Становление и развитие законодательных органов власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить и сформулировать специфические особенности становления и развития законодательных (представительных) органов власти в системе государственного управления РФ.
С учетом реалий и требований времени были сформулированы основные задачи курсовой работы:
-совершив исторический экскурс, исследовать и теоретически обобщить поэтапный процесс становления и развития народного представительства в современной России,
- сформулировать общие принципы, лежащие в основе организации и деятельности законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. «Формирование законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации: история и современное состояние»…………………………………………………7
1.1. Исторические аспекты становления представительных учреждений в России……………………………………………………………………… 7
2.1.Политико-правовые аспекты становления и развития законодательных (представительных) органов власти………………….11
Глава 2. «Специфика развития и совершенствования законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации»………..……………………………18
2.1. Роль и место законодательных (представительных) органов власти в политической системе страны……………………………………………..18
2.2. Взаимодействие верхней и нижней палат Федерального Собрания Российской Федерации: некоторые принципы и проблемы……………23
Заключение………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Минаков А. Б..docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский филиал

 

Кафедра Истории и теории политики

                Оценка____________________

         Подпись

               преподавателя______________

«_____» ___________20____ г.

 

Специфика становления и  развития законодательных (представительных) органов власти РФ

 

Курсовая работа

по дисциплине   «Основы государственного и муниципального управления» 

Минакова  Алексея Борисовича

Студента курса  1   группы БкУЗв-100

Специальность   Государственное

                                         и муниципальное управление    

Руководитель:

Морозов Илья Леонидович

доктор политических наук, доцент,

профессор

 

 

 

Волгоград

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                              С.

Введение…………………………………………………………………….2                                                                                                                                                  

Глава 1. «Формирование законодательных (представительных)  органов государственной власти в Российской Федерации: история и современное состояние»…………………………………………………7                                                                                                                                                                                                  

1.1. Исторические аспекты становления представительных учреждений в России………………………………………………………………………   7                                                                                                       

2.1.Политико-правовые аспекты становления и развития законодательных (представительных) органов власти………………….11                         

Глава 2. «Специфика развития и совершенствования  законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации»………..……………………………18                                                  

2.1. Роль и место законодательных (представительных) органов власти в политической системе страны……………………………………………..18                                                                

2.2. Взаимодействие верхней и нижней палат Федерального Собрания Российской Федерации: некоторые принципы и проблемы……………23

Заключение………………………………………………………………...27                                                                                             

Список литературы……………………………………………………….29 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Актуальность  темы исследования

Специфика становления и  развития законодательных  органов  власти Российской Федерации напрямую связана с экономической страны и ее политическими реалиями.  Двадцать лет, которые прожила новая Россия  с 1993 по 2013 год прошли под знаками развития  и укрепления  демократических начал российской государственности. Это связано с новой трактовкой ведущих понятий народного представительства и с сутью самого института парламентаризма. Этот процесс идет до сих пор. Как живой организм, законодательная ветвь власти растет и развивается вместе с изменениями экономической и политической системы России. И это придает теме особую остроту.

Актуальность эти исследования приобретают также  и в связи  с особым явлением, названным «социальной аномией»1. Социальная аномия в данном контексте проявляется в низкой избирательной явке, особенно на  региональных и местных уровнях, и в ярко выраженном недоверии представителям законодательной ветви власти. Причина данного явления кроется в отсутствии в России соответствующей политической культуры и опыта формирования демократических институтов. Создание и развитие многопартийной системы и принципы выборности, веками формировавшиеся в странах Европы, стали для России конца 20 века  своеобразной шоковой терапией.  Страна, более 70 лет не знавшая, что такое народные выборы, подверглась искусственному «осеменению» западными технологиями. 

Актуальность исследования вызвана и специфическими реалиями политической действительности. Двадцать лет мы наблюдаем в стране перманентное изменение порядка  выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, изменение порядка формирования Совета Федерации, усиление партийной составляющей в формировании представительных органов местного самоуправления. Явные перекосы в сторону представителей партии «Единая Россия», муссирование этой темы в средствах массовой информации и в интернет-пространстве приводят не только  к росту недоверия к народным избранникам, но и к девальвации самой системы представительной власти. Именно поэтому исследование путей становления, методов развития, а также оптимизации порядка формирования организации и деятельности представительных органов необходимо с точки зрения определения дальнейшего развития политической системы России.

