Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектах права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах. В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Государство………………………………....…………………………..6
1.1 Предпосылки появления государств... ……………………………….......6
1.2 Понятие, признаки и сущность государства.. ……………..…..………....8
1.3 Сущность и типология государств………………………………………11
2. Понятие, признаки и происхождение права.………………..…………. .16
3. Соотношение государства и права..…………………………………18
3.1.Воздействие государства на право……………………………………...18
3.2. Влияние права на государство……………………………………….…21
3.3. Соотношение государства и права……………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………………......26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

 

 

М И Н О Б Р Н А У К И  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ»

(ВлГУ)

 

 

 

Кафедра

«Теории и истории государства и права»

 

 

 

 

Макаров Евгений Александрович

 

Реферат

на тему

«Соотношение государства и права»

 

 

 

 

Выполнена: студентом  1  курса заочного отделения

юридического института ВлГУ

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2013

 

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………. 3

 

1. Государство………………………………....…………………………..6

   1.1  Предпосылки появления государств... ……………………………….......6

   1.2 Понятие, признаки и сущность государства.. ……………..…..………....8

   1.3  Сущность и типология государств………………………………………11

2. Понятие, признаки и происхождение права.………………..…………. .16

 

3. Соотношение государства и права..…………………………………18

     3.1.Воздействие государства на право……………………………………...18

     3.2. Влияние права на государство……………………………………….…21

     3.3. Соотношение государства и права……………………………………..23

 

Заключение ……………………………………………………………………..25

 

Список использованной литературы……………………………………......26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектах права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.       В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера. Поэтому отдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны общественных явлений, необходимые и существенные связи и отношения.  Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть общий объект исследования – государство и право. Каково же соотношение между ними, где место среди этих наук теории права и государства?           На протяжении долгого времени и до сих пор одной из дискуссионных проблем остается соотношение права и государства (или государства и права). По существу такого соотношения высказаны различные, порою противоположные точки зрения. Одни говорят, что право в юридическом смысле не может функционировать без государства, а другие считают, что право является самостоятельным явлением, появляется до государства и может функционировать без государства.      Ради справедливости необходимо отметить, что представление юридического права в качестве норм, установленных государством, существовало всегда. Можно даже сказать, что такое представление было основополагающим для юристов, начиная с оценки природы римского права. Хотелось бы еще подчеркнуть то, что представление права как явления, непосредственно связанного с государством, с его правотворческой деятельностью, всегда присутствовало у юристов-практиков. Такое положение характерно не только для всех времен, но и для всех народов, сознающих свою роль и участие в организации и в определении деятельности государства. Исключение можно сделать разве что для верующих ислама, для которых право связано не с деятельностью государства, а с божественным установлением в Коране и в других источниках мусульманского права.  Итак, целью настоящей работой является изучение вопросов соотношения государства и права.        Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:           1. Определить единство государства и права в обществе.    2. Изучить вопросы взаимодействия государства и права.    3. Выявить противоречия между государством и правом.    Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права–составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.        Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.         Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.

 Во-первых, право означает  то, что «всегда является справедливым  и добрым», - таково естественное  право. В другом смысле право  – это то, что «полезно всем  или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».[1] 

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.       

Споры о понятии права, о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем, поэтому это на данное время эта тема очень актуальна и распространена. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.[2]       Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений» .[1]           При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.   Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»[3].   При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.         В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.        Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство.

      1. Предпосылки появления государств.

Государство и право появляются лишь на определенной ступени развития общества. Общество — это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.[15]            Под обществом в первом случае понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности; во втором случае — определенный этап исторического развития; в третьем — население конкретной страны.            Признаками общества являются:          ♦ обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;               ♦ постоянные интересы, связывающие всех членов общества;     ♦совместное удовлетворение интересов (потребностей) членов общества;              ♦ регулирование поведения посредством установленных обществом общеобязательных правил;            ♦ наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.       Обществу присущи различные формы организации: на первобытнообщинной стадии — родоплеменная, позже — политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государство - обладающее аппаратом управления, законы и учреждения, контролирующие их исполнение.           Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род: объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, который выбирал своего старейшину. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой — должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

По мере развития род разрастался и распадался на несколько дочерних родов. Объединения родов образовывали племена. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных.             Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.     Предпосылки возникновения государства и права: разделение труда (отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы. 

