Сущность государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

Целью исследования является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки авторских работ. Также я имел цель выявить особенности сущности и признаков государства. Задачи моего исследования:
1. исследовать понятие и признаки государства
2. найти общие закономерности путем обработки данных
3. рассмотреть различные подходы в понимании государства
4. найти все то общее что соединяет государство с правом, и все что их отличает

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1. Сущность государства, его социальное назначение……………………………………………………………………..
2. Эксплуотаторское государство……………………………………………
3. Социальное государство……………………………………………………
4. Сущность права и социального назначения………………………………
Заключение……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП-реферат.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Социальное государство  можно рассматривать как достигнутое  состояние, факт государственной жизни  общества, либо как идею, к которой  государство должно стремиться, но которая, как и идея правового  государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство  есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью  государства в экономике.

.Одной из  черт современного государства  является повышенная забота о  социально незащищенных категориях  граждан: детях, инвалидах, престарелых,  безработных. В их интересах  устанавливаются государственные  пособия и субсидии, пенсии и  дотации. В свою очередь проблема  поддержки социально незащищенных  категорий населения непосредственно  связана с участием государства  в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении  экономических благ - это черта,  характерная и для социального  и для социалистического государства.  В современных обществах такое  перераспределение не приводит  к нарушению прав и свобод  граждан и позволяет считать  современные западные государства  не только социальными, но и  правовыми. Однако история показывает  на примере тоталитарных режимов,  что игнорирование требований  связанности государства правом  при активной патерналистской  политике по отношению к большей  части населения приводит к  весьма негативным явлениям, не  позволяющим считать данные государства  правовыми.

Назначение и  сущность государства состоит в  том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических  принципов правления и интересах  защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного  согласия (социального компромисса).

В основе социального  государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность  элементарных благ, что можно рассматривать  как создание равных стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условие для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Поскольку государство  представляет собой территориальный  публично - правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции  с помощью специальных органов  государственной власти, то можно  сказать, что обеспечение прав и  свобод человека и гражданина, регулирование  и упорядочение общественных отношений  и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация  политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение  общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» Отвечая на вопрос о цели и сущности государства, известный русский юрист И.А. Ильин пишет: «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают - помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»

Российскую Федерацию  сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Вместе с тем долю оптимизма внушает  сама попытка конституционного закрепления  многих из перечисленных признаков  государства современного типа. Поэтому  представляется правомерным назвать  Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию  нормальной жизни и развития всего  общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               2. Эксплуотаторское государство

Эксплуататорское государство для максимизации доходов правителя или группы лиц, контролирующих государство, использует монополию на насилие, даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. Ущерб от деятельности эксплуататорского государства можно сократить, если выплаты государству и перераспределения прав собственности носят систематический и предсказуемый характер. В этих условиях устанавливаются определенные правила хозяйственной деятельности и распределения доходов, ориентируясь на которые агенты могут целенаправленно влиять на производство, способствуя экономическому росту. Это свидетельствует о частичном совпадении интересов правителя и граждан, что является необходимым условием стабильности общества.

Предложенная  Бьюкененом модель общественного договора отражает процесс горизонтальной социальной контрактации, характерный, в основных своих чертах, для современных  развитых демократий. Однако, более правдоподобной выглядит теория эксплуататорского государства, выдвигающая иную версию его происхождения. Данная модель, предложенная М. Олсоном, получила название «модель оседлого бандита». В докладе, сделанном в 1995 г. на конференции в г.Москве, М. Олсон проанализировал следующие исторические события.

В 1920-е годы большая  часть Китая находилась под контролем  различных военных диктаторов. С  помощью своих вооруженных банд они захватывали какую-либо территорию и провозглашали себя ее правителями. Население облагалось высокими налогами, основная часть которых шла в  карман «правителей». Диктатор Фан Ючен стал известен решительностью, с которой он подавлял на своей территории бандитизм, а также тем, что разгромил относительно сильную армию бандита-гастролера Белого Волка. По всей видимости, большинство населения во владениях Фана предпочитали его присутствие нападениям бандитов-гастролеров.

Действительно, когда бандит-гастролер становился оседлым и его грабежи принимали  форму налогообложения, которое  он осуществлял монопольно, то его  жертвы получали побудительный мотив  хозяйствования, отсутствовавший у  них при систематических, но неупорядоченных  набегах гастролеров. Ведь оседлый  бандит отбирал лишь часть доходовтак как понимал, что сможет получить больше «налогов», оставляя «подданным» стимулы добиваться роста их доходов. Тем самым и жертвы оседлого бандита, и сам он будут жить лучше, чем при налетах бандитов-гастролеров, отбиравших все доходы. При этом оседлый бандит, стремясь к монополии на налогообложение, поневоле защищал своих жертв от нападений сторонних бандитов.

