Сущность социологического подхода к пониманию права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является рассмотрение социологического метода к пониманию права.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть современные подходы к пониманию права;
- рассмотреть сущность социологического подхода к пониманию права;
-- рассмотреть взаимосвязь социологического подхода с нормативным и естественно-правовыми методологическими подходами.
Объектом исследования является социологический подход к пониманию права.
Предметом исследования является - понимание права и социологический метод.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Формирование, функции социологического подхода к праву ….… 6
1.1 Описание и функции социологических методов ……..………….………. 6
1.2 Уровни и способы социального измерения и их специфика в праве …... 8
1.3 Методы социального измерения: содержание и особенности
проявления в праве ………………………………………………………….… 10
Глава 2. Современные подходы к пониманию права..……………………… 12
Глава 3. Сущность социологического подхода к пониманию права …….…17
3.1 Правовая основа местного самоуправления………………….………..… 19
3.2 Территориальная и организационная основа
местного самоуправления …………..………………………………………… 22
3.3 Экономическая основа местного самоуправления………………………. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 30
Библиография ………………………………………………………………….. 32

Вложенные файлы: 1 файл

сОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРАВЕ.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Важно также подчеркнуть, что для законодательных экспериментов необходимо учитывать ряд условий. Во-первых, тщательный отбор типичных локальных объектов для проверки описанного нормативного акта. Во-вторых, следует оставлять одинаковыми (адекватными) обстоятельства проведения эксперимента для всех его участников. В-третьих, нельзя игнорировать и психологическую специфику законодательных экспериментов.

В российском обществе практика проведения законодательных экспериментов значительно расширяется. Примером подобных экспериментов последних лет выступает введение системы пропорциональных выборов, многомандатной системы и др.

Наряду с методом натурного эксперимента, в социологии права применяется также метод мысленного эксперимента. Следует иметь в виду, что сложности, которые существуют в связи с проведением натурного эксперимента (определенные материально-технические затраты, проблемность контроля за воздействующими факторами, известные трудности повторного воссоздания экспериментальной обстановки и др.), повышают значимость мысленного эксперимента в социологии права. Например, в криминологии при изучении индивидуальных особенностей правонарушителей стало общепринятым сравнение экспериментальной группы (отбывающие наказание преступники) и контрольной группы (лица с положительным поведением).

С 80-х годов становится весьма популярным  биографический  метод социологического исследования. Он представляет собой совокупность различных способов социального измерения и оценок сообщений о собственной жизни, и жизни всего общества, его различных социальных групп с точки зрения проживающих и рассказывающих о них.  Используя этот метод в предметной области социологии права, исследователь сообщает сведения об истории жизни и деятельности посредством интервью, изучает документы и анализирует поступки и поведение людей благодаря хорошо проверенным "объективным" данным или самим обследуемым. Учитывая рассказы участников тех или иных событий, ученый располагает возможностью формулирования концептуальной позиции, адекватно отражающей многообразие и сложность социальной реальности, особенно ее "правовое поле". Однако научность применения данного метода зависит от методически строго контролируемой интерпретации, объективной оценки биографического материала. «Интерпретационная работа исследователя в каждом отдельном случае сохраняет индивидуальный характер, что выступает, в свою очередь, немалым препятствием к более широкому распространению данного метода социологического измерения в праве»9.

Одним из конкретных методов исследования является  изучение  документов. Так, в письменных документах мнение выражено в достаточно определенной форме. К документам, содержащим значительную информацию, относятся также фотоснимки, записи телевизионных и радиопередач и др. Некоторые из них представляют особую ценность для криминалистики, уголовного процесса, деятельности адвокатов и т.п.

Метод анализа документов включает два вида: традиционный и формализованный. Осуществляя  традиционный анализ  документов, исследователь отвечает на вопрос об их авторах, цели создания документов, их формах и видах, надежности и достоверности, зашифрованных в них данных, фактическом и оценочном содержании, об отношении к ним в обществе и т.д. Ответы на эти вопросы создают благоприятные условия для формализованного анализа документов, основанного на стандартизации процедур поиска смысловых единиц.

Формализованный анализ  документов (контент-анализ) следует рассматривать как качественно-количественный. Он обращает внимание на специфику текста. Так, например, исследуя динамику поступков действующих исторических лиц, представленных в текстах документов разного периода времени, можно зафиксировать появление у таких лиц новых и вполне определенных характеристик поведения. Примечательно, что на такой метод в ходе, например, Нюрнбергского процесса над гитлеровскими фашистскими руководителями-преступниками, опирались обвинители от союзных государств по антигитлеровской коалиции. Они достаточно умело отреагировали необходимыми документальными источниками. Итак, метод анализа документов представляет собой совокупность тесно связанных между собой приемов анализа источников самого широкого спектра. Этот метод может быть не только доминирующим в целом ряде социологических исследований в праве, но его иногда бывает вполне достаточно для полного осуществления намеченного в программе.

