Сущность и понятие права: современные подходы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать сущность права, его структуру и функции в развитии общества. Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач:
1. Исследовать основные подходы к определению сущности права;
2. Выявить принципы права и структурные компоненты права;
4. Определить сущность функций права;
4. Выявить значение права для современного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПРАВА 6
1.1. Основные подходы к определению сущности права 6
1.2. Структура и принципы права 13
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ПРАВА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 19
2.1. Краткая характеристика основных функций права 19
2.2. Значение права для современного общества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи следует акцентировать  внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений  правового воздействия социальному назначению права и наоборот.

Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права.

Собственно, функция права - это  реализация его социального назначения. Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?

Без реализации функций не может  решаться ни одна из задач, стоящих  перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и, соответственно, права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами.

Зависимость функции  права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения)14.

Если «функция права» - понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях15.

Система функций права  представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию права как целого и функции этого целого.

Система функций права  самым непосредственным образом  связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит  последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:

-общеправовые (свойственные  всем отраслям права);

-межотраслевые (свойственные  двум и более, но не всем  отраслям права);

-отраслевые (свойственные  одной отрасли права);

-правовых институтов (свойственные конкретному институту права);

-нормы права (свойственные  конкретному виду норм права)16.

Вопрос о соотношении  функций права различных уровней  имеет важное значение, так как  структурным элементам системы  права присущи функции, которые  имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового  регулирования данных элементов  и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей. степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права17.

Кроме того, следует иметь  в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права.

Однако, исходя из предмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

В известной степени  можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами).

Внутренние критерии (основания) классификаций функций  права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение  людей, особенностей форм реализации.

Неразрывная связь функций  права с собственно-правовой материей обусловливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.

Регулятивная и охранительная  функции - это имманентные праву  функции. Это те функции, которые  как раз и характеризуют право  как специфическое качественно  самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.

Внешним объективным  критерием классификации функций  права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сложное  и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более  мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы -экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют социальными.

В самом общем виде социальные функции права можно  определить как направления обратного  правового воздействия на соответствующие  сферы общественной жизни. Так, экономическая  функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая - на политическую; воспитательная - на духовную18.

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим  внимание на то, что ее не следует  рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права - правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих, или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение - регулировать общественные отношения19.

Особенности этой функции  заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции  выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая  функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированные те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в  проведении статической функции  принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском нраве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни20.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение  важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления  регулятивной функции права являются:

- определение посредством норм права праводееспособности правосубъектности) граждан;

  • закрепление и изменение правового статуса граждан;
  • определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
  • установление правового статуса юридических лиц;
  • определение (предусмотрение) юридических фактов, направлено на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
  • установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

- определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового  воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Следует подчеркнуть  и важность другой собственно-юридической  функции права - охранительной.

Необходимость в охране общественных отношений существовала, и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция  права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения  вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу21.

Искоренение нежелательных  явлений из жизни общества это  уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает  как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение.

Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений  норм права. Эффективность охранительной  функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию  не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений, Специфика охранительной функции состоит в следующем22:

Информация о работе Сущность и понятие права: современные подходы и решения