Основными причинами появления государства были следующие:   1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением (развитие производства, обособлением социальных структур и  т.п.;           2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения больших масс людей;          3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;    4. необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего устойчивость общества;           5. необходимость  ведения  войн, оборонительных и захватнических и др.               Указанные причины действовали в различных сочетаниях. В разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Понятие, признаки и сущность государства.

Существует два основных значения термина государство: во-первых, страна, т.е. политико-территориальное образование, и, во-вторых, общественно-политический институт, т.е. организация политической власти, система институтов власти, существующая в той или иной стране. Объединив два этих понятия, можно получить целостную картину об этом сложном социальном феномене и определить государство как организацию политической власти, существующую в определенной стране.                Для того, чтобы отличить государство от других социальных явлений, необходимо рассмотреть признаки государства. Прежде всего, необходимо отметить следующее: признаком называется все, что так или иначе характеризует предмет, явление – в чем они сходны, в чем различны между собой. Необходимо иметь в виду, что признаками государства могут быть только те, которые отличают его как особую политико-правовую реальность.    Сущность предмета или явления могут раскрыть только существенные признаки, признаки, выражающие сущность того или иного предмета или явления. В философии существует положение, согласно которому, между явлением и его существенными признаками есть неотъемлемая, двухсторонняя связь, а именно: явление не может существовать без них, но и они, в свою очередь, не могут существовать без него. Например, государство и право являются непременным элементом, существенным признаком современного цивилизованного общества, которое без государства и права таковым бы не было, и в то же время государство и право не могут существовать вне общества.

В классической марксистско-ленинской теории государства и права выделяют три основных признака, отличающих государство и право от родовой организации первобытного общества: 

1. Разделение населения  по территориальному признаку, в  результате чего родовая организация  общества преобразуется в административно-территориальную.             2. Учреждение публичной власти, которая, являясь политической властью экономически господствующего класса, не сливается с населением. Ее осуществляет группа привилегированных людей, занимающихся только управлением и использующих для этого аппарат принуждения.     3. Введение налоговой системы, основу которой составляют взносы населения на содержание публичной власти.      

Вместе с тем общественные отношения в постоянно меняющемся мире, ставшие предметом исследования правовой науки, существенно отличаются от тех, в которых Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” выделял указанные три признака.  С позиции современных подходов в теории государства и права принято выделять пять основных признаков, характеризующих государственно-правовую организацию общества: 1) территория; 2) население; 3) организация публичной (политической) власти; 4) налоги; 5) суверенитет.           

Территория. Если при родовом строе люди группировались в общины по кровно - родственным связям, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по признаку территории, т.е. по месту жительства. Новый принцип разделения населения по территории позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определенной массой людей, находящихся на территории, очерченной границами. Поэтому именно территориальная, а не национальная или иная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства. Заметим, что территория как признак государства фиксирует определенную часть земли, поверхность планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Применительно к территории понятия “государство” как организация политической власти и “страна”, в принципе, совпадают. Государство и есть организация политической власти страны. 

Население. Данный признак характеризует состав и “относимость”, т.е. принадлежность людей к данному обществу, гражданству; порядок и понятия формы предоставления гражданства, именно через понятия “гражданство”, “население” происходит объединение людей в рамках всего общества. В отличие от родоплеменной организации общества, где люди объединялись по признаку кровного родства и становились членами данного общества в силу своей принадлежности к конкретному роду, при государственной организации общества, человек становится его членом в силу особой политико-юридической связи с государством, которую и принято называть гражданством.        

Информация о работе Соотношение государства и права