Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:19, курсовая работа
Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок.
Введение………………………………………………………………..2
1. Сущность и содержание права…………………………………... 4
2. Форма права: понятие и виды…………………………………… 7
3. Внутренняя форма права. Система права, ее элементы……….. 11
4. Система права российской федерации…………………………..14
Заключение…………………………………………………………....17
Список использованной литературы………………………………...19
Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.
Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.
Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).
Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.
В качестве структурных элементов системы права выступают:
Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.
Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.
Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.
В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.
Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.
Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.
Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.
Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.
Отрасль права является крупным подразделением системы права.
Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.
На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.
Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
На основании
федеральных законов, указов Президента
Правительство РФ издает постановления
и распоряжения, которые регулируют
отношения в сфере управления
экономическими и социально-культурными
процессами. Они вступают в силу
со дня их подписания, если не установлен
другой срок введения в действие.
Система права в РФ - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи на национальном уровне. В эту совокупность также входят международно-правовые аспекты, правовая культура и правоприменительная практика в РФ.
Таким образом, право системно. Оно представляет собой не хаотичную совокупность правовых норм, а целостное единство, т.е систему права. Это единство обеспечивается согласованными взаимодействиями норм права и образуемыми ими общностями: правовыми институтами и отраслями права.
Система права в РФ складывается объективно. Система права в РФ не является результатом произвольного усмотрения государства, а выступает отражением реально складывающихся общественных отношений. Во всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом, можно выделить группы однородных отношений, которые возникают в определенной области общественной жизни и имеют между собой внутреннее (содержательное) сходство. Например, вступление в брак однородно с усыновлением ребенка и взысканием алиментов, поскольку все эти действия осуществляются в сфере семейных отношений, а выборы президента гражданами страны по своей сути не отличаются от выборов в другие органы государственной власти, так как направлены на реализацию гражданами политической власти. Группа однородных общественных отношений регулируется нормами права, которые объединяются в отрасль права. Все это система права в РФ.
В настоящее время очень актуальны проблемы теории и практики в отношении действующей в РФ системы права. Это связано, в первую очередь, с тем, что структура и основные отрасли системы права РФ находятся в процессе динамичного развития. Необходимо изучение объективных оснований и принципов развития системы права, особенно с учетом российских реалий.
Структурные элементы системы права в РФ
К структурным элементам системы права в РФ относится понятие "отрасль права".Отрасль права представляет собой группу правовых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.
Это основной элемент системы права. Каждая отрасль права состоит из правовых институтов.
Правовой институт - это группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Он также является частью системы права в РФ. Правовые институты регулируют относительно самостоятельные однородные общественные отношения и поэтому обладают определенной автономией. Например, в конституционном праве имеются институты основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства и другие, в уголовном — институты соучастия в преступлении, уголовной ответственности несовершеннолетних и т.п.
Предмет и метод правового регулирования
В юридической практике нередко возникает вопрос: "Какой отраслью права регулируется интересующее отношение?" Для того чтобы на него ответить, следует знать критерии, по которым различаются отрасли права. Такими критериями являются предмет и метод правового регулирования.
Под предметом
правового регулирования
Предмет
правового регулирования
Метод
правового регулирования
Указанные
методы при всем своем разнообразии
и относительной
Заключение
Изучение права и государства было важно всегда, но в современный период особенно. Право – это развивающийся институт, поскольку развивается само общество, а в наше время в обществе происходят большие изменения. Направление его развития в недавнем прошлом определялось противоречием между капитализмом и социализмом, и соответственно, между правом и его фактическим отрицанием.
Исторически развитие человеческого общества – от первобытной родовой общины к рабству и феодализму, от них к капитализму и социализму, а затем к посткапиталистическому и постсоциалистическому гражданскому цивилитарному строю (от латинского "civis" – гражданин) означает прогресс свободы. Однако это общая тенденция развития не всегда проявляется линейно. В современном понимании, право и государство неразрывно связаны. Форма власти, в которой не обеспечивается свобода и формальное равенство прав граждан, не может называться государством. В таких обществах господствует деспотический строй. В зависимости от исторического типа общества, деспотизм принимает различные формы. Различия между древневосточными или феодальными деспотиями и современными тоталитарными и авторитарными обществами огромно. Однако у них есть общая черта – все эти формы власти основаны не на праве, а на насилии властвующих над подвластными, независимо от того, кто осуществляет насилие, – древний император или современный класс номенклатуры. Нормы, регулирующие отношения в таких обществах не могут называться правом, как сами деспотии не могут называться государством.
Государством
следует признать лишь такую форму
организации официальной
Список используемой литературы