Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории социального государства.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Рассмотреть исторические основы социального государства;
2. Определить сущность и функции социального государства;
3. Выделить основные проблемы развития и совершенствования социального государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………….2
ГЛАВА. I.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………4
1.1. Исторические основы социального государства…………………………4
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО ГОСУДАРСТВА………………………………………………12
2.1. Понятие и сущность социального государства….………………………12
2.2. Функции социального государства…………….…………………………18
2.3 Принципы социального государства…………………..…………………21
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА………………..………………………….24
3.1. Приоритеты социальной политики государства…………...……………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….……….……30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая . Социальное годарство.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Конечная цель социального государства - это сохранение политической стабильности в условиях, когда единственно возможный путь для этого - предоставление всем членам общества возможностей или, как минимум, гарантии для достойного существования.

 

2.2. Функции  социального государства

 

Определение функций социального государства вытекает из общефилософского понимания категории «функция».

В структурно-функциональном анализе под функцией (от лат. functio - совершение, исполнение, исполнение работы) понимается роль, которую определенный социальный институт исполняет относительно потребностей общественной системы или интересов составляющих ее социальных групп и индивидов.18

Функции социального государства можно определить как объективные, относительно устойчивые, специфические свойства данного типа государства, обусловленные его сущностными характеристиками и необходимые для осуществления его задач, вытекающих из целей социального государства.

Получить представление  о содержании функций социального государства можно путем анализа задач, которые формулируются в явном виде и декларируются государством, как правило, в документах, определяющих его социальную политику, но любая концепция содержания функций социального государства принципиально неполна и носит в определенной степени гипотетический характер

Очень важно различать  функции социального государства  и социальные функции государства. Социальные функции есть у любого государства, между тем как социальное государство возникает лишь на определенном этапе развития государства. Именно с возникновением и развитием у государства социальных функций как особых функции многие ученые связывают появление социального государства как особой формы государства. Однако отождествление функций социального государства с социальными функциями государства неправомерно. Оно приводит либо к необоснованному выводу об отсутствии социальных функций у несоциальных государств, либо, напротив, к размыванию границ категории социального государства, а также к смешению понятий функций и задач социального государства.19

В современных  условиях проявляются следующие  функции социального государства:

- компенсаторная, или функция возмещения, решающая задачу выравнивания доходов населения с учетом поляризации оплаты труда в различных сферах услуг (например, бум в информатике привел к резкому росту оплаты труда в этой сфере при сохранении прежнего уровня заработной платы в других сферах обслуживающего труда);

- инвестиционная  функция, определяющая создание социальных предпосылок модернизации, развитие общественной инфраструктуры, образования и науки;

- эмансипаторская  функция, проявляющаяся в защите личности от социальных рисков, возникающих в условиях рыночной экономики.

- функция распределения  и перераспределения средств на социальные расходы, поступающих от наемных работников и работодателей.

Эти функции выражают интересы и цели общества и личности, однако среди них нет ни одной, которая бы выражала интересы и цели самого государства. Между тем социальное государство - это тип государства, определенность которого связана с его собственными целями.

Среди всего  множества функций социального  государства можно выделить основные три функции, выражающие сущность этого  типа государства. К ним относятся:

- ограничительная  функция. Эта функция проявляется по отношению к господствующим классам: посредством нее решаются такие задачи, как ограничение монополизации, регулирование трудовых отношений, регулирование экономики, концентрация средств на социальные нужды;

- обеспечительная функция. Эта функция проявляется при решении таких задач, как социальное страхование, социальное обеспечение, предоставление возможностей получения образования;

- гарантирующая  функция. Эта функция указывает на то, что, взяв на себя обязательства и закрепив их на конституционном уровне в виде системы прав человека и гражданина, государство, по сути, становится должником человека, предоставляя ему право не просто получать помощь от государства в виде милости, а получать её гарантированно, по своей собственной инициативе. Таким образом, человек становится правомочным требовать от государства выполнения взятых на себя социальных гарантий.

Разумеется, все индикаторы модели социального качества не реализованы  в полной мере даже в развитых зарубежных государствах, но как бы ни сложен был путь к формированию социального государства, достижения социального качества жизни, его необходимо пройти для обеспечения достойной жизни человека, его политических, экономических, социальных и культурных прав.

 

 

2.3  Принципы  социального государства

 

Конкретное содержание принципов социального государства  раскрывается в законодательстве, а  реализация - в практической деятельности государства.

Одним из первых принципов, относящихся к современной концепции  социального государства и включенных в конституции, стало положение о социальной функции частной собственности, которое впервые было закреплено в немецких Конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ 1949 г. Вместо прежнего тезиса о «священной и неприкосновенной» частной собственности (французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.) в конституциях появились формулировки: «собственность обязывает», «частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе». С концепцией социальной функции частной собственности связаны и признанная теперь возможность национализации частной собственности, тарифное регулирование, меры против монополизации рынка и многие другие ограничения прав собственника со стороны государства.20

Второй принцип, вошедший в конституции в связи с  концепцией социального государства, - социальное партнерство. Социальное партнерство распространяют, прежде всего, на отношения труда и капитала, работников и работодателей.

Третий принцип социального  государства – социально - экономическое  равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества.

