Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

В любом государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра все правовой системы. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она — основной, первичный источник национального права. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, который оптимально фиксирует существующие положения в государстве, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Изучение государственно-правового наследия белорусского народа является важной задачей юриспруденции. Конституция — фундаментальный элемент, ядро правовой системы каждой страны.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ИГПБ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра теории и истории государства и права

Специальность «Государственное управление и право»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История государства и права Беларуси»

На тему «Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 1 курса      А.А. Миронович

 

                                            Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         В любом государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра все правовой системы. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она — основной, первичный источник национального права. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, который оптимально фиксирует существующие положения в государстве, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Изучение государственно-правового наследия белорусского народа является важной задачей юриспруденции. Конституция — фундаментальный элемент, ядро правовой системы каждой страны. Именно с нее начинается построение основ государственности, формируется база национального законодательства. Конституция регулирует практически все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную и т.д. Конституционное развитие нашего государства сопровождалось массой интересных событий. Уникальность каждой конституции неоспорима. Принятие такого нормативного акта всегда сопровождается интересными событиями, которые я в своей работе освящаю более подробно.

Задачи исследования: рассмотреть вопросы возникновения и развития Конституций БССР 1927 г. и 1937 г.; уделить внимание эволюции органов государственной власти; познакомиться с нормативными правовыми актами, которые действовали в период до и после принятия Конституций; выявить специфику отечественной конституционной деятельности того времени; сравнить Конституции 1927 г. и 1937 г., анализировать этапы развития и становления Конституций 1927 г. и 1937 г.; углубиться в рассмотрении вопроса о возникновении белорусских Конституций 1927 г. и 1937 г., дать развернутую характеристику положениям, содержащихся в Конституциях; сделать выводы о значении данных правовых актов для формирования белорусской государственности, как с правовой, так и с исторической точки зрения.

Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, 3 глав (1 и 2 глава включает в себя 4 параграфа), списка использованных источников и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конституция БССР 1927 г.

 

    1. История разработки Конституции 1927 г.

Принятию новой Конституции БССР предшествовал ряд событий.

  1. Развитие государства по пути новой экономической политики (нэпа).
  2. 30 декабря 1992 года Белоруссия вошла в состав единого союзного государства - Союз Советских Социалистических Республик.
  3. Как следствие создания такого единого государства – перераспределение полномочий между национальными республиками и союзными органами власти, принятие в январе 1924 г. Конституции СССР.
  4. Нельзя, конечно, не вспомнить и о том, что, начиная  с конца 1920 г., Конституция ССРБ 1919 г. дорабатывалась и изменялась. Так, принятые ІІ Всебелорусским съездом Советов (январь 1920 г.) дополнения к Конституции ССРБ содержали обновленные нормы о структуре и полномочиях центральных органов ССРБ: съезда Советов Белоруссии, ЦИК Советов Белоруссии и его Президиума. В соответствии с новым Законом регулировалось создание правительства – Совета Народных комиссаров (СНК, Совнарком), как высшего органа государственного управления (вместо Большого и Малого президиумов ЦИК – органов, наделенных государственно-властными функциями).
  5. Для дальнейшего развития экономики и культуры Белоруссии, объединения белорусской нации в ее этнографических границах требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов (Минский, Слуцкий, Борисовский, Игуменский, Бобруйский, и Мозырский), всех белорусских земель.

В марте 1924 г. Президиумом ЦИК СССР и Всероссийским ЦИК были приняты постановления о передаче Белорусской ССР 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, где большинство населения составляли белорусы.

VI Чрезвычайный Всебелорусский  съезд Советов в марте 1924 г. законодательно  оформил присоединение к БССР  восточно-белорусских земель. Таким образом, Витебщина, Гомельщина и Могилевщина были присоединены к Советской Белоруссии. Западно-белорусские земли до 1939 г. оставались в составе Польши.

Такая ситуация требовала незамедлительного принятия нового Основного Закона, как «единого объемного документа», который бы соответствовал тогдашним реалиям общественной и государственной жизни.

VIВсебелорусский Чрезвычайный съезд Советов поручил ЦИК БССР подготовить в соответствии с Конституцией Союза ССР и современным административно-территориальным устройством республики проект новой Конституции Белоруссии и представить его на утверждение VII  Всебелорусскому съезду Советов. Созданная тогда Конституционная комиссия представила в феврале 1925 г. проект новой Конституции на рассмотрение четвертой сессии ЦИК БССР [7, с. 295].

Однако проект вызвал дискуссии и разногласия. Тогда было принято решение отправить его на доработку [3, с. 213].

В связи с необходимостью доработки проекта Конституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г. создал комиссию в составе 5 человек (А.Г. Червяков (председатель), А.И. Кривицкого, И.А. Адамовича, М.А. Сегаля и А.И. Бейлина). В марте 1927 г. Бюро ЦК КП(б)Б рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Окончательное редактирование с учетом поправок, предложенных на заседании Бюро ЦК КП(б)Б, было поручено Конституционной комиссии.

Проект Конституции БССР обсуждался также комиссией фракции ВКП(б) в Президиуме ЦИК Союза ССР под председательством А.С. Енукидзе. Комиссия сделала ряд замечаний и подчеркнула особую важность обстоятельного обсуждения основных положений Конституции БССР на сессии ЦИК БССР и широкими массами трудящихся [11, с. 100].

Конституционная комиссия с учетом замечаний отредактировала проект Конституции БССР и внесла его на рассмотрение VIII Всебелорусского съезда Советов, проходившего 11 апреля 1927 г., делегаты которого после обсуждения утвердили новую Конституцию Белорусской Советской Социалистической Республики.

