Семья регилиозного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение понятия и выявления признаков правовых систем и правовых семей, а предметом исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) современности. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………........... 3


1. Понятие и классификация правовых систем………………………. 4

1.1. Понятие правовой системы. Правовая семья……………………. 4


1.2. Классификация правовых систем…………………………………. 5


2. Основные характеристики семьи религиозного права…….. ………7


2.1. Признаки религиозной правовой семьи…………………………… 9


2.2. Мусульманская правовая система………………………………….. 9


2.3. Индусское право……………………………………………………. 16


2.4. Право Дальнего Востока на примере Китая………………………..20


Заключение……………………………………………………………….. 27


Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

 

    Составной частью  правовой системы Индии являются  также мусульманские религиозные  учения, потому что многие индийцы, особенно представители низших каст, приняли ислам, проникший на территорию Индии еще в средние века. Индия долгое время была колонией Англии, следствием этого стало влияние англо-саксонского права, которое основывается на судебном прецеденте. Но англо-саксонское право действует только в городах, а в селах же продолжает регулировать общественные отношения правовой обычай. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2.4. Право Дальнего  Востока на  примере Китая

 

    Традиционная  для Китая концепция общественного  строя, развивавшаяся до XIX века вне какого-либо иностранного влияния, полностью отличается от западной концепции. Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы, постулат о существовании космогонического строя, в котором взаимодействуют земля, небо и люди. Земля и небо подчинены неизменным законам, а люди - хозяева своих поступков, поэтому от того, как они ведут себя, зависит, будет в мире порядок или, наоборот, беспорядок.

 

    Вследствие  таких взглядов китайцы отрицательно относятся к нашей идее права, с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. К юристам китайцы относятся с недоверием. Используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов. Хотят они того или нет, но тем самым они способствуют недостойному поведению, несовместимому с интересами общества. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению.

 

    Законы  не являются нормальным средством решения  конфликтов между людьми. Их полезная роль ограничивается тем, что они  предлагают образцы поведения и  предостерегают тех, кто повел бы себя антиобщественным образом.

 

    Согласно  китайской концепции социального  покоя, конфликты между индивидами возникают потому, что они не придерживаются дао. Поэтому улаживание конфликтов не сводится к выяснению, кто из соперников действует по закону. Главное – заставить их понять, как вести себя в духе дао в общем, чтобы осознать, что от них требуется в тех или иных обстоятельствах. Каждая сторона должна не стремиться доказать свою правоту, а размышлять над тем, соответствует ли ее позиция дао. Вопрос не в том, чтобы решить, чьи доводы аргументированы лучше, а в том, чтобы обе стороны поняли, в чем состоит их долг в деле восстановления нарушенного ими покоя.

 

    Однако  речь не должна идти о буквальном следовании законам; при их исполнении и применении должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал в том, чтобы законы вообще не применялись и судебные решения не выносились.

 

    Традиционная  китайская концепция не отрицает права, но полагает при этом, что  оно хорошо для варваров, для тех, кто не заботится о морали, для неисправимых преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Китайский же народ прекрасно обходится и без права. Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регулирует межличностные отношения так, как ему подсказывает смысл, следуя не праву, а соглашению и гармонии. Эту гармонию легко восстановить благодаря тому, что китайцы воспитаны так, что ищут причины конфликта не в злой воле или неспособности противника, а в своих собственных ошибках, нерадении, оплошности. В атмосфере, где каждый готов признать свои ошибки, людей нетрудно заставить пойти на уступки и согласиться на вмешательство посредника; страх перед общественным мнением может придать этому согласию принудительный характер.

 

    Ряд факторов  еще более усугубляет неприязнь  к праву. Среди них на первом плане  плохая (быть может, умышленно плохая) организация правосудия, что отнюдь це волнует власти. Чиновник, на которого возложено вершить правосудие, весьма далек от тяжущихся, так как, по общему правилу, он приглашается на этот пост из другой провинции и поэтому плохо знает местные наречие и обычаи. Его служащие, с которыми непосредственно имеют дело тяжущиеся, коррумпированы, они нарочно затягивают процесс, ибо кормятся от него. Обращение с тяжущимися унизительное, а исход процесса всегда весьма сомнителен. "Выигранный процесс - потерянные деньги",- говорит народная поговорка. Все это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путем внесудебных процедур.

 

    Конфуцианство. Преобладание  ритов. Тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течение веков, соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание. В отличие от конфуцианцев легисты придерживались противоположного взгляда на все важные социальные вопросы. Если Конфуций и его школа верили в добродетели человека, в возможность его убеждения воспитанием и примером правителей, то легисты были убеждены в том, что человек в своей сущности эгоистичен, стремится только к достижению своих корыстных целей и поэтому должен строго наказываться в соответствии с законодательством. Многие легисты рассматривали позитивное право как веса и меры. В этом качестве правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми. Наиболее известный легист Хан Фейцзы утверждал: «Хотя хороший плотник может точно мерить на глаз, он все же пользуется для измерения линейкой. Мудрец может сразу же принять умное решение, но он всегда спросит мнение старцев. Как полагают легисты, закон должен быть известен всем. Хан Фейцзы также подчеркивал: «Закон надлежит записать, сохранить в отчетах властей и выполнять. Поэтому нет ничего желаннее, чем его обнародование...» Законы должны иметь ясный смысл и должны быть доведены до сведения каждого. Легисты не принимают концепцию произвольного саморегулирования мира. Следовательно, им чужд даосистский принцип недеяния. Легисты озабочены построением хорошо организованного мира. В этом смысле их идеи, видимо, не сильно отличаются от идей конфуцианцев. Но в действительности между легизмом и конфуцианством существует большое различие.

