Способы защиты коммерческой тайны при взаимоотношении с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:16, реферат

Краткое описание

Целью реферата является выявление особенностей правовой охраны коммерческой тайны.
Задачами, решаемые в ходе работы, являются:
1) Исследование коммерческой тайны.
2) Выявить признаки и значения коммерческой тайны.
3) Выявить способы охраны коммерческой тайны, а также ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Коммерческая тайна …………………………..………………………………...5
1.1. Понятие и значение……………………………………………………………...…….7
1.2. Признаки……………………………………………………………………………..10
1.3. Степень конфиденциальности………………………………………………………12
1.4. Составляющие коммерческой тайны……………………………………………….14
Глава 2. Защита коммерческой тайны …………………………………………………17
2.1 .Способы получения информации…………………………………………………..18
2.2. Способы защиты……………………………………………………………………..20
2.3. Ответственность за разглашение…………………………………………...……….23
Заключение ……………………..................................................................................…….28
Список использованных источников и литературы……………………...…………..31

Вложенные файлы: 1 файл

eremeeva_referat_1_15_05.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Карельский филиал РАНХиГС

 

Отделение высшего профессионального  образования

 

Право

 

Реферат

 

                            Способы защиты коммерческой тайны

                                   при взаимоотношении с государством

 

 

                                                         Выполнил студент 1 курса(2012 года обуч.)

                                            Направления 080100.62 Экономика

                                                                     Обучающийся по заочной форме,  на базе среднего

                                   (полного) общего образования

                                      Еремеева Татьяна Владимировна

             «23»марта 2012 г.

                        Научный руководитель:

                           Рубина Инна Евгеньевна

                                 кандидат юридических наук

                                                         доцент кафедры гуманитарных  дисциплин 

 

 

                                              Дата сдачи______________________

                                              Оценка_________________________

                                               Подпись руководителя____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2012 год

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Коммерческая тайна …………………………..………………………………...5

   1.1. Понятие и значение……………………………………………………………...…….7

   1.2. Признаки……………………………………………………………………………..10

   1.3. Степень конфиденциальности………………………………………………………12

   1.4. Составляющие коммерческой тайны……………………………………………….14

Глава 2. Защита коммерческой тайны …………………………………………………17

   2.1 .Способы получения информации…………………………………………………..18

   2.2. Способы защиты……………………………………………………………………..20

   2.3. Ответственность за разглашение…………………………………………...……….23

Заключение ……………………..................................................................................…….28

Список использованных источников и литературы……………………...…………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правовой институт коммерческой тайны  является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке1. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить её получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса. В современных условиях жёсткой конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Как справедливо отмечается в литературе: «Обеспечение правовой защищённости отечественной научно-технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числе экономической и технологической безопасности России. Надёжная правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности – наиболее эффективное средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов и владельцев научно-технических результатов»2.

  В течение продолжительного времени институт коммерческой тайны был неизвестен отечественному законодательству. Это вполне понятно: в условиях отсутствия конкуренции, полного огосударствления экономики просто не было необходимости в подобных правовых институтах. Понятия, близкие по содержанию коммерческой тайне, встречались только в нормативно-правовых актах, посвящённых регулированию внешнеэкономической деятельности советских организаций. Между тем, институт коммерческой тайны имеет в российском праве более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд. Проблема защиты конфиденциальной информации, в том числе коммерческой тайны, была детально разработана в отечественной юриспруденции.

  В условиях становления рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие «безопасность» принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность. Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.

С переходом России к рыночной экономике, с реформированием отечественного законодательства, приведением его  в соответствие с новыми требованиями, интерес к коммерческой тайне снова возрастает, что подтверждается появлением в литературе большого количества работ, посвящённых этой проблеме.

Целью реферата является выявление  особенностей правовой охраны коммерческой тайны.

Задачами, решаемые в ходе работы, являются:

1)  Исследование коммерческой тайны.

2) Выявить признаки и значения  коммерческой тайны.

3)  Выявить способы охраны  коммерческой тайны, а также  ответственность за разглашение коммерческой тайны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Коммерческая тайна

    1. Понятие и значение коммерческой тайны

 

Правителями государств в различные  эпохи создавались специальные  законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной  утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово «тайна»3. Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ. Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства. Торговую тайну составляли элементы индивидуальности, например, знание мест закупки товаров, списки покупателей и иное. Коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия. Тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность в современном понимании.

В законах Российской империи имелись  нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режим промысловой тайны основан на принципе свободы конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и иное) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний или взыскание убытков по гражданским искам).

Таким образом, ознакомление с содержанием  этих книг могло дать достаточно полную картину о торговом предприятии, что, естественно, обусловливало необходимость гарантировать их неприкосновенность.

В современных условиях каждое предприятие  вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие «безопасность» принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность. Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.

Одним из эффективных средств защиты коммерческой тайны предприятия  является введение в организации режима коммерческой тайны, т. е. принятие правовых, организационных, технических  и иных мер по охране конфиденциальности информации.

Несмотря на то, что термин «коммерческая тайна» у всех на слуху, достаточно многие руководители и специалисты не в полной мере понимают, что это такое и как именно необходимо защищать конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Информация, используемая в предпринимательской  деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая. К промышленной относится информация о технологии и способах производства, технических открытиях и изобретениях, «ноу-хау», конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

Вся эта информация представляет различную  ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

-     информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;

-  информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);

-      информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении. Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Информация о работе Способы защиты коммерческой тайны при взаимоотношении с государством