Становление Русского централизованного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:44, реферат

Краткое описание

Цель работы: выяснить, как происходило становление Русского централизованного государства.
Задачи работы:
- изучить факторы, способствовавшие образованию централизованного Русского государства;
- рассмотреть основные этапы образования единого государства;
- проследить формирование новых органов управления в едином государстве.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 42.01 Кб (Скачать файл)

        Значение победы на Куликовом поле огромно: Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет, в 1382 г. хан Тохтамыш сожжет Москву, но решающий шаг к освобождению был сделан 8 августа 1380 г.); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, отудара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. [3;76]

 

 

 

2.3. Третий этап становления единого Русского централизованного государства

1462-1533 г.г.

 

    Иван III (1462¾1505 гг.) и Василий III (1505¾1533 гг.) завершают политическое объединение собственно русских земель и создание единого Русского государства. Формы, методы и последствия при этом не были одинаковы. Большинство земель вошло в состав Русского государства безболезненно (хотя и не без противоречий), их прежние князья и бояре превращались в служилых людей великого князя московского. При отъезде к недругам московского князя служилые князья теряли право на свою вотчину, так как она жаловалась в «вотчину и в удел» только на условиях службы. Часто наиболее влиятельные представители местной элиты вывозились из присоединяемых земель и переселялись во внутренние области, а на их место посылали переселенцев из коренных московских    мест, что вело к ассимиляции региональных элит московским боярством.

    Региональные элиты селились со своей челядью в Москве улицами, кварталами, перенося в столицу многообразие архитектуры присоединенных городов, включая повтор топонимики, тем, стилей, превращая Москву в символический образ всего государства.

      После походов 1471 и 1478 гг. Иваном III в состав Московского великого княжества были включены Новгородские земли. Новгородская олигархическая властная элита, попыталась отстоять свою «старину», оказала активное сопротивление изменению политического статуса и социально-политической структуры Господина Великого Новгорода (включая попытку опереться на помощь Польши и татар), но была полностью разгромлена, подверглась сплошной экспроприации и утратила свой социальный статус (включая лояльную к Москве часть новгородского боярства) в составе единого государства). На крушение Новгорода в известной степени повлияло и то, что фактически главой республики в этот период был архиепископ, который по каноническим соображениям не мог быть активным и последовательным борцом с Москвой, ставшей сакральным центром Руси. В результате в распоряжении великого московского князя оказался гигантский фонд казенной земельной собственности, что явилось материальной основой для усиления его власти — боярские и церковные земли Новгорода перешли в руки служилых людей — дворян, становящихся основой русского войска и государственности.

      После «стояния на реке Угре» в 1480 г. Ивану III удалось добиться полной независимости Великого Московского княжества — крупнейшего государства в Европе.

      Завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси»

       При Иване III начинает складываться национально-государственная символика. После бракосочетания в 1472 г. Ивана III с представительницей византийской императорской фамилии Софьей Палеолог на государственной печати великого князя появляется изображение двуглавого орла (1497г.), происхождение которого одни исследователи связывают с византийской, другие — с «имперской» (Священная Римская империя) или южнославянской традицией.

      Постепенно складывалась и система органов государственного управления: Боярская дума (совет знати при великом князе), Казна (центральный административный орган, из которого позднее выделились органы центрального управления — приказы; понятие «приказ» впервые употреблено в 1512 г.), Дворцы (органы управления вновь присоединенными территориями). Страна делилась на уезды (управлялись наместниками), волости и станы (управлялись волостелями). Наместники и волостели жили за счет кормлений — сборов с местного населения. В 1497 г. был принят Судебник — первый законодательный акт единого Российского государства. С конца XV в. все шире употреблялся новый термин «Россия». [3;84]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Роль  русской православной церкви в формировании единого Русского государства

     Духовной основой формирования единого Русского государства было православие. На наш взгляд, образование единого государства было следствием этногенеза великороссов и формирования русской православной цивилизации, которая представляла собой генетически родственный византийско-славянский, но имеющий свой вектор развития социокультурный комплекс.