Цель  курсовой работы: выявить и сформулировать специфические особенности становления и развития   законодательных (представительных) органов власти в системе государственного управления РФ.

С учетом реалий и требований времени  были сформулированы основные задачи курсовой работы:

-совершив исторический экскурс, исследовать и теоретически обобщить поэтапный процесс становления и развития народного представительства в современной  России, 

- сформулировать общие   принципы, лежащие в основе организации  и деятельности законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации;

- определить роль избирательных систем в обеспечении демократичности и эффективности представительных органов;

- определить место и  роль представительных органов  в системе разделения властей;

- исследовать  механизмы  разделения полномочий и  взаимодействия  верхней и нижней палат Федерального  Собрания Российской Федерации;

Объектом  исследования является система законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации, а именно Государственной Думы и Совета Федераций и их роль в жизнедеятельности государства. 

Предметом исследования является процесс функционирования законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации, а также основные тенденции их функционального развития и политического предназначения.

В работе используются исторический, системный, структурно-функциональный методы исследования, которые позволяют проследить  эволюцию порядка становления и формирования законодательной власти в новейшей России, выявить сильные и слабые стороны функционирования системы законодательной власти в России, определить место и значимость народных избранников на политической авансцене России.

Степень научной разработанности темы

Вопросы и сложные пути становления  народного представительства, парламентаризма, парламентского права и деятельности представительных органов на федеральном уровне исследовались в трудах таких известных отечественных ученых, как С.А. Авакьян, Г.В. Атаманчук, М.В. Баглай, К.С. Бельский, , Н.А. Богданова, И.Б. Борисов, Варлен, Г.А. Василевич, Р.Ф. Васильев, И.И. Веремеенко, А.А.Вешняков, Б.Н. Габричидзе, А.П. Герасимов, А.Г. Головин, В.Д. Горобец, В.В. Гошуляк, И.В. Гранкин, Л.А. Григорян, Е.П. Дубровина, Б.П. Елисеев, С.Э. Жилинский, С.А. Зенкин, Д.Л. Златопольский, А.В. Иванченко, И.П. Ильинский, В.Б. Исаков, В.П. Казимирчук, А.И. Ким, А.Е. Козлов, Е.И. Козлова, О.С.Колбасов, Е.И. Колюшин, А.И. Ковлер, Г.Н. Комкова, Н.М. О.Е. Кутафин, Б.М. Лазарев, В.О. Лучин, В.И. Лысенко, А.П. Любимов, Г.В. Мальцев, В.В. Маклаков, А.К. Махненко, Н.А. Михалева, А.А.Мишин, М.И. Пискотин, А.С. Пиголкин,А.С.Саломаткин, И.М. Степанов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н.Уманский, В.Е. Усанов, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, Н.В.Черноголовкин, В.Е. Чиркин, К.Ф. Шеремет, Е.С. Шугрина, Ю.Л. Шульженко, Б.В. Щетинин, Б.С. Эбзеев, Ц.А. Ямпольская.

Под влиянием идей народного  суверенитета, народного представительства  и представительного правления  находились и отечественные ученые дооктябрьского периода: В.М. Гессен, С.Е. Десницкий, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев; В.М. Устинов, Б.Н. Чичерин, Л.А. Шалланд, Г.Ф. Шершеневич и другие, чьи труды внесли достойный вклад в развитие теории народного представительства.

Исторические этапы становления  российского парламентаризма рассматривались  в трудах И.А. Исаева, О.И. Чистякова  и других ученых.

Авторы указанных и  многих других работ определили суть отдельных сторон народного представительства, парламентаризма, организации и деятельности представительных органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Формирование  законодательных (представительных)  органов государственной власти в  Российской Федерации: история  и современное состояние»

1.1. Исторические аспекты становления представительных учреждений в России

Идеи народного представительства в истории России и появление такого явления как парламентаризм, следует в далеком прошлом России. И связано это в первую очередь с деятельностью Земских соборов. С середины шестидесятых годов шестнадцатого века и до середины восьмидесятых годов семнадцатого века они созывались на Руси для обсуждения жизненно важных  вопросов. Безусловно они мало чем напоминали современный парламент. Но при набиравшем силу самодержавии они обеспечивали представительство, как общественных интересов, так и местных политических сил. К концу семнадцатого века институт Земских соборов был прочно подмят самодержавными устоями и исчез как политический рудимент.

