Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
- изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:
Изучить понятие «системы права», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………..…… 3
СИСТЕМА ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВА
Понятие и элементы системы права ………………………….……. 5
Отрасли права, как основные элементы структуры системы
права …………………………………………………………..……. 10
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Понятие и элементы системы законодательства ………………… 18
Соотношение системы права и системы законодательства …..… 22
Развитие системы права и системы законодательства ……..…… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .…………………….…… 29

Вложенные файлы: 1 файл

V-_Sistema_prava_i_sistema_zakonodatelstva.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………..…… 3

  1. СИСТЕМА ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВА
    1. Понятие и элементы системы права ………………………….……. 5
    2. Отрасли  права, как основные элементы структуры системы

права …………………………………………………………..……. 10

  1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    1. Понятие и элементы системы законодательства ………………… 18
    2. Соотношение системы права и системы законодательства …..… 22
    3. Развитие системы права и системы законодательства ……..…… 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...… 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .…………………….…… 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы: «Система права и система законодательства». Предмет курсового исследования – право и законодательство. Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.

Эта тема является актуальной в теории государства  и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы  на характер связи между этими двумя системами. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей системы права России и системы законодательства, и их разграничения важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.

Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т. д.), которые регламентируют различные вопросы, связанные с системой права и законодательством. Во-вторых, система права является относительно молодой и поэтому она находится в постоянном поиске путей своего развития, поэтому существует ряд публикаций в научно-периодической литературе (статьи в журналах и газетах). Среди таких авторов можно выделить: Скурко Е.В., Лукашева Е.А., Поленина С.В., и т.п. Кроме того, существует ряд монографических работ по этой теме, посвященных и системам права мира (Рене Давид), и системе права сначала СССР, а теперь системе права России (Синюков В.Н., Шафеев Д. Р). 

Объектом курсовой работы являются общественные отношения  возникающие в процессе разграничения системы права и системы законодательства

Предметом курсовой работы выступают отдельные особенности  систем права и законодательства.

Цель работы:

- изучение системы  права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи  между ними.

Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:

  1. Изучить понятие «системы права», ее сущность как правового явления и структурную организацию.
  2. Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.
  3. Сравнить две системы: систему права и систему законодательства. Выяснить, какой характер связи существует между ними.
  4. Рассмотреть особенности развития двух систем на современном этапе.

Методологическая  основа курсовой работы. Разнообразие используемого материала обусловило сочетание различных методов исследования: философско-правового, общенаучного (диалектического и системно-структурного анализа, и др.) и специальных (сравнительно-правового, историко-правового, формально-юридического и др.).   

Теоретическая основа курсовой работы. При написании курсовой работы использовались труды таких авторов, как Алексеев С.С., Ардашкин В.Д., Базылев Б.Т., Витченко А.М., Гуреев П.П., Кириллов В.И., Старченко А.А., Кожевников С.Н. Козлов, Ю.М., Марченко, М.Н., Овсепян Ж.И., Попкова Е.С., Попов Л.Л., Савостин А.А., Сорокин В.Д., Чечина Н.А., Якуба О.М. и т.д.

Структура и  объем курсовой работы. Курсовая работа выполнена в объеме, соответствующем требованиям методических рекомендаций. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

        1. СИСТЕМА ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ

СИСТЕМЫ ПРАВА

 

1.1.Понятие и элементы системы права

 

Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и  взаимодействии между собой, а также учет функциональных свойств правовых явлений по отношении к человеку, государству обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущностные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось понятие «система права»1.

Под системой права  в теории государства и права  понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой2.

Системность –  общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа.

При этом не следует  смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач3.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация  – это всего лишь сознательно  проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными  элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма  – первичный элемент системы  права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права  представляет собой обособившуюся  внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

Для образования  самостоятельной отрасли права  имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования4.

Качественная  однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все  отрасли права взаимосвязаны  и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в  гражданском праве – авторское  право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права  – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты  призваны регламентировать отдельные  участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве  – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее5.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой  институт состоит из норм одной отрасли  права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные  институты направлены на регулирование  соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права)6.

Таким образом, система права представляет собой  сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Информация о работе Система права и система законодательства