Теоретико-методологические аспекты кадрового планирования на этапе пост кризисной модернизации российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

В условиях социально-экономических реформ, происходящих в России, существенно меняется структура и задачи органов государственной власти и местного самоуправления, усложнилась управленческая деятельность, возрастает персональная ответственность должностных лиц государственной службы за принимаемые решения. Эти изменения обусловливают повышение требований к уровню профессиональной компетентности руководителей и специалистов, нормативное закрепление этих требований в законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

1. Теоретико-методологические аспекты  кадрового планирования на этапе  пост кризисной модернизации  российской экономики.

1.1 Понятие, цели, задачи и методы  кадрового планирования на этапе  пост кризисной модернизации  российской экономики.

 

В условиях социально-экономических реформ, происходящих в России, существенно меняется структура и задачи органов государственной власти и местного самоуправления, усложнилась управленческая деятельность, возрастает персональная ответственность должностных лиц государственной службы за принимаемые решения. Эти изменения обусловливают повышение требований к уровню профессиональной компетентности руководителей и специалистов, нормативное закрепление этих требований в законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации.

Возникает необходимость упорядочения и планирования процессов совершенствования и развития кадрового потенциала государственной власти. Если рассмотреть этот процесс на примере организации, то под процессом планирования и совершенствования руководящих кадров понимают все действия, нацеленные на то, чтобы организация имела в любой момент и на каждом участке необходимое количество квалифицированных работников, потенциал которых соответствовал бы современным требованиям управления процессами, характерными для данной организации.

Кадровое планирование - это перспективная, систематическая, учитывающая расходы концепция будущих мер в области кадров. [1]

В принятых ранее нормативных документах, регламентирующих деятельность государственных служащих, обозначены основные направления кадровой политики, определены приоритеты и первоочередные задачи. Это позволяет провести оценку кадрового потенциала предприятия, разработать систему формирования кадрового резерва по должностям предприятия.

Планирование персонала (эквиваленты, встречающиеся в литературе - кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как "процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на конкретные должности в конкретное время"[2]. По другому определению, планирование персонала - это "система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников:

  • внутренних (имеющиеся в организации служащие);
  • внешних (найденные или привлеченные из внешней среды).

Цели кадрового планирования должны формулироваться систематически. Сюда относятся цели организации и цели ее персонала. При планировании целей необходимо учитывать правовые нормы, а также исходные принципы политики организации. Цели и задачи кадрового планирования схематически представлены на рисунке 1.

 


Рис. 1. Цели и задачи кадрового планирования организации

 

Этапами процесса планирования целей являются: поиск целей, анализ целей и их ранжирование, оценка возможностей реализации, выбор и реализация целей, контроль и их ревизия (рис. 2).

Рис. 2. Процесс планирования человеческих ресурсов

 

Эффективное кадровое планирование должно отвечать на вопросы:

  1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется?
  2. Как лучше привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала?
  3. Как эффективно использовать персонал в соответствии с его способностями, изменениями и внутренней мотивацией?
  4. Каким образом обеспечить условия для развития персонала?
  5. Каких затрат потребуют запланированные мероприятия?

Основные задачи кадрового планирования:

  • разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами;
  • увязка кадрового планирования с планированием организации целом;
  • организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации;
  • проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации;
  • содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;
  • улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.

Кадровое планирование включает в себя следующие методы:

В кадровом планировании выделяют количественные и качественные показатели.

При количественном планировании используются следующие методы:

  • Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Такой план представляет собой двухстороннюю бюджетную таблицу, в одной части которой отражаются источники ресурсов, а в другой — их распределение.
  • Нормативный метод. Суть его состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период включаются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции.
  • Статистически метод устанавливает зависимость рассматриваемого показателя от других переменных.

При качественном планировании выделяют следующие методы:

  • Метод экспертной оценки. Для этого привлекается эксперт, который анализирует проблемы планирования и производит соединение имеющихся переменных планирования и величин, влияющих на данные переменные. Исходя из рекомендаций эксперта, формируются цели планирования, экспертами могут быть либо специалисты в области планирования персонала либо руководители.
  • Метод групповых оценок. В этом случае образуются группы, которые совместно разрабатывают планы мероприятий, направленных на решение поставленных задач. К таким методам можно отнести, например, мозговой штурм.
  • Метод Дельфи включает в себя экспертные и групповые методы.

Сначала опрашивается множество независимых друг от друга экспертов, а затем результаты опроса анализируются в групповых дискуссиях и принимаются соответствующие решения.

