СРО – история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

Европа и США уже давно познали преимущества саморегулирования. Практически любой вид деятельности, любой вид бизнеса в странах с развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования. Показательным является тот факт, что большинство стран Европы и США стали Членами Всемирной торговой организации. Это означает, что практически всякое государство, стремящееся стать членом ВТО и равноправно участвовать в мировой торговле, должно создать современную, эффективную экономику. К европейским странам, имеющим систему “саморегулирования” относятся, например, Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария, которые также являются Членами Всемирной торговой организации.

Вложенные файлы: 1 файл

СРО история и современность.docx

— 23.28 Кб (Скачать файл)

СРО – история и современность

Европа и США уже давно познали преимущества саморегулирования. Практически любой вид деятельности, любой вид бизнеса в странах с развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования.

Показательным является тот факт, что большинство стран Европы и США стали Членами Всемирной торговой организации. Это означает, что практически всякое государство, стремящееся стать членом ВТО и равноправно участвовать в мировой торговле, должно создать современную, эффективную экономику.

К европейским странам, имеющим систему “саморегулирования” относятся, например, Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария, которые также являются Членами Всемирной торговой организации.

Сегодня Польша, Чешская Республика и Словакия имеет 10-15 летний опыт применения соответственных законов, регулирующих налоговое консультирование, и такой же опыт работы профессиональных объединений строителей  и специалистов.

Рассмотрим систему регулирования строительной деятельности, существующую в Великобритании, где при наличии достаточно подробного общего законодательства о строительной деятельности, большая роль принадлежит общественным, в том числе саморегулируемым, структурам.

Так, Национальный Совет Домостроительства (National Housebuilders Council (NHBC)) Великобритании устанавливает нормы и правила строительства новых домов и принимает жалобы от их покупателей.

Совет устанавливает стандарты для строящихся домов. Стандарты  разрабатываются комитетом, в который входят представители потребителей, строительных компаний и других профессиональных организаций. Комитет учитывает и юридические требования, содержащиеся в Строительных нормах, правилах и стандартах Великобритании.

Строительная компания, желающая вступить в данную схему, должна пройти инспектирование своей работы по строительству и аудиторскую проверку финансовой деятельности. Строительные организации, входящие в схему, также должны соблюдать установленные стандарты. Их деятельность подвергается регулярным проверкам в ходе выполнения работ.

NНВС выдает покупателям страховой сертификат, который называется «Buildmark». Он является гарантией завершения работ (либо выплаты суммы, необходимой для их завершения), в случае если строительная компания прекратит свою деятельность прежде, чем дом будет построен. Сертификат также гарантирует устранение недостатков и дефектов, возникших в результате несоответствия стандартам в первые два года, устранение крупных дефектов, возникших в результате неспособности выполнять стандарты в последующие годы, – всего сроком до десяти лет. Этот сертификат может быть передан последующему владельцу собственности.

В систему саморегулирования строительной деятельности Великобритании вовлечены и другие профессиональные образования: Британская сталелитейная строительная ассоциация; Лицензированный (привилегированный) институт Строительства; Чартерный институт строительного сервисного проектирования; Ассоциация строительного оборудования; Консульство строительной индустрии; Ассоциация строительного производства; Федерация торговых ассоциаций, относящихся к охране окружающей среды; Институт гражданского строительства; Институт инженеров-строителей; Королевский институт архитекторов Британии; Королевский институт оценщиков.

В системе взаимодействия с государственными структурами (Отделом строительных норм и правил при the Office of the Deputy Prime Minister (ODPM), строительные ассоциации, как саморегулируемые организации, уполномочены:  строить открытые отношения со строительными организациями и компаниями; анализировать и координировать деятельность подведомственных организаций – членов ассоциаций; помогать компаниям совершенствовать и улучшать их деятельность; организовывать обучение персонала и повышение квалификации для кадров строительной индустрии; представлять интересы компаний-членов в правительстве; обеспечивать правовое регулирование и защиту интересов компаний- членов; проверять компании и присуждать им «Марку Доверия»; устанавливать дополнительные собственные критерии и показатели для организаций и компаний, желающих вступить в саморегулируемую организацию (ассоциацию).

