Современное юридическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Однако науку не следует воспринимать как простую сумму определенных знаний. Сущность научного постижения мира заключается не только в процессе механического сбора и систематизации официально признанных и получивших соответствующее формальное закрепление «истин», но и в самом процессе поиска знания, претендующего на истинность. При этом следует учитывать, что система знаний о наиболее существенных свойствах познаваемых явлений (природы, общества, мышления) не существует вне человеческой деятельности по изучению данных явлений, поэтому и истинным (научным), и ложным (псевдонаучным) знание считается в зависимости от сформировавшегося в той или иной исследовательской среде отношения к нему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теория государства и права в системе юридических наук………………..5
1.1 Место теории государства и права в системе юридических наук……….6
1.2 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина……..11
2. Юридическое образование…………………………………………………13
2.1 Современное юридическое образование………………………………...13
2.2 Профессия юрист, адвокат………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….....21
Глоссарий………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

3. Значение теории государства и права.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теория государства  и права в системе юридических  наук………………..5

1.1 Место теории государства и права в системе юридических наук……….6

1.2 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина……..11

2. Юридическое образование…………………………………………………13

2.1 Современное юридическое  образование………………………………...13

2.2 Профессия юрист, адвокат………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………….....21

Глоссарий………………………………………………………………………23

Список использованных источников………………………………………...26

Приложение…………………………………………………………………....28

 

Введение

Вопрос о познаваемости  мира относится к так называемым «вечным» вопросам, волнующим человечество на протяжении всей его истории. В  процессе эволюции человечество производит накопление сведений, знаний об окружающей действительности, систематизирует  и обобщает их, для того чтобы  впоследствии использовать накопленный  опыт. Способность накапливать и  передавать опыт, полученный в процессе мыслительной и практической деятельности, является специфическим свойством  разумной природы, обеспечивающим возможность  эволюции человеческого сообщества, его качественное совершенствование  в процессе «восхождения» от примитивных  форм социальной жизнедеятельности  к высокоразвитым цивилизациям.

Наука как средство мировосприятия представляет собой систему знаний о наиболее существенных свойствах (признаках) изучаемых явлений действительности, закономерностях их существования  и развития.

Однако науку не следует  воспринимать как простую сумму  определенных знаний. Сущность научного постижения мира заключается не только в процессе механического сбора  и систематизации официально признанных и получивших соответствующее формальное закрепление «истин», но и в самом процессе поиска знания, претендующего на истинность. При этом следует учитывать, что система знаний о наиболее существенных свойствах познаваемых явлений (природы, общества, мышления) не существует вне человеческой деятельности по изучению данных явлений, поэтому и истинным (научным), и ложным (псевдонаучным) знание считается в зависимости от сформировавшегося в той или иной исследовательской среде отношения к нему.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение науки: наука — это целенаправленный результативный процесс получения, систематизации и обобщения признаваемых истинными знаний о сущности, структуре и содержании мироздания и о месте в системе мироздания человека и общества.

Кроме того, под словом «наука»  может подразумеваться и «систематическое воспроизводство знаний», или научная  дисциплина. В рамках подобного понимания наука — это социальный институт, аккумулирующий потребности общества в определенного рода знаниях; система научных учреждений; научное сообщество; механизм трансляции знаний и применения их на практике. Наиболее убедительным эмпирическим показателем возникновения научной дисциплины выступает процесс ее преподавания, обеспечивающий получение сведений о той или иной сфере познания и одновременно способствующий ее популяризации. Преподавание научной дисциплины является наглядным свидетельством социального признания и востребованности данной науки.

 

1. Теория государства и права в системе юридических наук

1.1 Место теории государства и права в системе юридических наук

Теория государства и  права теснейшим образом взаимосвязана  с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с  одной стороны, общая, исходная теоретическая  основа для их существования и  развития, выполняет по отношению  к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, как отмечалось, ведущее место в системе юридических  наук. В этом смысле теория государства  и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

С другой стороны, теория государства  и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных  юридических наук, используя и  обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

Так, изучение историей государства  и права государственных институтов и законодательства в отдельных  странах или регионах в различные  хронологические периоды опирается  на понимание разрабатываемых теорией  государства и права общих  представлений о закономерностях  возникновения и развития государства  и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного механизма (аппарата) и его структуры, источника  права, закона, отрасли права и  т.д. В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права.

Все отраслевые юридические  науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. –  руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти  положения опираются на анализ и  синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический  материал и теоретические обобщения  – один из важнейшихисточников существования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международным  правом и другими науками о  государстве и праве.

Теория государства и  права органически взаимосвязана  не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными  науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства  и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, вырабатываемыми  теорией государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права и с  диалектико-ма-териалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Руководствуясь отправными положениями исторического материализма, открытыми им законами общественного  развития, теория государства и права  сосредоточивается на специальном  изучении государства и права, специфических  закономерностях, многообразных сторонах и тонкостях их возникновения, развития и функционирования. Исторический материализм, в свою очередь, при рассмотрении государственно-правовых явлений жизни  общества пользуется данными теории государства и права.

Неразрывная связь существует также между теорией государства  и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается  теория государства и права с  поли-тологией, изучающей политику и политические системы современного

мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает  ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных  черт и особенностей, отличающих его  от партий, общественных организаций  и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

В свою очередь, политология  использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и  государства, функций и механизма  государства, форм государственного правления  и национально-государственного устройства, политического режима, законности и  правопорядка и т.д.

Учитывая значимость и  место, которое занимают проблемы государства -- главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку.

Методологически объединяя  и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической  подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным  частным вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать  «узкими специалистами», активно  способствует формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Существенно заметить также, что углубление обратной связи между  теорией государства и права  с частными или структурными юридическими науками ведет к возрастанию  роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов.

Тесное соотношение теории государства и права с другими  гуманитарными науками обогащает  ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора  и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.

 

 1.2 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина

Система учебных юридических  дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических  наук. Преподавание учебных дисциплин  призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение обучаемыми знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования. Так, история государства и права дает, обучаемым систематизированные знания о конкретно-историческом развитии государственно-правовых явлений;

посредством отраслевых и  специальных юридических дисциплин  они овладевают знаниями действующих  нормативно-правовых актов, практикой  их применения, навыками составления  юридических документов, совершения определенных юридических действий.

Профессия юриста затрагивает  различные стороны общественной жизни. Поэтому в юридических  учебных заведениях преподается  широкий круг учебных дисциплин, которые в отдельных случаях  не совпадают с системой юридических  наук. Они строятся дифференцирование), с учетом профиля обучения, и не всегда соответствуют названию той или иной юридической науки. Некоторые юридические дисциплины могут содержать учебный материал, который составляет часть конкретной юридической науки (например, авторское право как часть гражданского права). Другие учебные юридические дисциплины могут включать материал, относящийся к различным юридическим наукам (торговое право, транспортное право, военное законодательство и др.). В юридических учебных заведениях преподаются и неюридические специальные дисциплины (бухгалтерский учет, машинопись, основы компьютерной техники). Их преподавание обусловлено потребностями юридической практики.

В системе юридических  дисциплин теория государства и  права занимает ведущее место, так  как она вооружает обучаемых  знанием наиболее общих закономерностей  государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает  фундамент общей юридической  культуры, юридического мышления, формирует  научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов.

Главная же заслуга теории государства и права состоит  в том, что она позволяет обучаемым  со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать  их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и  роль в политической системе общества. Вооруженные знаниями общей теории государства и права, юристы могут  плодотворно содействовать решению  разнообразных вопросов государственного и правового строительства.

Информация о работе Современное юридическое образование