   В августе 1905 года в России был принят закон о создании Государственной Думы, и таким образом впервые в России в политический тезаурус было введено понятие  народного представительства. В апреле 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», изменить которые Дума  могла  только по распоряжению царя. В них были прописаны ограничения деятельности нового российского органа власти. Самым существенным из них было то, что всей полнотой  исполнительной власти в России обладал только царь. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.2 Министры назначались лично царем, только он определял внешнюю политику страны, под ним была армия, только в его ведении были вопросы войны и мира.

Манифестом от 20 февраля 1906 года император установил, что  «со времени созыва Государственного совета и Государственной Думы, закон  не может воспринять силы без одобрения  Совета и Думы».3 Государственный совет и Государственная Дума каждый год собирались и расформировывались указами помазанника божьего. Полномочность членов палаты самостоятельно проверялась самими представителями. Один и тот же человек не мог одновременно быть представлен и в Думе и в Совете.

 В соответствии с  принятым правилом законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и только после этого передавались в Государственный совет. А вот законодательные инициативы Государственного совета  рассматривались  и одобрялись сначала им и лишь после этого отправлялись в Думу. Когда законопроекты были приняты и утверждены обеими палатами, они поступали на усмотрение императора, и он выносил окончательный вердикт.

  В декабре тысяча девятьсот пятого года был впервые принят закон о выборах. В соответствии с ним было  учреждено «четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишились 2 млн. мужчин-рабочих»4.  Выборы не были  ни всеобщими, ни равными и ни прямыми.

  Первая Дума проработала всего четыре месяца с апреля по июль тысяча девятьсот шестого года и смогла собраться только на одну сессию. В нее вошли представители разных политических партий: кадеты-179 депутатов, октябристы-16 депутатов, социал-демократы - 18, беспартийных было 105 депутатов, «трудовиков» или аграрников- 97. Председателем первой Думы был профессор Петербургского университета, представитель партии кадетов С.А. Муромцев. Первая Дума старалась показать, что представители народа России, пусть даже  избранные на недемократическим путем, не собираются  соглашаться с безнаказанностью и вседозволенностью исполнительной власти. В ответ на известную майскую «тронную речь» царя думцы огласили ряд требований: амнистию политических заключенных; реальное осуществление политических свобод; всеобщее равенство; ликвидацию казенных, удельных и монастырских земель.

  Следующая вторая по счету Дума под председательством Ф.Л. Головина просуществовала немногим больше предшественницы - пять месяцев, с февраля по июнь тысяча девятьсот седьмого года. За период ее деятельности прошла тоже только одна сессия. Вторая Дума была намного левее первой, политические взгляды большинства депутатов не устраивали царский двор. Правительство с ней не считалось, а Дума, вжившаяся в роль «народной избранницы», не желала мириться с таким положением вещей и всячески пыталась достичь своих целей. В результате этих конфликтов царь сделал хитрый ход: он утвердил новое Положение о выборах в Государственную Думу, которое, поменяло закон о выборах, и позволило разогнать вторую Думу.

 И только одна из четырех первых Дум на заре двадцатого века, третья по счету,  где председательствовали Н.А. Хомяков, а затем А.И. Гучков, проработала все пять лет  с ноября тысяча девятьсот седьмого года по июнь тысяча девятьсот двенадцатого. Она провела пять сессий и была значительно правее двух предыдущих. «Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков и буржуазии. Октябристы – партия крупных землевладельцев и промышленников – доминировали в Думе».5 Основная суть их деятельности сводилась к  блокированию по главным вопросам с другими фракциями. Объединение с ярыми правыми, приводило к появлению правооктябристского большинства, консолидация с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское. Но от этого политический смысл  деятельности  Думы не претерпевал особых изменений.

Информация о работе Становление и развитие законодательных органов власти в РФ