При этом ассоциация (саморегулируемая организация) проверяет и оценивает: минимум 12 месяцев коммерческой деятельности строительной организации; отсутствие финансовых задолженностей и судебных исков против компании; наличие обязательной страховки общей ответственности и ответственности работодателя; кредитную историю строительной организации; менеджмент (директорат фирмы); наличие у работников карт CSCS (свидетельство профессиональной пригодности строителя) и уровень NVQ (диплом о профессиональных навыках). Кроме того, необходимо 6 рекомендательных писем, включая одно от «профессионального» или органа местного самоуправления, а также результаты (заключения) о контроле качества строительных работ.  По результатам этой работы решается вопрос о присвоении организации «марки качества».

В рамках нашей темы значительный интерес представляет опыт регулирования строительной деятельности в США. Его своеобразие выражается, в том, что в этой стране найдено, достаточно разумное сочетание государственного регулирования и управления в строительстве и саморегулирования. Так, главным федеральным органом, несущим ответственность за реализацию национальных программ в сфере строительства, является Министерство жилищного строительства и городского развития (Department of housing and urban development of US). При этом на указанное министерство возложены в основном политические и координационные функции. Строительная деятельность также весьма подробно регулируется федеральным законодательством. Однако предметом регулирования является, как правило, исключительно деятельность государства по обеспечению жилищных прав малообеспеченных категорий граждан, выполнению социальных программ.

Работающий на территории США и Канады  COUNCIL OF BETTER BUSINESS BUREAU (распространенная аббревиатура - ВВВ), чье название можно перевести как «Совет бюро лучшего бизнеса», является примером американского подхода к саморегулированию. В его основе лежит социальная ответственность бизнеса, а в функции СРО заложен не только контроль над действиями своих членов, но и распространение лучших практик в той или иной индустрии.    

  ВВВ – некоммерческая неправительственная организация, представляющая собой сеть из 123 бюро в Северной Америке, основная цель которых – объединить компании, которые берут на себя добровольное обязательство работать по тем или иным высоким этическим стандартам, и проследить, как они это обязательство выполняют. Отраслевая принадлежность значения не имеет. Финансируется деятельность этого «надзорного органа» самими корпорациями – то есть «надзираемыми». 

Бюро занимаются тем, что:

• принимают в свой состав компании, прошедшие аккредитацию и доказавшие право носить звание участника ВВВ;

• следят за соблюдением своими членами заданных стандартов;

• аккумулируют от потребителей информацию о злоупотреблениях компаний (как членов, так и не членов) и проводят разбирательства, вынося решение в пользу той или иной стороны;

• изгоняют из своих рядов провинившихся участников;

• бьют тревогу, доводя до общественности случаи мошенничества;

• собирают положительные примеры высокой социальной ответственности бизнеса и доводят их до сведения общества.

Все вышесказанное можно суммировать так: ВВВ является своего рода информационным мостиком между производителями товаров и услуг с одной стороны и их клиентами – с другой, который позволяет наладить между ними устойчивую положительную связь. До определенной степени Совет можно сравнить с Обществом защиты прав потребителей в России, с той разницей, что у ВВВ гораздо больше функций. Он стремится играть не пассивную, а активную роль, а его членами являются сами компании, которые добровольно согласились с тем, что их деятельность будет контролироваться третьей стороной.

Другой известный аналог (опять же, до некоторой степени) – торгово-промышленные палаты, которые не только служат площадками для коммуникации между бизнес-структурами, но и выступают посредниками в разрешении деловых споров, а также конфликтов между предпринимателями и рядовыми потребителями. Информация о конкретных спорах своих членов с потребителями, согласно политике ВВВ, не раскрывается.

Локальные бюро управляются независимо от центрального, самостоятельно формируя свои советы директоров и принимая решения по конкретным ситуациям. В единую сеть, помимо бренда, их связывают единые требования, которые разрабатываются и утверждаются сообща. Руководители местных офисов формируют состав правления центрального Совета, куда также входят директора корпораций и известные эксперты из числа ученых и правоведов.

Аккредитованные компании получают право использовать логотип ВВВ на печатной продукции, а также при определенных условиях и на своих интернет-сайтах, что за счет известности бренда ВВВ повышает их продажи.

