Советское законодательство военного и послевоенного времени (1940 - середина 1950-х гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

На рассвете 22 июня 1941 г. войска нацистской Германии и ее союзников вторглись на территорию нашей страны. Тем самым германское правительство растоптало все договоры, заключенные им с Советским Союзом в 1939 г. Нами были потеряны громадные территории, под оккупацией оказались миллионы советских людей, в боях погибли или попали в плен сотни тысяч красноармейцев и командиров Красной Армии. Тем не менее Гитлеру не удалось осуществить свой план молниеносного разгрома Советского Союза .Трудности и неудачи начального периода войны не сломили патриотический дух советского народа, его верность Отчизне. Развернулась борьба за перестройку всей жизни нашей страны на военный лад, за укрепление советских вооруженных сил. "Все для фронта! Все для Победы!" - этому лозунгу подчинили свою деятельность все народы нашего Отечества.

Содержание

1.Введение---------------------------------------------------------------------------------3
2. Советское законодательство военного периода.--------------------------------5
2.1. Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны----------------------------------------------------------------------------------------5
3.Изменения в праве---------------------------------------------------------------------9
3.1.Гражданское право------------------------------------------------------------------9
3.2.Трудовое право-----------------------------------------------------------------------10
3.3.Семейное право-----------------------------------------------------------------------11
3.4.Уголовное право----------------------------------------------------------------------14
4.Советское законодательство послевоенного периода----------------------------15
5.Заключение-------------------------------------------------------------------------------
6.Библиографический список----------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая иогп.docx

— 27.84 Кб (Скачать файл)

Нижегородский  государственный  университет

 им. Н.И.Лобачевского

Дзержинский филиал

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

Курсовая работа

по истории  отечественного государства и права

на тему:

Советское законодательство военного и послевоенного времени

 (1940 - середина 1950-х гг.).

 

 

Работу выполнила

студентка 1 курса

группы 

 

Проверила:

к.ю.н.,доцент

Биюшкина  Н.И.

 

Дзержинск

2011

 

 

 

Оглавление .

1.Введение---------------------------------------------------------------------------------3

2. Советское законодательство военного периода.--------------------------------5

2.1. Изменения правотворческой  и правоисполнительной деятельностей  в условиях войны----------------------------------------------------------------------------------------5

3.Изменения в праве---------------------------------------------------------------------9

3.1.Гражданское право------------------------------------------------------------------9

3.2.Трудовое право-----------------------------------------------------------------------10

3.3.Семейное право-----------------------------------------------------------------------11

3.4.Уголовное право----------------------------------------------------------------------14

4.Советское законодательство  послевоенного периода----------------------------15

5.Заключение-------------------------------------------------------------------------------

6.Библиографический список-----------------------------------------------------------

 

Введение.

На рассвете 22 июня 1941 г. войска нацистской Германии и ее союзников  вторглись на территорию нашей страны. Тем самым германское правительство  растоптало все договоры, заключенные  им с Советским Союзом в 1939 г. Нами были потеряны громадные территории, под оккупацией оказались миллионы советских людей, в боях погибли  или попали в плен сотни тысяч  красноармейцев и командиров Красной  Армии. Тем не менее Гитлеру не удалось осуществить свой план молниеносного  разгрома Советского Союза .Трудности  и неудачи начального периода  войны не сломили патриотический дух советского народа, его верность Отчизне. Развернулась борьба за перестройку  всей жизни нашей страны на военный  лад, за укрепление советских вооруженных  сил. "Все для фронта! Все для  Победы!" - этому лозунгу подчинили  свою деятельность все народы нашего Отечества.

9 мая наша страна отпраздновала  День Победы над Германией.  В июле - августе 1945 г. на Потсдамской  конференции руководители трех  великих держав - СССР, США и Англии - определили основные принципы  послевоенного устройства мира. Вторая мировая война, конференции  в Тегеране, Ялте и Потсдаме  наглядно доказали возможность  успешного сотрудничества стран  с различным общественным и  политическим строем в борьбе  против общего врага, возможность  взаимоприемлемого решения спорных  вопросов.

Эта война показала всему  миру силу патриотизма народов СССР. Стойкость нашего солдата вызывала восхищение у людей планеты. Безмерная  любовь к Отчизне, ее свободе и  независимости явилась главной  движущей силой Победы. Неиссякаемым источником нашего могущества была также  дружба народов. Идеология интернационализма  одержала решительную победу над  идеологией расовой ненависти. Народное хозяйство Советского Союза, рабочие, крестьяне, интеллигенция выдержали  самые суровые испытания.

