право придавало  власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Современный каталицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления.

Патриархальная  теория (отеческая)

Патриархальная теория происхождения  государства и права берет  свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Также этой теории придерживался  Платон. Среди заметных сторонников  данной теории выделяются англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Патриархальная теория исходит  из того, что происхождение государства  является результатом разрастания  патриархальной семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом  естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно  охватывает собой все другие формы  общения (семью, селения). В государстве  находит свое завершение и политическая природа человека.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение  отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха.

 

 

Экономическая теория (классовая)

   Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

 Согласно данной теории  государство возникло на классово-экономической  основе:

   - произошло разделение  труда (земледелие, скотоводст­во,  ремесло и торговля);

   - возник прибавочный  продукт;

   - в результате  присвоения чужого труда общество  рас­слоилось на классы - эксплуатируемых  и эксплуататоров;

   - появились частная  собственность и публичная власть;

   - для поддержания  господства эксплуататоров был  соз­дан специальный аппарат  принуждения - государство.

    Рассмотренные  теории позволяют выделить два  варианта возникновения государства:  первоначальный и производный.

    Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

    К данной группе  теорий образования государства  относится  господствовавший  в средние века взгляд о  богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

   Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

    Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

    Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

    Плутократический  – в обществе выделяется небольшая  группа, слой богатых людей, которые  присваивают власть себе (плутократия  – власть богатства).

     Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

    К подобному  варианту образования государства  относится:

   » революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

   » организационные  изменения: 1922 г. – СССР и его  распад, объединение Танганьика  и Занзибара в Танзанию –  1964, объединение Западной и Восточной  Германии и др.).

   » распад колоний:  после Второй мировой войны  возникло таким образом более  100 новых государств. При этом  образование государства шло  или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

Договорная теория (естественно-правовая)

Теория основывается на таком  до государственном этапе развития общества, в условиях которого изначально отношения между людьми строились  на началах равенства, справедливости, взаимной поддержки и помощи. На определенном этапе общество сталкивается с конфликтами, противоречиями, которые  необходимо преодолевать. Стремясь к  обеспечению собственной безопасности, люди договариваются о создании государства, уступая часть прав и свобод правителю, в обмен на гарантии собственной  безопасности. Образование государства - это вынужденная мера, реализованная  по взаимному согласию между людьми. Руссо отмечал, что народ при  заключении такого договора оставлял за собой право на возврат в  до государственное состояние, на расторжение  договора в том случае, если правитель  не будет выполнять свои обязанности, будет нарушать условия договора. Исторически эта теория не подтверждена, т.к. до настоящего времени не обнаружено текста данного договора. (Конституция  США 1786 года - считают некоторые авторы, но это утверждение спорно.)

Теория насилия (внутреннего и внешнего)

Насилие как главный фактор возник­новения государства выдвигалось  различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул  Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

    В современную  эпоху данную теорию разрабатывали:  Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий  философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия:

- одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

- одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика).

    Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных  благ и средств производства  сильным (воору­женным) меньшинством:

  - сбор дани дружинниками;

  - расширение подвластных  королю (феодалу) территорий;

  - огораживание (сгон  крестьян и присвоение угодий);

  - иные формы насилия.

    Для поддержания  установленного порядка также  тре­бовалось насилие (чиновники,  армия и т. д.), и возникла  необходимость создания "охранительного  аппарата" за­воеванных благ.

    Многие государства  были созданы путем насилия  (при­мер - преодоление феодальной  раздробленности в Германии ("железом  и кровью - Бисмарк), во Франции,  собира­ние русских земель вокруг  Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

    Ряд крупных  государств был создан путем  завоевания и присоединения других  государств: Римская империя; государство  франков, татаро-монгольское государство;  Великая Британия; США и др.

Органическая  теория

Органическая теория возникновения  государ­ства была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом  и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

    Суть органической  теории в том, что государство  возникает и развивается подобно  биологическому организму:

- люди образуют государство, как клетки - живой организм;

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

- между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Психологическая теория

Основоположником этой теории считается российско-польский юрист  и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

    Согласно мнению  сторонников психологической теории  государство возникло благодаря  особым свойствам психи­ки человека:

- желание большинства  населения быть защищенными и  подчиняться более сильным;

- желание сильных повелевать  другими людьми, подчинить их  своей воле;

- желание отдельных членов  общества не подчиняться об­ществу  и бросить ему вызов - сопротивляться  власти, совер­шать преступления  и т. д. - и необходимость их  обуздания.

    Авторы теории  считают, что предшественницей  госу­дарственной власти являлась  власть верхушки первобытного  общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их  особой психологической энергии,  с помощью которой они влияли  на остальных членов общества.

Ирригационная теория

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния   государства   выдвигалась   многими   мыслителями  Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский  способ производства"). Суть ее в  том, что государство возникло в  процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

    Для строительства  оросительных каналов необходи­мы  были усилия многих людей. В  результате этого возникли первые  государства - Древний Египет, Древний  Китай, Вавилон.

    В подтверждение  данной теории говорит тот  факт, что первые государства  возникли в долинах крупных  рек (Египет - в долине Нила, Китай  - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении  ирригационную основу.


Информация о работе Теории образования государства