Цель ВВВ для бизнеса заключается в том, чтобы действовать не как адвокат для производителей товаров и услуг или потребителей, а как посредник, пользующийся доверием, способный, к взаимному удовлетворению, разрешить возникающие разногласия. «Мы даем возможность бизнесу получить обратную связь и таким образом стать более конкурентоспособным», говорится в заявлении ВВВ.

Такой непривычный для России подход не вызывает удивления, если знать, что история борьбы потребителей за свои права в США длится уже больше века. Council of Better Business Bureau официально был основан в 1970 году. До этого времени, начиная с 1900-х, существовало несколько различных организаций – прототипов ВВВ, которые выполняли похожие функции. Важно понять, что некоммерческие и неправительственные структуры, ставившие своей целью защитить интересы общества от посягательств нацеленного на прибыль бизнеса, появились несколько поколений назад, уже давно прижились и не являются для американцев чем-то необычным. Часто они были инициированы или поддерживались самими корпорациями, осознавшими, что применение нечестных или просто неэтичных методов в погоне за краткосрочным выигрышем принесет в долгосрочной перспективе убытки. Собственно говоря, в этом и состоит одна из основ саморегулирования как такового.

Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады регулируется саморегулируемыми организациями. Кого ни возьмешь — стоматологов, акушеров, фармацевтов, производителей пива, фермеров, парикмахеров, — любой профессионал, любая даже микрофирма является членом того или иного отраслевого СРО. Во многом поэтому местные потребители получают качественный товар и сервис. И при этом ни в Европе, ни в США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет такого огромного штата чиновников, поставленных для контроля за выполнением правил и стандартов бизнеса, как в нашей стране.

Россия в этой сфере тоже не новичок. Наша страна знакома со СРО уже полтора века. Прообразом саморегулируемой организации можно по праву считать созданную в 1870 году Московскую биржу. Согласно уставу, на ее представительный орган — биржевой комитет — возлагалась защита интересов биржевого сообщества перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат, причем издавна.

В 90-х годах ХХ века о саморегулировании вспомнили, когда законодательно оформляли принципы деятельности и контроля за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также оценщиков. Тот же принцип заложен и в концепцию Федерального закона “Об инвестиционных фондах”, принятого в 2001 году.

Современное саморегулирование предполагает установление строгих правил игры участников рынка, включая и санкции за нарушение этих правил, и механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка. Все это в определенной степени ограничивает свободу экономических агентов — участников СРО. Но с другой стороны — правила игры и сами разрешения конфликтов и споров осуществляются самими участниками рынка, без прямого вмешательства государства, но под его присмотром.

Уникальность СРО состоит в том, что, с одной стороны, подобные организации фактически берут на себя государственное регулирование. Но в то же время их деятельность абсолютно не противоречит нормативам, созданным государством. На современном этапе развития экономики саморегулирование представляется наиболее совершенной моделью взаимоотношений производителей товаров и услуг и их потребителей. СРО производителей с одной стороны защищают интересы своих участников как на рынке, так и перед государством. В то же время СРО очень избирательно подходят к собственным членам. Ведь основной принцип современного СРО — материальная ответственность за каждого субъекта, входящего в него. А значит, число случайных, некомпетентных и непрофессиональных и попросту мошеннических компаний, предпринимателей и фирм в СРО будет сведено до минимума — СРО будет невыгодно принимать в свои ряды “темные и серые” бизнесы, неся за них солидарную материальную ответственность.

Государство в данном случае, просто лицензируя участников рынка, не имеет возможности постоянно контролировать их последующую деятельность.

Потребитель, вступая в деловые отношения с участником СРО, очевидно, выигрывает — любые ошибки, недочеты и недоделки поставщика и производителя на основании выставленного к члену иска могут быть компенсированы его СРО. В то время как государство-лицензиат перед потребителями практически никакой ответственности не несет, а значит, и компенсаций потребителю не выплачивает.

Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, саморегулирование - это не только некий новый, более либеральный, порядок лицензирования, нормирования и стандартизации предпринимательской деятельности. Это гораздо больше, а именно одна из важнейших форм существования хозяйствующих субъектов в таком обществе, где фундаментом является добровольный, взаимовыгодный и достаточно свободный обмен продуктами труда на договорной основе, а не иллюзии справедливого распределения.

Практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Информация о работе СРО – история и современность