Не менее серьезной  проверке подверглось и само государство, которое вынуждено было срочно перестраиваться  на военный лад. 22 июня 1941 г. Президиум  Верховного Совета СССР принял Указ "О  военном положении", а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным  и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей  форме программа мероприятий  Коммунистической партии и государства  по борьбе с фашистским агрессором. В этом документе указывалось, что  государственные и партийные  органы должны искоренить благодушие и беспечность, проявление которых  чрезвычайно опасно в военных  условиях, обеспечить укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовать все силы на разгром фашизма.

В новой обстановке просто необходимо было провести серьезную  перестройку как государственного аппарата, так и всей правовой базы.

 

2. Советское законодательство военного периода

2.1.Изменения правотворческой  и правоисполнительной деятельностей  в условиях войны.

После вероломного, неожиданного и подлого наступления фашисткой  Германии без объявления войны, нарушившего  пакт о ненападении 1939г.1, Советское правительство понимало необходимость перевода всех граней социальной жизни на новый лад и ведение новой внутренней и внешней политики отвечающей условиям военного времени. Изменение общественных отношений, определялись главным образом военными обстоятельствами, преследовали главную цель - добиться скорейшей победы над врагом. Советское право в целом и каждая его отрасль играли важную роль в мобилизации потенциала страны для отпора агрессору, в укреплении дисциплины и соблюдении правопорядка. Вся правостроительная деятельность Советского государства была подчинена решению проблем военного времени.

Положения военного времени  дали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которые  зачастую были радикальными и чрезвычайными. В первую очередь это относилось к правовому регулированию вопросов, связанных с введением военного положения, а в ряде местностей, где  возникала угроза захвата территории, - даже осадного положения. Это был  особый правовой режим, предусматривавший  значительное расширение полномочий военных  властей, расширение круга дел, подсудных  военным трибуналам, применение чрезвычайных мер по обеспечению государственной  безопасности, охране общественного  порядка и укреплению обороноспособности, а также решавший другие задачи, необходимые для победы над мощным врагом. Когда враг подошел к Москве и возникла угроза ее захвата, Государственный  Комитет Обороны 19 октября 1941 г. принял постановление о введении с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих к  городу районах осадного положения  в целях тылового обеспечения  обороны Москвы. Согласно этому постановлению  запрещалось всякое уличное движение, как отдельных лиц, так и транспорта с 12 ч ночи до 5 ч утра, нарушители порядка должны были немедленно привлекаться к суду военного трибунала, провокаторы, шпионы и прочие агенты врага, призывавшие  к нарушению порядка, расстреливались  на месте и т.д. Советское государство  исходило из указания Ленина о том, что «раз война оказалась неизбежной - все для войны, и малейшая распущенность  и недостаток энергии должны быть караемы по законам военного времени».

В целях быстрой мобилизации  советских народов и для принятия мер защиты от врага, 31 июня 1941 г. Президиум  Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и  СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость  создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные  органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Состав ГКО был узким, вначале  в него входило пять человек, затем  он был расширен до 9 человек. Возглавил  его И. В. Сталин. ГКО занимался  всеми проблемами, связанными с решением основной задачи - разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные  задачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя  аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Для  подготовки проектов постановлений, решения  конкретных вопросов, изучения и решения  сложных вопросов ГКО создавал комитеты, советы, комиссии. Существовал институт уполномоченных ГКО, обычно уполномоченные назначались ГКО для решения  определенных вопросов. В прифронтовых городах создавались городские  комитеты обороны, которые возглавлялись  первыми секретарями обкомов  или горкомов партий. В них также  входили председатели областного или  городского исполкомов, представители  военного командования, начальники управления НКВД и другие лица. За быстрый срок в союзе удалось создать более 60 комитетов. ГКО осуществлял интенсивную  правотворческую деятельность, которая  к концу войны насчитывала  более 10 тыс. постановлений. Так, 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление "О  всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР", по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Организация  этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах.

