Статус судьи Конституционного Суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Конституционный Суд РФ является федеральным органом государственной власти, причем конституционным органом, стоящим в одном ряду с другими высшими конституционными органами государства. Обеспечивая верховенство Конституции - акта, принятого всенародным голосованием, Конституционный Суд РФ является выразителем и носителем власти народа.
Цель данной контрольной работы: изучить судебный орган конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР. РАБОТА кОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ.docx

— 45.07 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Конституционный Суд РФ является  федеральным органом государственной  власти, причем конституционным  органом, стоящим в одном ряду  с другими высшими конституционными  органами государства. Обеспечивая  верховенство Конституции - акта, принятого всенародным голосованием, Конституционный Суд РФ является выразителем и носителем власти народа.

     Цель данной контрольной работы: изучить судебный орган конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации.

    Поставленная цель решается  посредством следующих задач:

     на основе конституционного законодательства РФ дать понятие Конституционному Суду РФ, раскрыть его назначение, изучить организацию работы, проанализировать конституционное судопроизводство, а также изучить статус Судьи Конституционного суда.

     1. Конституционный Суд РФ: понятие, назначение, организация работы. Конституционное судопроизводство.

 

     Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации, который является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Судебный конституционный контроль - важный элемент системы разделения властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.) Другие страны (Австрия, ФРГ, Италия и др.) в этих целях создали конституционные суды. В СССР до конца 80-х годов идея конституционного судебного контроля отвергалась ввиду отсутствия конституционного разделения властей.

В 1988 году был создан Комитет Конституционного надзора СССР, который являлся скорее парламентским, чем судебным органом. Он имел ограниченную компетенцию, был наделен правом лишь приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционные правовые акты, за исключением актов, нарушающих основные права и свободы человека.

В декабре 1990 года в Российской Федерации был учрежден Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля. Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом Российской Федерации о Конституционном Суде от 12 июля 1991 года.<5,с.253>

В отличие от Конституции РСФСР, в которой было зафиксировано, что Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР (ст. 165), в действующей Конституции РФ определение "высший" не используется, поскольку в системе используемых в конституционном праве России понятий термин "высший" применительно к судам имеет вполне определенный смысл, предполагающий наличие иерархически устроенной системы судов, особое положение высшего суда в этой системе, который, осуществляя прежде всего контрольные функции, должен решать минимум дел по первой инстанции.<3> В Конституции РФ 1993г. нормы о Суде включены в гл. 7 "Судебная власть" (ст. 125, ч. 2 ст. 118, ч. ч. 1 и 3 ст. 128), что подчеркивает его принадлежность к судебной ветви власти. В то же время Конституционный Суд РФ по своей компетенции, организации, процедуре деятельности, характеру рассматриваемых дел и принимаемых решений, их юридической силе и механизму исполнения существенно отличается от других судебных органов. Он осуществляет особый вид правосудия - конституционное, применяя при этом особую процедуру - конституционное судопроизводство. Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, арбитражные, административные дела. Он наделен функцией конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны (статья 3 Закона о Конституционном Суде РФ). Конституционный контроль выражается в проверке и оценке конституционности законов, иных нормативных актов, договоров, утрачивающих силу в случае признания их неконституционными, в разрешении споров о компетенции, толковании Конституции, что призвано обеспечить правовую защиту Конституции, баланс, уравновешивание властей в установленных Конституцией границах.

В силу особого статуса Конституционного Суда РФ как главного звена в механизме конституционного контроля, высшего конституционного органа одного уровня с федеральными институтами президентской, законодательной и исполнительной властей из всех высших судебных органов только его компетенция, наряду с компетенцией Президента РФ, ГД ФС РФ, СФ ФС РФ, Правительства РФ, определена непосредственно и конкретно в Конституции. На основе Конституции полномочия, порядок образования и деятельности Суда устанавливаются Законом о нем.<1>

Полномочия Конституционного Суда РФ раскрывают его компетенцию (юрисдикцию), реализация которой и определяет природу, назначение, место и роль Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, одного из высших органов государственной власти, предусмотренного Конституцией РФ. Перечень (объем) полномочий КС РФ зависит от многих факторов, а их использование непосредственно связано с целью и задачами судебного конституционного контроля. В ст. 3 комментируемого Закона установление полномочий Суда увязывается с целью защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. Необходимо различать цели конституционного правосудия и задачи осуществления полномочий КС РФ. Закон о Конституционном Суде РФ в ст. 3 по отношению к конституционному правосудию такого различия не проводит. По данному вопросу идет научная дискуссия.