 

    Китай в течение  веков жил, не зная организованных  юридических профессий. Суд творили  администраторы, сдававшие для занятия  поста экзамены литературного  характера. Они не знали права  и руководствовались советами  своих чиновников, принадлежавших  к наследственной касте. Людей, сведущих  в законе, презирали, и если советовались  с ними, то тайно. Не было юридической  доктрины, и в долгой истории  Китая не обнаруживается ни  одного крупного юриста, оставившего  в ней след.

 

    Кодификация. Идея "общества без права" как  будто была поставлена под сомнение революцией 1911 года. После провозглашения республики велась редакционная работа по созданию кодексов; Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929--1931 годах.

 

    Гражданский процессуальный  кодекс - в 1932 году. Земельный  кодекс - в 1930 году. Внешне, во всяком случае, китайское право европеизировалось и вошло, как это полагают многие изучавшие его, в семью правовых систем, основанных на римском праве.

 

    Китайская Народная  Республика. В результате победы  коммунистической партии, возглавляемой  Мао Цзэдуном, Китай с 1 октября 1949 года стал Народной республикой. Как и Советский Союз, он руководствуется  идеологией марксизма-ленинизма. Однако  положение Китая глубоко отличается  от положения Советского Союза. Советский Союз и страны народной  демократии в Европе легко  пришли к необходимости принципа  законности в переходный период. В этих странах в течение  веков признавалась первенствующая  роль закона, который и был  использован для создания и  организации нового общества.

 

    В первые годы  после прихода коммунистов к  власти могло сложиться впечатление, что они, хотя и с неохотой, признают важность права и  закона, видя в них самый эффективный, быстро действующий инструмент  перестройки общества.

 

    Органические  законы 1949 года, которые предусматривали  воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950--1951 годах были изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др.

 

    Конституция 1954 года, построенная по модели советской  Конституции 1936 года. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. В 1957 году действовало более 2700 народных судов. Постановление 1954 года содержало гарантии против ареста и задержания. В 1954 году в Китае была создана Внешнеторговая арбитражная комиссия в рамках Совета по расширению международной торговли. Предварительный регламент этой комиссии, принятый в 1956 году, соответствовал советскому образцу.

 

    В 1960 году произошел  полный разрыв с  СССР. Хотя китайская критика была сконцентрирована на советском руководстве, которое пришло на смену Сталину, в действительности в Китае была отброшена вся политическая линия, которой следовал Советский Союз начиная с 1917 года. Таким образом, приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам, созданию нового типа общественных отношений, исключающих всякую возможность и даже желание эксплуатации.

 

    Отказ от принципа  законности. Принцип законности, который  и так не был прочен ни  в общественном сознании, ни в  практике, оказался вновь отброшен. Были прекращены кодификационные  работы. Партийные директивы заменили  законы. Ограничена деятельность  судов, поставленных под контроль  исполнительных органов. Подчеркивалось  подчинение права (как и экономики) политике. Все это вело к возврату  старой почитаемой традиции: социальный  мир и порядок должны быть  достигнуты путем воспитания, для  создания нового строя необходим  общий консенсус. Согласие и примирение - самое главное, а право может  играть лишь подчиненную роль.

 

    После принятия  Конституции 1978 года активизировалось  законодательство. Начиная с 1979 года  изданы: Избирательный закон.

 

    Органический  закон о судах, Закон о совместных предприятиях, Закон об иностранных инвестициях, Закон о браке. В это же время введены в действие Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (в первом 182 статьи, во втором 164).

 

    Отличия от прошлого. Говоря о возврате к  традиции, следует иметь в виду, что понятие "возврат" следует понимать лишь в формальном, техническом смысле. По существу же, и здесь существуют фундаментальные различия между старым и сегодняшним Китаем.

 

    Нынешние  руководители КНР, сами пострадавшие во время "культурной революции", осознают необходимость умиротворения в стране и считают, что законодательство может стать препятствием на пути несправедливостей. Подчеркивая в отличие от своих предшественников приверженность к легализму, эти руководители одновременно как бы успокаивают иностранцев, в инвестициях которых заинтересована страна.

 

    Принятие  Уголовного кодекса было также призвано способствовать борьбе с возросшей  преступностью.

 

    Однако  законодательство не сможет быть реализовано, пока существенно не возрастет количество судов, судей и адвокатов и не изменится традиционная враждебность к твердым законам. Весьма сомнительно, что законность и право будут играть в этой огромной стране ту же роль, какая отведена им в западных странах.

 

    Современное право  КНР – это сложный  по содержанию, объективно обусловленный масштаб свободы, выражающийся, во-первых, через систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом, во-вторых, через систему общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    В современном  мире в целом наблюдается  процесс сближения правовых систем различных государств, их взаимопроникновение  и взаимовлияние. Приоритетными среди норм права цивилизованных стран становятся, прежде всего, нормы, направленные на защиту прав и свобод человека.

 

    Правда, наиболее  сложно процессы унификации правовых  норм и законодательства в  целом протекают в тех государствах, правовые системы которых находятся под сильным воздействием религиозных и национальных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Большой  юридический словарь. 3-е изд., доп.  и перераб. / Под ред. проф. А.  Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007.  

2. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международные отношения, 2006. 

3. Давид Р. Основные правовые  системы современности. М., 2004. 

4. Крашенинникова Н.А. Индусское  право: история и современность. М., 2008. 

5. Проблемы общей теории  права и государства: учебник  для вузов / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2008. 

6. Саидов А.Х. Введение  в основные правовые системы  современности. Ташкент, 2008. 

7. Саидов А.Х. Введение  в сравнительное правоведение. М., 2004. 

8. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 2005. 

9. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – 2-е, перераб. и доп. изд-е. – М.: Право и закон, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Семья регилиозного права