Четвертый принцип - социальная справедливость. Принцип социальной справедливости включает много составляющих, причем они неодинаковы в различных правовых системах стран мира. В большинстве стран к элементам принципа социальной справедливости относят прежде всего установление законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Другой показатель справедливости - это потребительская корзина, набор минимума товаров и услуг, необходимых для жизни человека (черта бедности), он должен быть обеспечен человеку государством (отсутствие такого минимума по независящим от лица причинам дает право на субсидию или пособие от государства, размер корзины для разных категорий лиц: инвалидов, пенсионеров, детей, работающих и т.д., неодинаков). Социальное государство также регулирует независимо от форм собственности вопросы продолжительности рабочего дня, устанавливает обязательные еженедельные выходные дни, ежегодные отпуска, ограничивает сверхурочные работы и т.д. Социальное государство проявляет заботу о развитии образования, это вложение капитала в человека, верный путь к прогрессу общества.21

Следующий принцип социального  государства - социальная ответственность. Она толкуется, прежде всего, как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, различных ее регионов, создавать благоприятные условия жизни для своих работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д. Но социальная ответственность может и должна распространяться на все стороны, участвующие в общественных отношениях.

Вывод: Подводя итоги настоящей главы, отметим, что социальное государство – это, прежде всего, активное, интервенционистское, регуляционное государство, вмешивающееся в сферу социально-экономических отношений и отношений в области культуры, духовной жизни, в конечном счете в общих (общественных) целях, хотя и не всегда на деле равно соблюдающее (и по своему положению не могущее одинаково соблюдать) интересы всех слоев общества и индивидов. Любое государство, прежде всего, выражает интересы социальных слоев и индивидов, доминирующих в обществе экономически, политически и духовно, которые вследствие этого по общему правилу оказывают наиболее сильное давление на юридически и до определенной степени фактически независимую государственную власть, хотя в известных ситуациях решающим может оказаться давление других слоев, под воздействием которых государственная власть может осуществлять иные социально-экономические меры. Последние могут противоречить некоторым интересам доминирующих слоев общества, но в конечном счете они необходимы и им, ибо снимают социальную напряженность, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Цель активной роли социального государства состоит в обеспечении различными методами условий и процессов повышения качества жизни общества и человека, в обеспечении такого уровня жизни, который считается достойным в международном сообществе, но учитывает конкретные условия данной страны, обычаи и традиции ее народа, реальные возможности общества и данной государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

                                                                                                                                                                   

      3.1. Приоритеты социальной политики государства

 

                                                                                                                                                                              Это качество в какой-то мере было присуще и государствам прежних эпох. Даже рабовладельческое и феодальное государство выполняло какие-то ограничительные функции по отношению к всевластию хозяина, осуществляло некоторые арбитражные функции в сфере общественных отношений определенных социальных групп. В современных условиях эта роль государства неизмеримо возросла, приобрела новый качественный характер. Современное социальное законодательство развитых стран детально регулирует отношения труда и капитала, роль социально - экономических организаций работников и работодателей, способы мирного давления на государственную власть с целью добиться удовлетворения тех или иных социально-экономических требований различных групп населения. Однако нужно иметь в виду, что социальное государство не является абсолютно беспристрастным арбитром. Как и всякое государство, оно прежде всего выражает и защищает интересы экономически, политически и идеологически доминирующих слоев общества.22

Общепризнанная теория социального государства его  природа, реальное содержание, функции, позволяет выдвигать критерии, по которым можно государство причислить к социальному.

Критерии, по которым  можно определить социальное государство:

1. Децильный коэффициент.

2. Коэффициент Джини

3. Доля реальной средней  зарплаты по отношению производства  ВНП на душу населения.

4. Доля оплаты труда  в стоимостной структуре ВВП.

5. Расходы семьи на  питание, доля средних слоев  в социальной структуре общества.

6. Соотношение минимальной и средней пенсий к прожиточному минимуму.

7. Минимальная почасовая  зарплата с учетом покупательной  способности валют к зарплате  других социальных государств. Сравнивается  так же минимум и максимум  пенсий с другими государствами.

8. Пособия по безработице и прожиточный минимум, коэффициенты естественного движения населения (разница между числом родившихся и умерших).

9. Продолжительность  жизни.

10. Индекс человеческого  развития.

Статус социального  предполагает юридическую ответственность государства за обеспечение своим гражданам определенных жизненных стандартов. Эти стандарты подлежат развитию, но их нормативы не могут быть ниже прожиточного минимума.

С этой точки зрения основные усилия государства должны быть сконцентрированы на решении трех групп первостепенных задач:

– улучшение социально-экономических условий (увеличение подушевого ВВП, продолжительности и качества жизни, качества здравоохранения);

– повышение интеллектуального и культурного потенциала личности (рост числа студентов, школьников, доступ к культурным ценностям, увеличение количества ученых);

– духовное, нравственное совершенствование личности, формирование адекватной ценностной системы общества и государства.

Эти три направления  тесно связаны и взаимно усиливают  друг друга. Выделение одного из них и отказ от других означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.

Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных  мер по радикальной модернизации социальной сферы:

Во-первых, представляется необходимым создать систему взаимоувязанных социальных институтов, способных реально обеспечить:

– работающим – институт достойной заработной платы, гарантирующей работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни (средняя заработная платы по стране должна быть не менее 5-ти прожиточных минимумов, а доля зарплаты в ВВП – достигать 35%);

– пенсионерам – институт пенсионного страхования, который бы гарантировал наемным работникам возможность заработать (за 35–40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50–60% их заработной платы;

– всем гражданам страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемой обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП); гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на это должны составлять не менее 5% ВВП).

Информация о работе Социальное государство