Социально-экономическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на разл

Содержание

1.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ……….….

1.1. Социально-экономическое прогнозирование в системе

государственного регулирования экономики.

Планирование и рыночная экономика ………………….

1.2. Основные понятия и определения ……………………..

1.3. Задачи, функции и принципы прогнозирования ………

1.4. Классификация прогнозов ………………………………..

. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ………………………. 3.1. Классификация методов прогнозирования ……………..

3.2. Формализованные методы прогнозирования……………

3.2.1. Сущность методов экстраполяции ……………………

3.2.2. Методы моделирования ………………………………

3.3. Интуитивные методы прогнозирования …………………

3.3.1. Сущность интуитивных методов прогнозирования.

Методы отбора экспертов ……………………………………..

3.3.2. Методы индивидуальных экспертных оценок ………..

3.3.3. Методы коллективных экспертных оценок …………

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНО-

ЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………...

10.1. Сущность государственного прогнозирования

социально-экономического развития страны…………..

10.2. Государственное прогнозирование социально-

экономического развития Российской Федерации

на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную

перспективу……………………………………………….

10.3. Организация государственное прогнозирование

социально-экономического развития Российской

Федерации ………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 12.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

  Группа  методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи. 
 
 
 
 

  3. 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО 

  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

  РАЗВИТИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  Данная  глава посвящена вопросам организации  государственного прогнозирования социально-экономического развития России. В ней показаны сущность государственного прогнозирования, система государственных прогнозов, особенности разработки государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ. 

  Ключевые  слова: государственное прогнозирование  социально-экономического развития страны, концепция социально-экономического развития страны, программа социально-экономического развития страны, федеральные целевые программы, региональные прогнозы, законодательные органы, исполнительные органы, организационная структура государственного прогнозирования. 

  10.1. Сущность  государственного прогнозирования 

  социально-экономического развития страны 

  Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.

  Система государственных  прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

   1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

   2) концепция социально-экономического развития страны - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;

  3) программа социально-экономического развития страны - это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;

   4) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.

  Разработке  государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим  блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

  Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков(рис. 2).

  Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

  Второй  раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.

  Региональные  прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны. 
 

    
 
 

    

    

  

  

  

  

                                                                        

    
 
 

Рис. 2. Типовая структура  прогноза социально- экономического

   развития  страны 

  Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.

  Прогноз воспроизводства  основных фондов и  инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

  Прогноз трудовых ресурсов и  занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

  Прогноз социально-экономических  предпосылок и  последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

  Прогноз экономического использования  природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.

  Прогноз внешнеэкономических  связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности. 

  10.2. Государственное  прогнозирование социально-экономического  развития Российской Федерации  на

  долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу 

  Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

  Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

  В целях  обеспечения преемственности социально-экономической  политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

  Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

  Первое  после вступления в должность  Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.

  Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

  Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  определяется Правительством РФ.

  В программе  социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

  1) оценка  итогов социально-экономического  развития РФ за предыдущий  период и характеристика состояния экономики РФ;

  2) концепция  программы социально-экономического  развития РФ на среднесрочную  перспективу;

  3) макроэкономическая  политика;

  4) институциональные  преобразования;

  5) инвестиционная  и структурная политика;

  6) аграрная  политика;

  7) экологическая  политика;

  8) социальная  политика;

  9) региональная  экономическая политика;

  10) внешнеэкономическая  политика.

  Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

  Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:

  1. предоставление  оперативной информации Правительству  для принятия решений в области  экономической и социальной политики;

  2. параметры  ежегодного прогноза используются  для разработки показателей проекта государственного бюджета.

  Ежегодное послание Президента РФ, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.

  Правительство РФ одновременно с предоставлением  проекта Федерального бюджета предоставляет  Государственной Думе следующие документы и материалы:

  итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;

  прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;

  проект  сводного финансового баланса по территории РФ;

  перечень  основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;

  перечень  федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

  перечень  и объемы поставок продукции для  федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

  намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики.

  В перечне  федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:

Информация о работе Социально-экономическое прогнозирование