Целью КС РФ в осуществлении его полномочий является обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, т.е. утверждение конституционности в общественной и государственной жизни. Цель опосредуется более конкретными задачами. Осуществление полномочий КС РФ направлено на решение задач защиты основ конституционного строя в Российской Федерации, среди которых приоритетной является защита основных прав и свобод человека и гражданина, что согласуется с конституционными положениями о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.<3>

     Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации установлены ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. З Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". К их числу относятся прежде всего полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

     а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; •

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепила четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции Российской Федерации. Это: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Об ограничении перечня субъектов свидетельствует тот факт, что по ранее действовавшему закону этим правом были наделены партии и общественные организации и каждый депутат.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.                   

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между -органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

В целях недопущения втягивания Конституционного Суда в политическую борьбу и разграничения сферы его деятельности с деятельностью других судов, в законодательстве закрепляются положения, ограничивающие компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Так, статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. .<5,с.255-258>

     Если на первом этапе Суд работал в едином составе судей, то с 1994 г. он осуществлял конституционное судопроизводство тремя коллегиями посредством пленарных заседаний и заседаний палат. При этом каждая палата выступала как Суд. Решения, принятые и на пленарных заседаниях, и на заседаниях палат, являлись решениями КС РФ, они были юридически равнозначны. На пленарном заседании мог быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда, но некоторые из них - исключительно на таких заседаниях (ст. 21, а также ст. ст. 15, 17, 18, 23, 24, 26, 42, 47 и 111 Закона о Конституционном Суде РФ). В заседаниях палат разрешались дела, отнесенные к ведению Суда и не подлежащие рассмотрению согласно Закону о нем исключительно в пленарных заседаниях (ст. 22). На практике основная масса дел рассматривалась на заседаниях палат, что долгое время было единственным средством обеспечения оперативности рассмотрения обращений. Однако в связи с изменениями Закона о Конституционном Суде РФ, принятыми в 2010 г. и вступившими в силу с февраля 2011 г., было отменено правило, согласно которому Суд (соответственно пленум или палата) не мог начинать рассмотрение нового дела, пока не оглашено решение по начатому. Это ускорит рассмотрение дел Судом, а потому необходимость в палатах как форме работы отпала и такая организационная форма конституционного судопроизводства была исключена из Закона о Конституционном Суде. Кроме того, такой подход в большей мере соответствует ч. 1 ст. 125 Конституции, в которой указана численность судей КС РФ - 19, при том, что в отношении других высших судов такого указания нет, а с учетом того, что все решения будут приниматься одним составом, это резко снижает возможность возникновения коллизий между решениями.

Говоря об организационных формах конституционного судопроизводства, нельзя не упомянуть, что этими же изменениями предусмотрена возможность разрешения КС РФ дел без проведения слушания. Предусматривается, что Суд может в таком порядке проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлениями КС РФ, сохраняющими силу, либо, что оспариваемая заявителем норма, ранее уже признанная неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу, применена в конкретном деле, а подтверждение Судом неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике. Особенности разрешения дел без слушаний указаны в Законе о Конституционном Суде РФ и конкретизированы в Регламенте КС РФ, который в начале 2011 г. был принят в новой редакции. При этом и органам, принявшим оспариваемый акт, и самим заявителям предоставлено право возражать против применения этой организационной формы и настаивать на слушании дела.

Необходимо отметить, что механизмы рассмотрения дел без слушания (письменного производства) довольно широко применяются в международных и европейских судебных органах и органах конституционного контроля ряда стран. Разрешение дел без проведения слушаний, безусловно, увеличивает "пропускную способность" Суда. При этом с учетом специфики конституционного правосудия - того, что КС РФ не исследует факты, а анализирует нормы - реальная состязательность сторон при рассмотрении дела без слушания не страдает, тем более что Закон о Конституционном Суде РФ и Регламент КС РФ предусматривают определенные гарантии выражения сторонами позиции и контраргументов на позицию другой стороны. К обеим формам - разрешению дел с проведением и без проведения слушания - применимы также такие принципы деятельности Суда, как независимость, коллегиальность и равноправие сторон, а с учетом реализации КС РФ наряду с другими судами Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" - и принцип гласности.<1>

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации(статья 28 ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации»).

Ст.ст. 23-26 ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» определяют порядок назначения и полномочия  Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда.

 

2. Статус судьи Конституционного  Суда.

 

     Статус судьи Конститтуционного Суда Регламентируется гл.II Федераль- ного Конституционного  Закона «О конституционном суде Российской Федера- ции» далее Закона.

     В  статье 8 Закона  изложены шесть требований, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ, а именно:

1) состояние  в гражданстве РФ;

2) возраст  не менее 40 лет;

3) безупречная  репутация;

4) высшее  юридическое образование;

5) стаж работы  по юридической профессии не  менее 15 лет;

6) признанная  высокая квалификация в области  права.

Первым базовым требованием к кандидату на должность судьи КС РФ является требование быть гражданином РФ. Исходя из закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства граждан нашей страны, комментируемый Закон не устанавливает каких-либо дополнительных требований, касающихся оснований приобретения гражданства РФ либо продолжительности пребывания в нем.<3>

Информация о работе Статус судьи Конституционного Суда