Когда грабежи  и кражи монополизированы, жертвы этих преступлений могут рассчитывать на то, что им удастся что-то накопить из средств, оставшихся после выплаты  налогов. И, следовательно, у них  имеется побудительный мотив  к накоплению и инвестированию, что  в свою очередь увеличит их - и  налоговые поступления в адрес  оседлого бандита - в будущем. Бандитская рациональность, следовательно, должна побудить вожака бандитов установить свой контроль над той или другой территорией, стать ее правителем и  обеспечить ее населению мирную жизнь  и прочие общественные блага, а себе тем самым - больше средств от налоговых  поступлений, чем он смог бы получить, будучи мигрирующим грабителем.

Таким образом, мы сталкиваемся с феноменом «первого благословения невидимой руки»: рациональный, руководствующийся собственными интересами вожак шайки бандитов-гастролеров, как бы ведомый невидимой рукой, останавливается, закрепляется на месте, потом надевает корону и приводит на смену анархии власть. Гигантское увеличение масштабов производства, обыкновенно сопровождающее установление мирного порядка, появление прочих общественных благ, приносит оседлому бандиту куда большую добычу, чем та, на которую он мог бы рассчитывать, если бы не ввел для населения властный порядок и управление. Понятно, что такое управление нацелено изначально не на повышение благосостояния подданных, а на максимизацию доходов правителя путем силового перераспределения прав собственности в его пользу.

При данном подходе  в государстве видят орудие господствующих групп или классов. Как следствие, основная функция государства в  этом случае будет объективно состоять в «перекачке» доходов от остальных  членов общества в пользу властвующей  группы или класса. В терминологии неоинституционального анализа это означает, что «эксплуататорское» государство будет устанавливать такую структуру прав собственности, которая максимизировала бы доход находящейся власти группы, независимо от того, как бы это влияло на благосостояние общества.

Завершая анализ отметим, что представители неоинституционального направления оценивают государство с точки зрения создания условий для максимизации общественного продукта. И, как следствие, главную функцию государства видят в создании институтов, благоприятствующих обмену. И именно по этому критерию определяют эффективный или неэффективный характер государства. Эффективный характер государства предполагается в модели контрактного государства, неэффективный - в модели эксплуататорского государства.

Различия в  контрактной и эксплуататорской теориях государства заключаются: во-первых, в расхождениях относительно трактовки возникновения государства; во-вторых, в характеристике получателей остаточного дохода в широком смысле слова (т.е. выгод от обеспечения защищенности и упорядоченности обменов и вообще прав собственности).

Согласно эксплуататорской теории дополнительные выгоды получает только властвующая группа, а по контрактной теории - выгоды более  или менее равномерно распределяются между всеми членами общества; т.е. в эксплуататорской теории государства  речь идет о ренте, извлекаемой правящей группой, в контрактной же - о выгодах, которые получают все участники  первоначального договора.

Краткая характеристика двух моделей государства в современной  интерпретации дана А.Н. Олейником  и представлена в табл.1.

Таблица1 - Краткая характеристика двух крайних моделей государства

 
Характеристика Контрактное государство Эксплуататорское  государство  
Цель Максимизация  совокупного дохода (ВВП) членов общества, снижение трансакционных издержек Максимизация  ренты (налоговых поступлений) группы, контролирующей государственный аппарат  
Задачи (функции) Гарант в  ряде сделок между индивидами, спецификация или защита прав собственности Активное вмешательство  в экономические и социальные взаимодействия, не ограничивающееся ролью гаранта  
Средства (использование монополии на насилие) Ограничено  социальным договором и конституционными рамками Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство  
Механизмы решения проблемы принципала-агента Принципал - гражданин: механизмы бюрократического контроля, наличие конституционных рамок, наличие альтернатив.

Принципал - государство: распространение нормы добровольного  подчинения закону (в том числе  налоговому)

Принципал - гражданин: отсутствуют.

Принципал - государство: использование принуждения и  насилия, попытки осуществления  всеобъемлющего контроля (особенно в  предельном случае - тоталитарного  государства)

 
Бюджетные ограничения Жесткие, ограниченные демократической процедурой утверждения бюджета. Мягкие  
Основные  статьи

доходов

Налоговые поступления, в первую очередь - от «рыночных» налогов Конфискационные налоги и налоговые поступления  
Основные  статьи

расходов

Юстиция, правоохранительная деятельность Оборона, государственное  управление, правоохранительная деятельность  
Основные  способы покрытия бюджетного дефицита Займы на внешнем  рынке Кредиты ЦБ правительству, займы на внутреннем рынке, возможен и отказ от выполнения обязательств как вид конфискационного налога  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            3. Социальное государство

Социально государство - характеристика (принцип), относящаяся  к конституционно-правовому статусу  государства, предполагающая конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные  социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. в ч.1 ст.2: ФРГ - социальное государство. Этот принцип  в Основном законе не конкретизируется.

Социальное государство - это такое государство, которое  помогает слабому повлиять на распределение  благ в духе справедливости, чтобы  обеспечить каждому достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать  на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.

К середине XIX в. повышение роли социальных функций  государства стало настолько  очевидным, что возникла необходимость  в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве"[12, c.14]. В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии "личность-государство" взамен прежней "государство-общество", а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер.

Информация о работе Сущность государства и права