Система образования в Российской Федерации и ее нормативно-правовая база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:45, реферат

Краткое описание

С самого маленького возраста мы попадаем в образовательную систему. На каждом этапе этой системы наши родители, родственники и даже мы сами сталкиваемся с выбором образовательного учреждения. Для того чтобы сделать верный выбор необходимо знать, как устроена система образования в Российской Федерации. Это необходимо, потому что образование влияет на формирование нашей личности, уровень наших знаний и интеллект; от того, какое образование мы получим, зависит наша дальнейшая судьба.
Поэтому цели моей работы это:
- понять что такое образование;
- какова структура образования в России;
- какими нормативными документами обусловлено наше право на получение образования;
- как проходит образовательная политика;
- какие источники финансирования образования существуют.

Содержание

1. Введение

2. Организационно-правовая система управления образованием

3. Общая структура системы образования РФ

4. Финансирование государственных ВУЗов

5. Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики

6. Заключение

7. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

образование вуз.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание:

  1. Введение
  1. Организационно-правовая система управления образованием
  1. Общая структура  системы образования РФ
  1. Финансирование  государственных ВУЗов 
  1. Основные  направления, этапы и меры реализации образовательной политики
  1. Заключение
  1. Список  используемой литературы

 

    1. Введение.

     С самого маленького возраста мы попадаем  в образовательную систему. На каждом этапе этой системы наши родители, родственники и даже мы сами сталкиваемся с выбором  образовательного учреждения. Для того чтобы сделать верный выбор необходимо знать, как устроена система образования  в Российской Федерации. Это необходимо, потому что образование влияет на формирование нашей личности, уровень наших знаний и интеллект; от того, какое образование мы получим, зависит наша дальнейшая судьба.

     Поэтому цели моей работы это:

     - понять что такое образование;

     - какова структура образования  в России;

     - какими нормативными документами  обусловлено наше право на получение образования;

     - как проходит образовательная  политика;

     - какие источники финансирования образования существуют.

 

      2. Организационно-правовая система управления образованием.

     Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в  интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных стандартов).

     Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою квалификацию.

     Под основным общим образованием в настоящее  время понимается девятиклассное образование.

     За  последние десять лет система  высшего и среднего образования  в Российской Федерации подверглась  реформированию, что в первую очередь  нашло выражение в пересмотре действующего законодательства в этой сфере. Вместе с рыночной экономикой получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, колледжи, вузы.

     В 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании» (с последующими изменениями). Законом гарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

     Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

     Система образования представляет собой  совокупность образовательных программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

     Образование может быть получено: в образовательном  учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных) занятий с преподавателем.

     28 марта 1998 г. был принят Федеральный  закон «О воинской обязанности  и военной службе», в соответствии  с которым в России введена  обязательная подготовка к военной  службе. До призыва на военную  службу граждане мужского пола  проходят подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

     3. Общая структура системы образования РФ

     Согласно  Закону Российской Федерации «Об  образовании», Российское образование  представляет собой непрерывную  систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
  • учреждения  дополнительного образования;
  • другие  учреждения, предоставляющие образовательные  услуги.

     Государственные и муниципальные образовательные  учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

     Образовательная система объединяет дошкольное, общее  среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

     В зависимости от числа направлений  обучения студентов вузы делятся  на университеты, академии и институты. Федеральный Закон "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

  • первая  ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,
  • вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,
  • третья ступень: "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

     БАКАЛАВР – это выпускник вуза, который учился в вузе всего 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации; вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования (п.7 ст. 6 вышеупомянутого Закона).

     ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ.  Если решили получить квалификацию “дипломированный специалист”, то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование).

     МАГИСТРАТУРА  - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра.

     Выпускнику, прошедшему итоговую государственную  аттестацию по аккредитованной образовательной  программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

     Объем и структура приема студентов  на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами  приема, которые устанавливаются  ежегодно соответствующим федеральным  органом исполнительной власти, в  ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

     Одной из преобладающих тенденций в  высшем образовании России является увеличение доли платного обучения. Таким образом, система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.

     Во-первых, развитие подготовки специалистов шло  высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.

     Во-вторых, контрольные цифры приема студентов  на первый курс государственных вузов  только за 5 лет возросли на 50%. Это  единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов.

     В-третьих, дополнительные возможности для  реализации права граждан на образование  обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. - государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200). Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации

     В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных  и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю  российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.

     В-пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте - педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.

     В-шестых, реформирование внутренней структуры  вузов характеризуется:

     - появлением новых дипломов (по  различным квалификациям);

     - преподаванием новых дисциплин  и создание новых факультетов;

     - информатизацией, все более и  более используемой для дистанционного обучения через Интернет;

     - международным сотрудничеством.

     - учреждения высшего образования  получили широкие возможности  привлечения внебюджетных средств  за предоставление образовательных  услуг;

     - сложилась общественно-государственная система разработки и оценки содержания образовательных программ и учебной литературы.

     4. Финансирование государственных ВУЗов.

 

     Вопросы финансирования образовательной деятельности и научной деятельности государственного вуза определяются отдельными правовыми нормами. Основные принципы финансирования деятельности высшего учебного заведения определены Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В частности, статья 28 Закона устанавливает порядок финансирования образовательной деятельности государственных вузов и проводимых в них научных исследований. В части 1 настоящей статьи говорится, что финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся вузы, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования. Следует отметить, что эта правовая норма не фиксирует однозначно, из какого бюджета (федерального или субъекта Российской Федерации) финансируется вуз.

Информация о работе Система образования в Российской Федерации и ее нормативно-правовая база