Таким образом, новый этап исторического развития БССР, формирование новых общественных институтов, новая экономическая политика — все это привело к тому, что обществу нужен был новый Основной Закон, который бы соответствовал тогдашним реалиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура и содержание Конституции

 

Текст Основного Закона был написан на тарашкевице. Состоял он  из 13 глав и 76 статей:

Глава Ι. Общие положения (ст. ст. 1 – 23);

Глава II. О предметах ведения Всебелорусского Съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст.24-25);

Глава III.О Всебелорусском Съезде Советов (ст. ст.26 – 30);

Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст.31 – 38);

Глава V. О Совете Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст. 39 – 44);

Глава VI. О народных комиссариатах Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст.45 – 52);

Глава VII. О предметах ведения местной власти (ст. ст. 53- 56);

Глава VIII.О съездах советов (ст. ст. 57 – 59);

Глава IX. Об исполнительных комитетах (ст. ст. 60 – 64);

Глава X. О советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ст. ст.65 – 69);

Глава XI. Об избирательном праве (ст. ст. 70 – 71);

Глава XII.О производстве выборов (ст. ст. 72 – 73);

Глава ХIII. О гербе, флаге и столице Белорусской Социалистической Советской Республики (ст. ст. 74 – 76).

Конституция БССР 1927 г. юридически закрепляла достижения социалистического строительства в республике. Она исходила из основных положений ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Манифеста Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии от 1 января 1919 г., основных начал Конституции Советской Социалистической Республики Беларусь 1919 г. и Декларации о провозглашении независимости БССР 1920 г. Новая Конституция БССР отражала и некоторые программные положения социалистического государства, провозглашая гарантирование диктатуры пролетариата для подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и построения коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти (ст. 1) [7, с. 296].

Отмечая социалистический характер государства, Конституция в очередной раз признавала собственность государства на все природные богатства республики: «Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность социалистического государства, пользование которыми определяется особыми законами Союза Советских Социалистических Республик и Белорусской Социалистической Советской Республики в пределах их компетенции, установленной Конституциями Союза Советских Социалистических Республик и Белорусской Социалистической Советской Республики» (Ст. 6). В Конституции не учитывалось наличие кооперативной и частной собственности.

Конституция подчёркивала явный классовый характер государства диктатуры пролетариата, отдавала преимущество правам «трудящихся» (рабочих и крестьян), а не человеку в общем: существовало положение, признававшее труд обязанностью всех граждан (ст. 7); значительно были расширены права трудящихся: Белорусская Социалистическая Советская Республика оказывает рабочим и крестьянам содействие для их объединения и организации (ст. 8); в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний, Белорусская Социалистическая Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения (ст. 9);

Вместе с тем Конституция закрепляла форму общественного устройства республики: «Белорусская Социалистическая Советская Республика есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян.

Вся власть в пределах Белорусской Советской Социалистической Республики принадлежит советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» (ст. 2).

Конституция, главным образом, закрепляла право свободного выхода Белоруссии из Союза (ст. 4).

Наряду с правом свободного выхода из Союза ССР, Конституция БССР закрепляла свои суверенные права – право самостоятельно принимать Конституцию республики, вносить в нее соответствующие изменения и дополнения, право на территориальное верховенство (вопрос об изменении границ БССР мог решаться только съездом Советов Белоруссии), на создание высших органов власти и государственного управления, на принятие в гражданство Белорусской ССР.

В новой Конституции были дублированы положения предыдущей Конституции республики о правах и обязанностях граждан, говорилось, что все граждане БССР имеют право свободно пользоваться родным языком. Было закреплено равноправие белорусского, русского, еврейского и польского языка, однако признавался перевес белорусского в отношениях с государственными, профессиональными и общественными организациями и учреждениями (ст. 21 – 22) [2, с. 205].

В Конституции БССР законодательно закреплялись избирательные и основные гражданские права трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, шествий, организации союзов (ст. 9), равноправие независимо от расовой и национальной принадлежности (ст. 14). Полное всестороннее и бесплатное образование для рабочих и беднейших крестьян провозглашалось конституционно как одна из задач республики (ст. 11) [7, с. 297].

Защита завоеваний революции с оружием в руках объявлялась почетным правом, которое предоставляется только трудящимся. На нетрудовые элементы возлагались иные воинские обязанности (ст. 13).

Предусматривалась обязанность граждан трудиться, Конституция не закрепляла законодательно право на труд. Экономическое положение республики в то время не гарантировало осуществление этого права: В Белоруссии еще существовала безработица. Вместе с тем одна из составных частей права на труд – охрана труда – рассматривалась в Конституции как важнейшая задача социалистического государства.

При комплектовании как высших, так и местных органов власти и управления, Конституция закрепляет ярко выраженный классовый принцип. Так, в главе XI идет речь об избирательном праве, а в статье 70 закреплялся основной принцип избирательного права Белорусской ССР: правом избирать и быть избранным в Советы пользовались независимо от расы, пола, национальности и образования все граждане, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. В статье 71 указываются семь категорий лиц, которые не могут избирать и быть избранными. Этот перечень абсолютно идентичен тому, который содержит Конституция РСФСР 1918 г. (ст. 65): кулаки, торговцы, лица, живущие на нетрудовой доход, служители религиозных культов и монахи, бывшие служащие и агенты полиции, умалишенные и осужденные за корыстные и порочащие преступления [6, с. 122].

Информация о работе Сравнительный анализ Конституций 1927 г. и 1937 г