     В  XIV ¾XVI вв. усиливаются цивилизационные расхождения в развитии России и Западной Европы.  На формирование более молодой (хотя и традиционно преемственной) русской цивилизации, этнических стереотипов поведения, его мотивации, образ мышления оказал влияние исихазм. В противовес утвердившемуся в Европе теологическому рационализму и зародившемуся гуманизму с его антропоцентризмом, вниманием к приоритетному удовлетворению материальных, чувственных и физиологических потребностей (что, в конечном счете, вылилось в Реформацию)  исихазм отстаивал приоритет духовных ценностей, внутреннюю, а не внешнюю свободу человека и призывал к индивидуальному пути к Богу через аскетизм, ограничение материальных потребностей и сосредоточение сознания на самом себе.

       В России созерцательный исихазм Г. Паламы, Г. Синаита и афонских монахов был дополнен идеей соборного пути к Богу на основе национально-религиозного объединения. Из православия и общинных традиций выросла главная черта русской цивилизации – соборность, которая сказалась на становлении русской государственности как ведущей формы социальной интеграции русского народа. [1;51]

        Русская Православная Церковь, как говорилось выше, была не только одним из факторов религиозного единства русского народа, но и представляла собой институционализированный каркас этого единства.

        Епископы назначались в отдельных землях с санкции местного князя, участвовали в заседаниях советов при князе, заботились об укреплении княжеств, противодействовали некоторым акциям московских князей, что нельзя рассматривать как проявление церковного сепаратизма, так как политическая интеграционная роль Москвы определилась не сразу. Поэтому ориентация митрополита Петра на Москву, а затем перенос Феогностом (1328—1353 гг.) митрополичьей кафедры в Москву превратил ее в духовный и церковный центр русских земель, что создавало предпосылки для претензий Москвы на наследство Киевской Руси и представительство интересов всех русских.

     Активизируется роль церкви и ее иерархов в политическом объединении русских земель: урегулирование конфликтов между князьями, призывы к единству, отлучение от церкви князей-сепаратистов и т.д. В XIV—XV вв. взаимоотношения церкви и княжеской власти в целом находились в состоянии равновесия, соответствовали ортодоксальным христианским представлениям о двуединстве духовной и мирской власти. Чума, приведшая к гибели сыновей Ивана Калиты, — великих князей Симеона Гордого (1353 г.) и Ивана II Красного (1359 г.), имела следствием сосредоточение власти в период малолетства Дмитрия Ивановича в руках боярской Думы. Она и особенно митрополит Алексий (1353—1378 гг.) значительно укрепили Московское великое княжество и подготовили его к роли лидера в борьбе за свержение татаро-монгольского ига. [2;87]

 

 

 

 

 

Заключение

       Вокруг Москвы были объединены почти все великороссы. Пережив тяжелейшую эпоху свое истории (13-14 века), нация сумел консолидировать и выжить, обеспечив внешнюю независимость, внутреннюю, государственную обустроенность, создав монархию, не ограниченную какими-либо уставами и учреждениями.

Великокняжеская, а затем царская власть выступал как арбитр над интересами различных сословий и этносов в огромной по площади и разноплеменной стране. Именно, монархия стала наиболее эффективной государственной формой, оптимальной защищающей национальные интересы.

      Православная церковь полностью поддерживала власть.

Велико значение Боярской думы, формирующихся приказов как органов центрального управления.

     В преобразованиях той эпохи падали свободы и властные традиции целых слоев общества – боярства, удельных князей. Крестьяне потеряли полную свободу передвижений. По судебнику 1497 г. им разрешалось покидать старого владельца лишь раз в году – на осенний Юрьев день.

На самой Руси демократический и аристократический элементы в политической жизни были сломлены в 13 – 16 веках. Вече повсеместно запрещены, а княжеская аристократия ликвидирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бердинских, В.А. История России. Курс лекций [Текст]: курс лекций В.А.Бердинских.-К.:Киров,2004.-271с.
  2. Ерошкин, Н.П.История государственных учреждений дореволюционной России [Текст]: справочное пособие. - М. -Высшая школа,1983.-352 с.
  3. Игнатов, В.Г. История государственного управления России [Текст]: учебник/отв.ред. В.Г. Игнатов.-Ростов-на-Дону:Феникс,2008.-608 с.
  4. Игнатов, В.Г. История государственного управления России [Текст]: учебник/отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: Феникс,2008.-608 с.
  5. Черепнин, Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках [Текст]: учебное пособие. - М.: Социально - Экономическая Литература,1960.-378 с.

 

 


Информация о работе Становление Русского централизованного государства