Юридической базой всего  законодательства продолжали оставаться Конституция СССР 1936 г. и конституции  союзных и автономных республик. При этом особое значение приобретали  те их нормы, которые прямо касались вопросов обороны страны - состояния  войны, общей и частичной мобилизации, руководства вооруженными силами, всеобщей воинской обязанности и прохождения  военной службы гражданами СССР. Конституционная  обязанность граждан по защите Отечества  получила свою конкретизацию в ряде нормативных актов Советского государства, изданных уже в первые дни войны, прежде всего в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О военном  положении» от 22 июня 1941 г. Особое значение имели решения Государственного Комитета Обороны, относившиеся к числу  актов высшей юридической силы. Они  были обязательны для исполнения всех партийных, советских, комсомольских  и военных организаций, равно  как и для всех граждан.

Согласно Указу «О военном  положении», военные власти могли  издавать обязательные для всего  населения постановления, устанавливая за их неисполнение наказания в административном порядке в виде лишения свободы  сроком до 6 месяцев или штрафа до 3 тыс. руб. Они были вправе отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и  требовать от них безусловного и  немедленного их исполнения.

Приказы и инструкции общесоюзных  и союзно-республиканских наркоматов тоже стали весьма распространенным источником права. Значительное число  правовых норм было издано органами военного командования после закона «О создании войсковых формирований союзных  республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский  народный комиссариат», принятого 1 февраля 1944 г. Верховным Советом СССР. В  марте - октябре 1944 г. Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы  обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в  свои Конституции.

Правотворческая деятельность Советского государства дополнялась  судебной практикой. Особое значение приобрели  постановления Пленума Верховного Суда СССР, которые оперативно и  гибко откликались на требования военного времени. Верховный Суд  разъяснял нижестоящим судам, как  им надлежало применять советское  законодательство. Устанавливая порядок  применения ряда правовых норм, толкуя законы и подзаконные акты, Верховный  Суд нередко восполнял в то же время пробелы в праве, которые  выявлялись в практике, но не были решены законодателем и не могли быть восполнены в процессе законодательной  деятельности из-за сложной обстановки. Огромную роль в правосудии сыграл указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., утвердивший Положение  о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось  Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право  временно отстранять председателей, их заместителей и членов нижестоящих  трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность  военных трибуналов. Они рассматривали  все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях  против обороны, общественного порядка  и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был  изменен в связи с войной и  процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой  председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного  времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение.

Война вынудила Советское  государство приостановить действие некоторых норм Конституции до окончания  войны, а другие видоизменить в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Конституционные  гарантии свободы слова, печати, митингов, шествий, демонстраций, неприкосновенности жилища и тайны переписки не могли  в условиях войны осуществляться в том же объеме, что и до нее. Некоторые институты советского права, не применявшиеся в мирных условиях, во время войны получили весьма значительное применение, стали  важным инструментом решения новых  сложных проблем.

Многие нормативные акты, принятые во время войны, исчерпали  себя еще до ее окончания, другие - вскоре после конца войны. Но ряд актов  военного времени был рассчитан  на перспективу, на сравнительно долговременное действие. Подобная устремленность законодательства в будущее, намерение советского законодательства в ходе войны решать вопросы так, «как это должно быть после войны», основывались на глубоком убеждении партии и всего народа в торжестве своего дела, в победе СССР.

Условия войны ограничивали правотворческую деятельность представительных органов власти всех ступеней, включая  и Верховный Совет СССР. Значительно  большую, чем раньше, роль в нормотворчестве  стали играть Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных  Советов союзных республик, СНК  СССР. Многие указы законодательного характера к тому же не вносились  тогда на утверждение Верховных  Советов. Во время войны обычный  для издания советских законов  порядок не всегда мог быть точно  соблюден, он был упрощен, приспособлен к быстро меняющейся военной, политической и хозяйственной обстановке.

Во вражеском тылу в  ряде районов сохранялись непрерывность  и преемственность действия советских  правовых норм. Органы, представлявшие там Советскую власть, издавали постановления, распоряжения, приказы на основе Советской  Конституции, советского законодательства.

Хотя в целях быстрой  и решительной борьбы с преступлениями, представлявшими во время войны  наибольшую опасность, была расширена  компетенция военных трибуналов и упрощена процедура судебного  разбирательства дел, но и при  этом основные принципы организации  и деятельности органов правосудия, установленные Конституцией СССР, оставались незыблемыми. Так же, как и в  мирное время, соблюдались принципы гласности, устности и непосредственности. Не было существенных отступлений от них и при рассмотрении дел  в действующей армии.

3.Изменения права  в военные годы

3.1 Гражданское право

Информация о работе Советское законодательство военного и послевоенного времени (1940 - середина 1950-х гг.)