Сущность содержание и форма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1. Сущность и содержание права…………………………………... 4
2. Форма права: понятие и виды…………………………………… 7
3. Внутренняя форма права. Система права, ее элементы……….. 11
4. Система права российской федерации…………………………..14
Заключение…………………………………………………………....17
Список использованной литературы………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

Но в реальной практике часто встречаются смешанные  акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний - не единственное и не самое главное  основание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.

Другое основание  деления нормативных актов - по субъектам  их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

3. Внутренняя форма  права. Система  права, ее элементы.

      Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы  права выступают:

  1. правовые институты;
  2. отдельные юридические нормы;
  3. отрасли права.

     Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

    Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

     Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

      В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

     Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

    Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

    Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

     Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

     Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

      Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

     На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое  место в системе подзаконных  актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и  федеральным законам. Обычно они  вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании  федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления  и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными  процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система права российской федерации

     Система права в РФ - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи на национальном уровне. В эту совокупность также входят международно-правовые аспекты, правовая культура и правоприменительная практика в РФ.

     Таким образом, право системно. Оно представляет собой не хаотичную совокупность правовых норм, а целостное единство, т.е систему права. Это единство обеспечивается согласованными взаимодействиями норм права и образуемыми ими общностями: правовыми институтами и отраслями права.

       Система права в РФ складывается объективно. Система права в РФ не является результатом произвольного усмотрения государства, а выступает отражением реально складывающихся общественных отношений. Во всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом, можно выделить группы однородных отношений, которые возникают в определенной области общественной жизни и имеют между собой внутреннее (содержательное) сходство. Например, вступление в брак однородно с усыновлением ребенка и взысканием алиментов, поскольку все эти действия осуществляются в сфере семейных отношений, а выборы президента гражданами страны по своей сути не отличаются от выборов в другие органы государственной власти, так как направлены на реализацию гражданами политической власти. Группа однородных общественных отношений регулируется нормами права, которые объединяются в отрасль права. Все это система права в РФ.

       В настоящее время очень актуальны проблемы теории и практики в отношении действующей в РФ системы права. Это связано, в первую очередь, с тем, что структура и основные отрасли системы права РФ находятся в процессе динамичного развития. Необходимо изучение объективных оснований и принципов развития системы права, особенно с учетом российских реалий.

Структурные элементы системы  права в РФ

К структурным  элементам системы права в  РФ относится понятие "отрасль  права".Отрасль права представляет собой группу правовых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.

Это основной элемент системы права. Каждая отрасль  права состоит из правовых институтов.

Правовой  институт - это группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Он также является частью системы права в РФ. Правовые институты регулируют относительно самостоятельные однородные общественные отношения и поэтому обладают определенной автономией. Например, в конституционном праве имеются институты основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства и другие, в уголовном — институты соучастия в преступлении, уголовной ответственности несовершеннолетних и т.п.

Предмет и метод правового  регулирования

В юридической  практике нередко возникает вопрос: "Какой отраслью права регулируется интересующее отношение?" Для того чтобы на него ответить, следует  знать критерии, по которым различаются  отрасли права. Такими критериями являются предмет и метод правового  регулирования.

Под предметом  правового регулирования понимается совокупность однородных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Предмет правового регулирования является основным (объективным) критерием разграничения  права на отрасли. Именно он обусловливает  необходимость выделения той  или иной отрасли права.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и  средств воздействия права на общественные отношения.Метод правового  регулирования относится к дополнительному (субъективному) критерию. Он зависит  от предмета правового регулирования  и воли законодателя. К основным методам правового регулирования  относятся императивный и диспозитивный, а к вспомогательным — поощрительный  и рекомендательный.

  • Императивный метод - это метод властных предписаний, основанный на обязываниях и запретах. Он используется в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.
  • Диспозитивный метод - это метод равенства и автономии воли субъектов права. Он дает участникам правоотношений возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Диспозитивный метод используется в основном в гражданском праве.
  • Метод поощрения свойственен трудовому праву, где для выполнения трудовых обязанностей и повышения квалификации используется стимулирование работников.
  • Метод рекомендаций нередко применяется в аграрном праве для управления сельскохозяйственными организациями.

Указанные методы при всем своем разнообразии и относительной самостоятельности  тесно связаны между собой  и используются в сочетании друг с другом, образуя систему права в РФ. 
 

Заключение 

      Изучение  права и государства было важно  всегда, но в современный период особенно.  Право – это развивающийся  институт, поскольку развивается  само общество, а в наше время  в обществе происходят большие изменения.  Направление его развития в недавнем прошлом определялось противоречием  между капитализмом и социализмом, и соответственно, между правом и  его фактическим отрицанием.

      Исторически развитие человеческого общества –  от первобытной родовой общины к  рабству и феодализму, от них к  капитализму и социализму, а затем  к посткапиталистическому и постсоциалистическому  гражданскому цивилитарному строю (от латинского "civis" – гражданин) означает прогресс свободы.  Однако это общая тенденция развития не всегда проявляется линейно.  В современном понимании, право и государство неразрывно связаны.  Форма власти, в которой не обеспечивается свобода и формальное равенство прав граждан, не может называться государством.  В таких обществах господствует деспотический строй.  В зависимости от исторического типа общества, деспотизм принимает различные формы.  Различия между древневосточными или феодальными деспотиями и современными тоталитарными и авторитарными обществами огромно.  Однако у них есть общая черта – все эти формы власти основаны не на праве, а на насилии властвующих над подвластными, независимо от того, кто осуществляет насилие, – древний император или современный класс номенклатуры.  Нормы, регулирующие отношения в таких обществах не могут называться правом, как сами деспотии не могут называться государством.

      Государством  следует признать лишь такую форму  организации официальной социальной власти, которая обеспечивает соблюдение прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека, верховенство правового  закона, организации системы государственной  власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.  Такая форма правовых взаимосвязей между индивидами, обществом и государством является основой правового государства и гражданского общества, создание которых в нашей стране – важнейшая и актуальная задача.

 
 
 

    Список  используемой литературы

  1. "Общая теория права и государства".  В.С. Нерсесянц.  Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.
  2. "Общая теория права и государства".  В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2000.
  3. "Теория государства и права".  Учебник.  М.М. Рассловова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: Закон и право, 2000.
  4. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000.
  5. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
  6. Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.
  7. Гроций Г.  О праве войны и мира.  Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956.
  8. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.2. - М., 1960.
  9. Мальцев Г.В.  Социальная справедливость и право. - М., 1977.
  10. Пратасов В.Н.  Что и как регулирует? - М., 1995.
  11. Радищев А.Н.  Избранные философские сочинения. - М., 1949.
  12. Сандсвуор П.  Введение в право. - М., 1994.
  13. Тихомиров Ю.А.  Публичное право. - М., 1995.
  14. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. / Сб. переводов. - М., 1988, вып.2.
  15. Штаммер Р.  Сущность и задачи права и правоведения. - СПб, 1908.
  16. Явич Л.С. Сущность права. - Л., 1985.
  17. Кудрявцев В.Н.  О правопонимании и законности. // Государство и право, 1995, № 3.
  18. Лейст О.Э.  Три концепции права. // Советское государство и право, 1991, № 12.

Информация о работе Сущность содержание и форма права