1.2 Основные технологии и этапы  кадрового планирования

Технология процесса планирования включает в себя следующие этапы:

 

  • оценка наличных резервов, их количества и структуры;
  • оценка будущих потребностей; отслеживание изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, выявление потребности в рабочей силе с указанием количественных и качественных показателей;
  • разработка программы будущих потребностей.

На первом этапе проводятся:

  • анализ использования трудовых ресурсов организации;
  • уточнение задач по отдельным группам исполнителей;
  • формирование адекватных квалификационных требований;
  • выявление резервов продуктивности труда на каждом конкретном участке работы.

На втором этапе: осуществляется определение потребности в персонале на планируемый период.

Исходными данными для определения необходимой численности, их профессионального и квалификационного состава являются:

  • производственная программа,
  • нормы выработки,
  • планируемый рост повышения производительности труда,
  • структура работ.

Вся названная информация собирается в результате учета персонала.

Учет персонала – это система способов наблюдения количественных измерений и регистрации состояния и использования всех категорий работников организации. Обычно потребность в персонале определяется на стадии подготовки и разработки бизнес-плана.

На подготовительной стадии осуществляется:

  1. согласование перспектив организационно-экономического и производственного развития фирмы;
  2. сбор заявок от руководителей на формирование их подразделений.

На стадии разработки бизнес-плана осуществляется:

  • увязка его разделов между собой и
  • балансировка по срокам, исполнителям, ресурсам и источникам их поступления.

В числе прочих разрабатываются разделы, имеющие непосредственное отношение к персоналу. Это разделы «Персонал» и «Управление».

Исходя из оценки состояния факторов, влияющих на потребность фирмы в персонале, разрабатывается кадровая политика фирмы на планируемый период:

  • предстоящие сокращения, набор, в том числе ключевых специалистов;
  • перемещение, повышение квалификации,
  • изменения в системе мотивации и оценки результатов,
  • повышение уровня безопасности труда и т.п.

Для определения необходимого количества руководителей существуют усредненные нормы управляемости.

Разработчиков раздела «Персонал» бизнес-плана больше всего интересуют ключевые специалисты и возможный (реальный) для данного региона уровень их профессиональной подготовленности (и психофизиологической “прочности”). При этом сначала составляется перечень сфер и направлений деятельности предприятия, и указываются фамилии специалистов, обеспечивающих деятельность по этим направлениям.

Для специалистов по незакрытым, вакантным областям составляется перечень областей знаний, которыми претендент должен владеть, а затем определяется оптимальный претендент из имеющихся.

На третьем этапе кадрового планирования осуществляется разработка кадровых мероприятий, направленных на реализацию кадровых целей, задач, кадровой стратегии, кадровых планов. Кадровые мероприятия - представляют собой комплекс мер, направленных на решение кадровых задач, воплощение разработанных кадровых планов.

Кадровое планирование - призвано решать задачи профессионального и должностного роста работников, создавать условия карьерного роста.

Реальные возможности системы планирования человеческих ресурсов определяются, главным образом, характером информационной базы,

содержанием банка данных.

Там, где с помощью планирования решают широкий круг кадровых задач, должен быть создан обширный банк данных, характеризующих подробно каждого работника, прежде всего его профессионально-квалификационные способности. Поэтому предполагается существование на предприятии надежной системы сбора и постоянного обновления информации.

В кадровом планировании можно выделить следующие технологии планирования трудовых ресурсов:

 

  • технологии использования в организации имеющихся трудовых
  • ресурсов(расстановка персонала, построение системы управления и
  • организационной структуры функциональной деятельности):;
  • технологии развития персонала (обучение, повышение квалификации, обмен опытом и т. д.);
  • технологии определения потребности в персонале (на основе экономического анализа, аттестация персонала и определение его профпригодности; с помощью математических расчетов и т. д.);
  • технологии сохранения персонала (управление трудовой мотивацией, обеспечение социальных гарантий и пр.);
  • технологии набора рабочей силы (за счет внутренних или внешних источников);
  • технологии отбора персонала (анкетирование, тестирование, интервьюирование, теория деловых игр и др.);
  • технологии по определению затрат на персонал (прямой математический расчет)
  • технологии сокращения и перемещения персонала (высвобождение персонала в связи с уходом на пенсию, увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности и т. д.)

 

1.3 Методологические подходы к  оценке эффективности кадрового  планирования в организации

 


Информация о работе Теоретико-методологические аспекты кадрового планирования на этапе пост кризисной модернизации российской экономики