Таким образом, методология и методика социологических исследований в праве создают важные научные предпосылки для глубокого и взвешенного анализа процессов и явлений, протекающих в обществе, выявлении причин их возникновения. «Умелое применение учеными разнообразных способов и методов социологических исследований дает возможность активно изучать правовое сознание, блокировать негативные процессы в поведении личности и социальных групп»10.

 

 

 

Глава II. Современные подходы к пониманию права.

 

Споры о понятии права никогда не были схоластическими, оторванными от реальной социальной жизни. Правовая доктрина, основанная на том или ином понятии права, была основным источником действующего права в течение очень длительного периода истории, охватывающего древность, Средние века и Новое время. Да и в наши дни доктрина, формулирующая правовые понятия, разрабатывающая методы толкования законов, помогающая восполнять правовые пробелы на основе общих принципов права, составляет, по мнению такого авторитетного специалиста, как Р. Давид, "очень важный и весьма жизненный источник права"11. Тесная связь типа правопонимания с правовой практикой, самым непосредственным образом влияющей на судьбы людей, и обусловливает неослабевающий накал научных споров о понятии права.

За последние несколько десятилетий термин "тип правопонимания" уже настолько прочно вошел в научный оборот отечественной (советской, а затем российской) теории права, что нуждается в понятийном осмыслении и четкой дефиниции. А для этого необходимо прежде всего выяснить, какую познавательную нагрузку в системе юридического научного знания несет на себе категория "тип правопонимания", какова ее роль в познании права. Анализ показывает: тип правопонимания по своему познавательному статусу в юриспруденции равнозначен тому, что в современном науковедении получило название научной парадигмы.

Тип правопонимания как специфический вид научной парадигмы представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы. В соответствии с таким определением в основание классификации типов правопонимания, В.В. Лапаева, анализируя современные типы правопонимания, положила «методологию анализа права, позволяющую выделить позитивистский и непозитивистский типы правопонимания, в рамках которых развиваются различные направления правопонимания и концепции права»12.

Позитивистский тип правопонимания основан на методологии классического позитивизма как особого течения социально-философской мысли, суть которого состоит в признании единственным источником знания лишь конкретных, эмпирических данных, установленных путем опыта и наблюдения, в отказе от рассмотрения метафизических вопросов, в том числе от анализа сущности и причин явлений и процессов. Исторически первым и основным по своей значимости направлением позитивистской юриспруденции является легистский подход к пониманию права, в рамках которого право отождествляется с законом, т.е. с предписанным публичной властью общеобязательным правилом поведения, обеспеченным политико-властным принуждением (слово "закон" используется здесь в широком смысле, включающем в себя судебный прецедент и правовой обычай). Позднее сложились и иные направления позитивистского правопонимания, которые можно обозначить как социологическое и антропологическое (эти типы правопонимания не следует смешивать с одноименными подходами к изучению права, представляющими собой соответствующие направления междисциплинарных исследований правовых явлений).

Непозитивистское правопонимание с точки зрения методологии своего подхода к анализу права исходит из представления о наличии некоего идеального правового критерия, позволяющего оценивать правовую природу явлений, наблюдаемых на эмпирическом уровне. В рамках такого типа правопонимания можно выделить два основных направления - естественно-правовое и философское понимание права. В методологической плоскости разница между этими двумя подходами заключается в различной трактовке ключевой проблемы философии - проблемы различения и соотношения сущности и явления. Философский тип правопонимания (который не следует путать с философским подходом к праву) ориентирован на познание сущности права как особого социального явления и оценку позитивного права с точки зрения этого идеального сущностного критерия. Для естественно-правового подхода таким критерием оценки позитивного права является не теоретическое представление о сущности права, а естественное право, выступающее одновременно и как некий идеал, и как реально существующее подлинное право, которому должно соответствовать действующее законодательство.

Как видно из изложенного, понимание права не оставалось неизменным. В историческом аспекте - основные учения о праве называют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

На современном этапе, при более глубокой разработке понимания права используется термин тип правопонимания. Данный термин, прочно вошедший в научный оборот, по своему познавательному статусу в юриспруденции равнозначен тому, что в современном науковедении получило название научной парадигмы.

Тип правопонимания как специфический вид научной парадигмы представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы. В соответствии с таким определением в основание классификации типов правопонимания положена методология анализа права, позволяющая выделить позитивистский и непозитивистский типы правопонимания, в рамках которых развиваются различные направления правопонимания и концепции права.

В следующей главе, в соответствии с поставленными задачами, представляется целесообразным рассмотреть более подробно одно их этих направлений – социологический подход к пониманию права.

 

Глава III.

Сущность социологического подхода к пониманию права.

 

Социологическая теория возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права". Социологическое направление в теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства, по их мнению, - это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают приверженцы данного направления, - изучение реального порядка, т.е. не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

Таким образом, для социологической теории характерны: функциональный подход к праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; "несводимость" права к закону. Положительным моментом такого подхода является стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологии и психологии права. При этом исследование правовых явлений и институтов преследует цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий общие интересы всех групп.

Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности - экономикой, политикой, моралью - в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда - акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

Информация о работе Сущность социологического подхода к пониманию права